В статье автор исследует влияние визуального образа города на психоэмоциональное состояние учителей и обучающихся старших классов.
Ключевые слова: визуальный образ, психоэмоциональное состояние, виды городской среды.
Живущие в городе люди всегда становятся взаимосвязаны с той средой, которая их окружает. Совершая пешие прогулки по Санкт-Петербургу и создавая фотоснимки в разные годы и сезоны, я заметил, что город выглядит по-разному. Наблюдая у себя разные эмоциональные состояния в зависимости от того, какое сейчас время года и где именно я нахожусь, возникла идея выявить влияние визуальной среды на самочувствие и настроение человека, на его психоэмоциональное состояние.
«Визуальный» в толковом словаре С. И. Ожегова означает «относящийся непосредственно к восприятию невооруженным или вооруженным взглядом», т. е. визуальная среда — всё то, что окружает нас, на что мы смотрим глазами. [1]
Окружающая среда — это среда жизни и деятельности человека, природный и созданный человеком материальный мир. Искусственная среда создается сознательной волей человека и не имеет аналогов в естественной природе. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная среда часто находится в противоречии с законом зрительного восприятия человека. Видеоэкология и психология окружающей среды изучают вопросы влияния окружающей обстановки на психоэмоциональное состояние и здоровье человека. Филин В. А. говорит в своих исследованиях о гомогенной, агрессивной и комфортной среде города. [2]
Изучая вопрос влияния городской среды, я пришел к выводу, что в основном говорится о негативном влиянии города на самочувствие человека. Но всегда ли мы можем говорить об отрицательных качествах города? Может ли человек испытывать радость, прогуливаясь по красивым улицам и находить умиротворение в прогулках? Существует ряд исследований влияния визуальной среды на психоэмоциональное состояние горожан, но они не учитывают возраст жителей, особенности жизненной ситуации (человек эмоционально-расслаблен или он напряжен). Отсутствуют данные по старшеклассникам, а ведь они чаще сталкиваются с тревогой, связанной и с экзаменами, и с поступлением, и с выбором профессии. Стоит ли специально планировать места для прогулок, чтобы поддерживать себя в уравновешенном состоянии? Можно ли обратиться к аудио-визуальному ряду для улучшения настроения? Такие вопросы подтолкнули меня к теме исследования.
Были составлен опросник и отобраны фотографии. Респондентам предлагалась выбрать те изображения, которые вызывали ощущения: спокойствия, тревоги, надежды на лучшее, усталости и радости. На опросник было предложено ответить учителям школы № 285, № 7, лицея № 395, ученикам 8–9 классов и 10–11 классов школ № 285, № 395, № 505, № 290, № 547 и школы в Аннино. Всего в опросе участвовал 61 человек.
Рис. 1. Вариант № 6, ощущение «спокойствия»
На рисунке 1 мы наблюдаем вариант, где 43 % респондентов выбрали в качестве изображения, вызывающих ощущение «спокойствия» современную набережную. Возможно, близость к воде придает данной фотографии такую ассоциативную связь.
Рис. 2. Вариант № 1, «неприятные ощущения и тревога»
На рисунке 2 проиллюстрирован вариант, который был оценен как вызывающий «неприятные ощущения и тревогу» у 44 % респондентов. Это обычный панельный дом, нуждающийся в ремонте. Интересным является и тот факт, что подобранные изображения не нашли отклика по данному запросу у 35 % опрошенных. Возможно, это является подтверждением того факта, что в районе, в котором проживает большая часть опрошенных, встречаются разные дома, и представленные варианты не вызвали никаких ассоциаций.
При выборе изображений, вызывающих ощущения усталости и утомления были выявлены интересные факты. Ответы на данный вопрос разнообразны. 22 % респондентов не нашли подходящего изображения к данному запросу. Чаще всего это были учащиеся 8–9 класса, скорее всего в силу погруженности в свои внутренние переживания, разрушенные здания не вызывают у них тех эмоций, о которых говорится в вопросе либо вызывают совершенно иное состояние. 20 % опрошенных выбрали заброшенное здание и 17 % предпочли недействующее и разрушенное здание дома культура. Из этого следует, что разрушенное здание вызывает ощущение утомления у 37 % людей, участвующих в опросе. Удивительно, но в качестве объекта, вызывающих ассоциативную связь «усталость» 17 % респондентов выбрали историческое здание около метро «Парка Победы». Возможно, оно выглядит громоздко и массивно, не обладает изящностью линий, чем может вызывать ощущения, связанные с утомлением.
Исторический центр Санкт-Петербурга вызывает радостные ощущения у респондентов. Это и достопримечательность нашего города — Дворцовая площадь с огромным пространством, и небольшая набережная возле Александро-Невской лавры.
89 % респондентов отмечают благотворное влияние прогулок по красивым местам нашего города на эмоциональной фон, настроение и самочувствие. В комментариях было отмечено, что прогулки прекрасно воздействуют на снижение тревожность и страхи, снижают беспокойство. У учащихся любимые места в городе зависят от времени года. Обычно летом, золотой осенью прогулки особенно приятны! Учащиеся так же отмечают влияние солнечных дней на настроение.
Можно говорить о том, что визуальный образ города влияет на психоэмоциональное состояние человека. Можно проследить как негативное влияние: ощущение усталости и утомления, тревогу; так и положительное: ощущения спокойствия, веру в лучшее, радость. Прогулки по любимым местам благотворно влияют на эмоциональный фон, настроение и самочувствие. Существует малое количество людей (в нашем исследовании 10 % респондентов), которые не подвержены влиянию внешнего вида города.
Литература:
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. — 940 с.
2. Филин В. А. Автоматия саккад. М.: МЦ «Видеоэкология». изд. Московский Университет. 2001, 263 с