В данной статье автором затрагиваются вопросы создания и функционирования детских и молодежных центров. Рассмотрены результаты проведенного исследования, по итогам которых определены основные проблемы создания и функционирования в образовательных организациях медиацентров.
Ключевые слова: медиакоммуникация, медиацентр, профессиональная ориентация.
In this article, the author touches upon the issues of the creation and functioning of children's and youth centers. The results of the conducted research are considered, according to the results of which the main problems of the creation and functioning of media centers in educational organizations are identified.
Keywords: media communication, media center, professional orientation.
С развитием информационных и мультимедийных технологий в современном обществе и с перспективой их внедрения во все сферы жизнедеятельности общества, возникает потребность повышения медиаграмотности населения и возможность использования медиакоммуникаций в самореализации человека.
Под медиаграмотностью понимается способность получать, анализировать, оценивать и передавать сообщение в информационном поле. В качестве информационного поля следует обозначить печатные и электронные СМИ, телевидение, социальные сети, видеохостинги, сайты. Таким образом, в ходе передачи полученной информаций зрителю, аудитории, возникает медиакоммуникация, которая является фактором в формировании лояльности читателей и зрителей.
В изучаемом нами вопросе основной целевой группой является молодежь и учащиеся образовательных организаций всех типов и видов, так как детские и молодежные пресс-центры являются не только формой досуга, но и одним из условием профессиональной ориентации учащихся и способом самореализации в качестве специалиста в области журналистики, видеосъемки и фотосъемки, анимации, графического дизайна, специалиста по продвижению в социальных сетях и многое другое.
Остается главным вопрос: как образовательному учреждению, не имея достаточной материально-технической базы и квалификации преподавателей, открыть и развивать на своей площадке пресс-центры как эффективный инструмент медиакоммуникации между учреждением и читателем, профессиональной ориентации учащихся, включенных в деятельность медиацентра.
На сегодняшний день в Республике Дагестан, по данным проведенного нами исследования, открыты и функционируют порядка двухсот медиацентров в образовательных организациях. В соотношении количества образовательных организаций — 1200 школ, где учащихся с 5 по 11 класс, а это — порядка 300000 тысяч детей с количеством медиацентров, процент охвата составляет 16 % — что в два раза меньше половины. Это говорит о том, что существуют проблемы при создании и развитии медиацентров.
Среди таких проблем, по результатам проведенного опроса, следует отметить следующие
— отсутствие знаний и компетенций по открытию и развитию детских и молодежных пресс-центров;
— загруженность преподавателей и учащихся основной учебной деятельностью;
— нежелание руководства учреждения открывать и развивать медиацентры;
— отсутствие материально-технических и финансовых возможностей учреждения.
По данным проведенного опроса, в деятельность детских и молодежных пресс-центров вовлечены 1000 учащихся. Основными причинами их участия в деятельности медиацентра можно выделить следующие: желание участвовать в общественной жизни учреждения, освоить навыки профессии в сфере медиа, активное времяпрепровождение.
Таким образом, необходимо разработать практико-ориентированные методы в организации медиастудии в образовательном учреждении, в рамках которого необходима методическая основа работы наставника и учащихся. Практико-ориентированный подход подразумевает, что не имею достаточно материально-технической оснащенности в организации медиастудии, учащимися будут использоваться методическое обеспечение, разработанное в соответствии с условиями образовательного учреждения. В данном методическом пособии важно указать способы организации медиастудии с использованием уже имеющихся средств учреждения и выстроить системы практической подготовки будущих деятелей в сфере медиа.
Также важно выстроить систему взаимодействия с организациями, имеющими опыт в работе медиастудии. К таким организациям следует отнести как сами образовательные учреждения, так и профильные организации: печатные и электронные СМИ, телевидение, пресс-службы государственных организаций. Данные организации могут представить опыт не только в методическом обеспечении, но и представить собственные материально-технические ресурсы или выстроить систему наставничества для эффективного функционирования детских и молодежных медиа-центров.
Таким образом, выстраивается медиакоммуникация между учреждениями, основной целью которой является создание условий для функционирования детских и молодежных медиацентров, а также профессиональной ориентации и самоопределения учащихся в сфере медиа.
Литература:
- Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 20 (279). — С. 13–17.
- Кравежина Л. Е. Парадигмы, тенденции развития и трансформации видеоконтента в традиционном телевидении и в Интернете // Креативная экономика. 2014. № 9 (93). — С. 115–123.
- Московкина, Ю. Ю. Новые медиа как средства массовой информации / Ю. Ю. Московкина // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 239–241.
- Чижик А. В. Новые медиа форматы в современной России// Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2014, Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2014 г. — С. 164–171.