В статье освещена работа по реализации проекта «Мобильная библиотека для немобильных людей».
Ключевые слова: мобильная библиотека, мобильный читальный зал, библиотека, Дом инвалидов.
Никогда раньше я не задумывалась о том, что среди нас есть люди, для которых мир ограничен стенами комнаты. В школе я вижу радостные лица ребят, на улице — спешащих по своим делам взрослых, играющих на площадках детей. Обычная жизнь — в будни и праздники. Редко можно увидеть на улице человека в инвалидной коляске. Но оказывается, в нашем городе много людей с ограниченными возможностями здоровья. В городе Чайковский проживает более 82000 человек, из них — более 3000 инвалидов 1-ой и 2-ой группы. Также есть пожилые люди, которые в силу возраста и слабого здоровья постоянно находятся в своей квартире. Они оторваны от социума, у них нет возможности сходить в магазин, в библиотеку. Известно, что пожилые люди предпочитают именно бумажные носители, читают книги, газеты, которые покупают или берут в библиотеке. Телефоном пользуются только как средством связи. У немобильных людей нет возможности посещать библиотеки, книгообменники, магазины. Электронные книги для них также недоступны. Кроме того, им не хватает простого человеческого общения. Это актуальная проблема, которая меня волнует.
Чтобы как-то помочь людям с ограниченными возможностями, я предложила организовать работу мобильной библиотеки. На занятиях по внеурочной деятельности «Субботний интерактив», который курирует методист школы Ольга Владимировна Малыгина, я выбрала модуль «Территория проектов» («Школа проектировщиков»), которым руководит Татьяна Алексеевна Пак, учитель русского языка и литературы. Мной был разработан проект «Мобильная библиотека для немобильных людей», в реализации которого была задействована группа ребят, выбравших данный модуль. Также я обратилась за помощью к библиотекарю школы Светлане Геннадьевне Рябовой. Новизна проекта заключается в том, что в городе Чайковский нет подобной мобильной библиотеки. Есть мобильная библиотека для гаджетов, которой может воспользоваться активное население. Но такой библиотеки, когда мы можем принести одиноким людям нужную книгу, можем ее почитать или просто пообщаться с немобильными людьми, у нас в городе нет.
Цели проекта: 1. Предоставление возможности гражданам, ограниченным от социума, пользоваться услугами мобильной библиотеки. 2. Создание условий для общения одиноких людей с учащимися 11-ой школы.
Задачи проекта:
- Обратиться в Отдел по работе с населением микрорайона «Текстильщик».
- Изучить потребности немобильных граждан микрорайона.
- Организовать посещение одиноких людей, обеспечивать необходимой литературой из школьной и городской библиотек.
- Организовать сотрудничество с Чайковским Домом-интернатом для престарелых и инвалидов.
- Запланировать дни посещения Дома-интерната для престарелых и инвалидов.
- Организовать в Доме инвалидов работу мобильной библиотеки и мобильного читального зала.
- Провести анализ деятельности, продумать развитие проекта.
Продуктом проекта должна стать системная работа мобильной библиотеки и мобильного читального зала, читательские формуляры пациентов Дома-интерната для престарелых и инвалидов, положительное отношение пациентов к участникам проекта. Были предусмотрены риски . Одинокие люди могли отказаться от общения с группой, работники Дома инвалидов — отказаться от сотрудничества, родители — запретить посещать квартиры одиноких людей и Дом-интернат. Продуманы пути ликвидации рисков: найти возможность познакомиться с другими одинокими людьми; обратиться за помощью в Отдел по связям с общественностью при администрации Чайковского городского округа; убедить родителей в пользе такой деятельности либо пригласить в группу других учащихся.
Бюджет проекта составил 6461 рубль. Деньги были потрачены на подарки одиноким людям, канцтовары для изготовления сувениров, настольные игры для мобильного читального зала. Но основную сумму — 5100 рублей — мы истратили на проезд в общественном транспорте.
Реализация проекта проходила поэтапно. На первом этапе в сентябре 2022 года была сформирована группа проектировщиков, оформлена идея, разработан проект. С октября 2022 года по апрель 2023 года продолжался основной этап. Было организовано посещение квартир одиноких граждан и Чайковского Дома инвалидов, предоставление книг из школьной и городской библиотек, налажена работа мобильного читального зала. В мае 2023 года — на заключительном этапе — были подведены итоги работы по реализации проекта.
Сначала у нас состоялась встреча с членами Отдела по работе с населением микрорайона «Текстильщик», Совета ветеранов. Нам предоставили списки одиноких пожилых людей, и мы пошли знакомиться с ними. Так получилось, что наш визит 1 октября совпал с праздником — Днём пожилых людей. Я провела мастер-класс по изготовлению цветов из цветной бумаги, чтобы украсить ими открытки. Руководители проекта купили коробки конфет и шоколадки, чтобы поздравить пожилых людей с этим днём.
Рис. 1. Поздравление пожилых людей с праздником
Наше знакомство с пенсионеркой Дегтярёвой Алевтиной Павловной вылилось в дружбу. Инвалид по зрению, лишённая возможности самостоятельно читать, очень много рассказывала о себе и своей деятельности, а мы читали ей пожелтевшие старые газеты. Она оказалась очень интересным человеком, в прошлом педагогом медицинского колледжа. Мы пригласили Алевтину Павловну к шестиклассникам на классный час, посвящённый снятию блокады Ленинграда. Во время войны Алевтина Павловна жила в Кварсе, вместе с сельскими жителями встречала эвакуированных из Ленинграда детей. 6А класс взял шефство над пенсионеркой и стал помогать в решении бытовых вопросов.
Рис. 2. Посещение квартир пожилых людей
Мы обратились к администрации Чайковского Дома-интерната для престарелых и инвалидов, чтобы получить разрешение посещать пациентов, организовать работу мобильной библиотеки и мобильного читального зала. Согласие было получено. Мы пригласили для совместной деятельности команду волонтёров нашей школы во главе с учителем информатики Марией Александровной Бабкиной. С декабря 2022 г. по апрель 2023 г. мы посещали Чайковский Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Школьный библиотекарь научила нас заполнять читательские формуляры и подобрала книги. Мы вместе с волонтёрами посещали отделение «Милосердия», в котором находятся немобильные пациенты. Перед первым посещением Дома-интерната мы с руководителем провели мастер-классы по изготовлению магнитиков Доброты. Нам было очень приятно видеть, что наши магнитики не выбросили, а прикрепили на холодильники.
Не все пациенты могли получать книги из библиотеки и самостоятельно читать. Была организована работа читального зала: мы сами читали книги вслух и играли с пациентами в настольные игры. С отдельными пожилыми людьми мы общались в палатах. Мы видели, как тяжело людям, у которых проблемы со здоровьем, и пытались передать им тепло своей души. Они это чувствовали. Если мы по какой-то причине пропускали визит, нам работники Дома инвалидов говорили: «Вас ждут. Спрашивают, где школьники?». Это самая высокая оценка нашей деятельности.
Рис. 3. Мобильный читальный зал. Чтение книг
Рис. 4. Мобильный читальный зал. Настольные игры.
Литература:
- https://bdex.ru/naselenie/permskiy-kray/chaykovskiy/?ysclid=lrxqwkdi8c174208584
- old.okb89.ru