В статье рассмотрен вопрос о способности ящерицы как представителя группы пресмыкающихся отряда чешуйчатых к свойствам автотонии и регенерации.
Ключевые слова: ящерица, пресмыкающиеся, земноводные, автотония, регенерация.
Пресмыкающиеся относятся к классу высших позвоночных животных. Их второе название — рептилии. По уровню организации они находятся между земноводными с одной стороны, птицами и млекопитающими с другой. Пресмыкающиеся имеют слаборазвитые конечности либо не имеют их вовсе, но даже если конечности есть, при движении представители класса будто ползут по земле, пресмыкаются — отсюда и такое название.
К пресмыкающимся относят 4 вида животных: черепахи, крокодилы, клювоголовые и чешуйчатые (ящерицы и змеи), каждый из которых представлен значительным количеством. В природе насчитывается более 8000 рептилий, наибольшее количество из которых занимают ящерицы и змеи, около 5500 видов.
Ящерицы являются элементом пищевой цепочки животных, распространены на всех материках, кроме Антарктиды, для большинства средой обитания является жаркий или теплый климат, местом обитания являются луга, леса, степи, пустыни и полупустыни, сады и кустарниковые заросли, горы, берега рек. Они отлично держатся на земной поверхности и ловко передвигаются по вертикальным поверхностям.
Ящерицы, по сравнению с прочими пресмыкающимися, обладают многими разнообразными и загадочными особенностями. Одна из самых удивительных и уникальных особенностях ящерицы, это, конечно же, ее способность отбрасывать свой хвост в экстренных ситуациях, или автотония как называют это явление по научному. И к тому же еще этот вид рептилий обладает уникальной способностью своего физического функционирования и развития — способность регенерации хвостовой конечности.
Цель исследования
Теоретически изучить и провести практическое наблюдение за способностью ящерицы отбрасывать и регенерировать потерянную хвостовую конечность.
Задачи:
- Познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике.
- Провести экспериментально-наблюдательную работу.
Методы исследования.
— изучение и анализ литературы по данной проблеме;
— наблюдение.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на практике при проведении уроков биологии, зоологии и самостоятельной работы школьников.
Хвост (или, как правильно, — хвостовая конечность) для ящерицы очень важен: он используется при движении по местности, прыжках и плавании, с его помощью ящерица побеждает врагов в драке и отражает нападение. Хвост ящерицы — это «кладовая» питательных жиров и воды, которые служат ящерице питанием в межсезонье, потеряв хвост, ящерица может заболеть или даже умереть от голода.
Основная причина отбрасывания хвоста — это внешняя опасность от случайных или постоянных врагов в природе. Обламывание хвоста происходит потому, что ящерица резко сокращает хвостовые мышцы и связки разрываются. В отличие от млекопитающих, хвост ящерицы содержит спинной мозг, который состоит из большого количества стволовых клеток и белков. В ответ на травму, клетки хрящевых тканей начинают разрастаться, и у ящерицы через несколько месяцев вырастает новый хвост. Такая способность к регенерации сохраняется у ящерицы на протяжении всей жизни. И количество возможных «новых» хвостов зависит от количества специальных хрящевых позвонков.
Но, несмотря на такой благополучный исход, есть в этом процесс и свои минусы для ящерицы. Для отращивания нового хвоста ящерица несет большие трудо- и энергозатраты, без хвоста она становится подвержена значительным внешним угрозам. Когда ящерица отбрасывает хвост это снижает её активность и способность к размножению и, как доказано учеными, это приближает ее к состоянию близкое к человеческой депрессии!
Выводы: из проведенного теоретического анализ можно сделать вывод, что несмотря на способность ящерицы к регенерации хвостовой конечности не стоит пугать ее специально, только для того, чтобы посмотреть, как она отбросит хвост.
Практическая значимость: практическое применение методов систематизации теоретического материала по выбранной теме обеспечивает полноценное усвоение учащимися материала, помогает развить познавательные способности, повышает заинтересованность к выполнению проектной работы. Экспериментально-наблюдательный процесс позволяет развивать самостоятельную работу учащихся, повышать интерес к научной работе и формировать навыки исследовательской деятельности.
Литература:
- Гордеев Д. А., Ананьева Н. Б., Корост Д. В. Автотомия и регенерация у чешуйчатых и пресмыкающихся: стратегии защитного поведения и морфологические особенности (с использованием методов компьютерной микротомографии) // Известия РАН. Серия биологическая, 2020, № 4, стр. 401–410.
- Почему ящерица отбрасывает хвост // https://zooclub.ru/voprosy/pochemu-yashcheritsa-otbrasyvayet-khvost.shtml.