Введение. На территории нашего района много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными и культурными достопримечательностями. В жизненной суете мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях своего народа.
Актуальность темы
В прошлом году через наше поселение проезжали паломники, им интересно было узнать о нашем Храме, о православных святынях села, но готовой обширной информации не оказалось. Поэтому, возникла необходимость собрать и систематизировать информацию о местных достопримечательностях.
Предмет исследования:
- Храм Вознесения Христа
- Святой источник
- Меловой обвал
Объектом исследования являются православные святыни села Аношкино Лискинского района Воронежской области
Цель работы: Выявление экскурсионных объектов, сбор информации о них и создание экскурсионного портфеля.
Методы исследования:
— Изучение архивных материалов;
— Поиск информации в Интернете, краеведческой литературе;
— Беседы с людьми.
Историческая справка
Как гласит летопись, первое поселение на месте села Аношкина возникло в 1659 году. Своё название село получило от одного из первых переселенцев из Коротояка, солдата Онуфрия, в простонародье известного под именем Аношки.
Жители села верят в красивую легенду, которая связывает происхождение названия села с царем Петром. В 1696 г. Государь Пётр I проплывал по реке Дон в Азов, по пути близ нынешнего села Аношкина встретили его с хлебом-солью люди. В разговоре Петру понравился старик Онуфрий, он подарил ему икону Иоанна Богослова и велел новое поселение, еще не имевший названия, именовать Аношкиным. Икона эта была утрачена в советское время. До 1923 года село входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии.
Экскурсионная карточка № 1 «Храм Вознесения Христа»
По народному преданию первая, деревянная церковь в селе была построена вскоре после 1696 года и освящена в честь Вознесения Господня. Настоящая же каменная церковь была построена в 1789 году из местного кирпича. Позднее были пристроены трапезная часть и колокольня. В «Епархиальных ведомостях» содержится подробное описание размеров церкви, ее внутреннего и внешнего устройства.
По свидетельствам местных жителей, церковь действовала до 1930 года. Её последний священник — отец Ефимий. В один из дней вся семья священника неожиданно исчезла. Однако в ту ночь люди слышали выстрелы в селе.
Вскоре колокола были сброшены с колокольни и разбиты на мелкие кусочки. 20 лет церковь была закрыта. Но в 1950 году власти решили устроить в храме пуговичный завод. Завезли станки и пробили потолки для вытяжки. Однако производство так и не было налажено. Затем в ней устроили колхозный склад.
Разрушенный храм стали восстанавливать с 1994 года. С помощью саперов стали искать подвал с якобы спрятанной там церковной утварью. Однако всех ждала страшная находка у внешней стены алтаря: останки двоих взрослых и троих детей. У отца Ефимия было трое детей — это дает возможность предположить, что останки принадлежат членам его семьи. В канун Покрова Богородицы 13 октября 1994 года состоялось их захоронение на церковном кладбище.
Церковь считается историческим и культурным памятником.
Экскурсионная карточка № 2. Меловой обвал у Дона (проявление лика Божией Матери).
Однажды весной 1950 года жителей села ночью разбудил раскатистый гром. Сначала все подумали, что взрываются боеприпасы времен войны. Однако утром стало известно, что к набожному жителю села — бакенщику
Андрею Юдину явилась Богородица и велела передать жителям, чтобы храм Вознесения не оскверняли, потому что это — Божий храм и святое место, Господь накажет за это. В подтверждение реальности своего Явления и сказанных слов, Она пообещала оставить свой Лик. Вскоре сверкнула молния, раскатисто и грозно прогромыхал гром, и затем выяснилось, что на вертикальной стене разлома правобережной меловой горы у Дона явилась икона Богородицы.
Началось паломничество в Аношкино христиан из близлежащих мест, а вскоре и со всей России. Люди приходили сюда, чтобы помолиться Царице Небесной, попросить у неё помощи и заступничества.
Тысячи паломников устремляющихся к Аношкино, вызывали неудовольствие у местного начальства. Через два года по инициативе властей скалу взорвали. Сейчас у её подножия стоит крест.
Экскурсионная карточка № 3 Святой источник
После взрыва меловой горы ярыми коммунистами недалеко забили три источника на одной стороне реки, один на другой. Самый почитаемый — это «Иисусов источник». Вода источника железистая, хорошо помогает при заболеваниях поджелудочной железы и печени. Температура воды около +5 градусов. Источник обустроен: есть закрытая купель в купальне, верующие повесили на стенах иконы, распятие. Родник пользуется популярностью у жителей села и приезжих. Особенно посещаем родник в летнее время. Но и зимой, в праздник Крещения, люди идут к источнику, чтобы искупаться и набрать воды. На этом источнике многие люди исцеляются.
Заключение
Работая над проектом, окунувшись в историю, изучая события, происходящие сейчас, ясно вижу связь времен и поколений.
Православное краеведение, экскурсии по православным святыням создают климат эмоционального благополучия и являются важным средством духовного просвещения.
Данная исследовательская работа — дань уважения моему родному краю, моему селу.
Литература:
- Атлас храмов и монастырей Воронежской и Борисоглебской епархии. Том I. Храмы Воронежа. Монастыри. — Воронеж, 2008
- Люби и знай родной край. — Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж, 2008
- Афанасьев И. А. Лискиведение. Воронеж, 2006
- Газета «Твой город», Нововоронеж — № 46 2005
- http://www.anoshkino.ru/,