В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной выразительности и целесообразности использования рассматриваемых способов.
Ключевые слова: роспись ткани, декорирование ткани, трафарет, штамп, узелковое окрашивание, сублимация, термотрансфер.
В современном мире каждый старается быть уникальным и хочет отличаться от других. Одним из эффективных способов подчеркнуть свою индивидуальность, создать свой собственный стиль является декорирование ткани, а именно — создание интересных и оригинальных рисунков и узоров на одежде.
У ручного декорирования ткани нет ограничений ни в стиле, ни в сюжете: можно нарисовать целую картину, простой орнамент или ограничиться цветовыми пятнами. С помощью рисунка можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение, а интересные приемы и особенности техники позволяют добиться необычных результатов.
Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань очень интересны и разнообразны: изображение можно создать путем рисования на ткани, с помощью трафаретов, штампов или наклеек. Эти техники в настоящее время отличаются доступностью и простотой освоения, что позволяет без специального обучения украшать не только одежду, но и разные предметы интерьера.
Цель: изучить разные техники создания рисунка на ткани и создать авторские текстильные изделия на основе изученного материала.
В настоящее время существует следующие варианты ручного нанесения рисунка на ткань — это холодный и горячий батик, узелковый батик, свободная роспись, роспись с помощью штампов и трафаретов, сублимационные и термотрансферные наклейки. Однако не все эти способы подходят начинающим мастерам и тем более младшим школьникам. Для методов «горячий и холодный батик» необходим резервирующий химический состав и специальные инструменты, не всегда доступные новичкам. Для работы в стиле «горячий батик» мастер работает с расправленным воском, поэтому такой способ также не рекомендуется младшим школьникам в целях безопасности.
Изучив все актуальные способы нанесения рисунка на ткань, я выбрала следующие варианты:
- Свободная роспись по сухой ткани специальными красками.
- Создание рисунка с помощью трафарета.
- Создание рисунка с помощью штампа.
- Узелковое окрашивание.
- Сублимационная печать изображений.
- Термотрансфертные наклейки.
Свободная роспись по ткани. Для проведения исследования мы заранее приобрели несколько белых хлопчатобумажных футболок небольшого размера.
Этапы работы:
- Я распечатала на принтере подходящий рисунок для декорирования детской футболки и вырезала его.
- Натянула футболку на планшет из оргстекла для того, чтобы рисунок не отпечатался на обратной поверхности, и закрепила зажимами.
- Определила центральную часть футболки, наложила рисунок и обвела его простым карандашом.
- С помощью кисточки и красок раскрасила рисунок.
- Оставила футболку в расправленном виде до полного высыхания рисунка и закрепила рисунок с обратной стороны горячим утюгом.
Выводы, которые я для себя сделала:
— не стоит часто пользоваться водой во время окрашивания, так как краски от воды сильно растекаются и подтеки могут испортить рисунок;
— для каждого цвета лучше пользоваться отдельной кисточкой.
Создание рисунка с помощью трафарета. Этапы работы:
- Распечатала изображение кошки, сделала прорези и наложила трафарет на футболку, закрепленную на планшете.
- Покрыла весь рисунок черной краской в несколько слоев.
- Оставила футболку в расправленном виде до полного высыхания и закрепила рисунок утюгом.
Выводы:
— создание рисунка с помощью трафарета проще, чем свободная роспись, и занимает меньше времени;
— нужно работать очень аккуратно, чтобы не сдвинуть трафарет.
Создание рисунка с помощью штампа. Этапы работы:
- Нанесла краску на штамп и поставила отпечаток на футболку, проделала это много раз с разными цветами краски.
- Добавила к получившемуся рисунку еще мелкие брызги краски. Эта техника называется «набрызг»: ворс зубной щетки покрывается краской, и задевая ворсинки пальцем производятся брызги.
Выводы:
— процесс показался мне очень интересным и более быстрым в отличие от свободной росписи.
Узелковое окрашивание. Этапы работы:
- Развела 50 г специального раствора из готового набора для творчества «Тай Дай» в литре воды.
- Скрутила футболку и закрепила узел резинками. Поместила футболку в емкость с раствором на 20 минут.
- Развела водой специальные красители в бутылочках и залила футболку краской в разных местах.
- На следующий день прополоскала, высушила и погладила утюгом.
Выводы:
- Весь процесс нужно делать в перчатках, так как раствор раздражает кожу рук, а красители плохо смываются водой.
Создание изображения с помощью сублимационных изображений. Сублимационные изображения — это рисунки, созданные с помощью специального принтера с сублимационными чернилами, изображение переносится на ткань с помощью утюга. В ходе работы я взяла белый бант, сшитый из синтетической ткани (так как хлопчатобумажная ткань не подходит для сублимационных чернил), наложила понравившийся рисунок на бант и закрепила горячим утюгом.
Создание изображения с помощью термотрансферной печати
В ходе работы я поместила на расправленную футболку заранее приобретенную термотранферную наклейку с изображением собаки, накрыла марлей и держала утюг под давлением около одной минуты. Получилось довольно яркое изображение.
Итак, в заключении хочу сказать, что наиболее интересным и художественно выразительным способом является ручная роспись ткани. При данном способе можно нарисовать любой рисунок. Однако такой способ является и еще достаточно сложным, так как краска, как правило, ложится на ткань неравномерно, а совершенные ошибки уже невозможно исправить. Трудоемкость метода заключается в том, что одно и то же место приходится прокрашивать по многу раз и нужно это делать легкими прозрачными слоями — в этом случае краска не трескается в процессе ношения одежды.
Создание изображения с помощью трафарета и штампа показалось мне простым и увлекательным — нет ничего сложного ставить отпечатки на ткани штампами или закрашивать однотонной краской трафарет. Однако и при этих способах есть свои особенности: нужно работать очень аккуратно, так краску невозможно подтереть, трафарет следует надежно удерживать на одном месте и следить, чтобы он не сдвигался, штампы следует каждый раз хорошо прокрашивать.
Узелковое окрашивание сначала показалось мне самым занимательным способом — простым и веселым, но в процессе работы оказалось, что это самый грязный способ: брызги летят во все стороны, химический раствор раздражает кожу, а краска долго не смывается с рук. Результат тоже меня не порадовал, так как цвета размылись и рисунок получился бледным и не четким.
Наиболее простой способ — создание на одежде изображений с помощью термотрансферных и сублимационных наклеек. В обоих случаях изначально применяются разные технологии печати, но процесс переноса изображений очень похож — рисунки переносятся на одежду с помощью утюга. Термотрансферное изображение получается более четким и ярким, но в процессе использования термотрансферные рисунки могут трескаться, так как используемая краска менее эластична.
Цель моей работы достигнута: в процессе работы мною изучены разные техники создания рисунка на ткани и создано 6 авторских работ. Приобретенные мною опыт и знания пригодятся мне в дальнейшей работе.