В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны рекомендации, а также проведен эксперимент и оценка предложенных мер. Также были изучены проблемы соблюдения и реализации закона по раздельному сбору мусора и национального проекта «Экология» по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предлагается ряд мер по приобщению населения и воспитания культуры раздельного сбора мусора и обращения с твердыми бытовыми отходами, внедрению экологической ответственности детей и взрослых. Разработанные рекомендации и информационный лист могут использовать как дети, так и взрослые в своей повседневной жизни и работе.
Ключевые слова: экология, твердые коммунальные отходы, обращение с твердыми коммунальными отходами, утилизация, раздельный сбор мусора.
Здоровье человека — это важное условие для полноценной жизни. Оно зависит не только от того, что мы едим, занятий спортом, но и от состояния окружающего мира. В исследовательской работе рассмотрены проблемы соблюдения и реализации закона по раздельному сбору мусора и национального проекта «Экология» по обращению с твердыми коммунальными отходами [2]. Отмечается дефицит контейнерных площадок и информации о специализированных местах сбора мусора и особенностях его сортировки. Предлагается ряд мер по приобщению населения и воспитания культуры раздельного сбора мусора и обращения с твердыми бытовыми отходами, внедрению экологической ответственности на уровне организаций и каждого школьника.
Объект исследования: обращение с твердыми отходами.
Предмет исследования: эффективность способов обращения с мусором.
Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать меры по повышению эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами.
Задачи исследования:
1) проанализировать существующие виды отходов;
2) проанализировать методы, используемые в г. Самара для обращения с мусором;
3) разработать предложения по повышению эффективности обращения с отходами;
4) провести эксперимент и оценить эффективность использования предложенных мер.
Гипотеза: использование информационных листовок и практических советов может способствовать не только повышению количества перерабатываемых отходов, но также позволит привлекать детей различных возрастов к заботе об окружающей среде и укреплять связь поколений через оказание помощи взрослым.
Для решения поставленных задач применялись следующие общенаучные методы: анализ, обобщение, эксперимент.
Практическая значимость исследования: информационный лист и рекомендации могут использовать как дети, так и взрослые в своей повседневной жизни и работе.
Управляющие многоквартирных домов обязаны выделить: места накопления опасных отходов; передачу опасных отходов в организации, которые имеют лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов [1].
При этом информация о таких местах доступна только на сайте Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара. Там же указано, что контейнеры по приёму энергосберегающих ламп располагаются только в 15 точках города. Утилизация шин в г. о. Самара только 1 пункт, поэтому в городе можно наблюдать стихийные свалки и нарушение правил пользования контейнерными площадками по твердым коммунальным отходам.
В результате проведенного исследования в работе предлагаются к внедрению следующие меры:
- Организация информационных стендов на всех контейнерных площадках г. Самара с указанием того, что можно и что нельзя выбрасывать в контейнер для твердых коммунальных отходов. Аналогичную информацию рекомендуется размещать управляющим компаниям и товариществам собственников недвижимости на оборотной стороне квитанций, информационных досках и сайтах.
- Организовать проведение Дня Экологии по коллективному сбору мусора с берегов озер, рек, в лесах, лесопарковых зонах и т. п.
- Разработать учебные и информационные материалы для детей и взрослых для осознания необходимости раздельного сбора мусора и формирования такой привычки. Обучение проводить, начиная с детского сада, затем в школе, например, на уроках «Окружающая среда», для взрослых — в форме бюллетеней, видеороликов, через социальные сети и т. п.
- Организовать сбор макулатуры в школе в течение учебного периода.
- Организовать сбор использованных пластиковых стаканчиков и сдавать на утилизацию.
- Обязать торговые точки реализовывать пластиковые пакеты, которые являются биоразлагаемыми по цене ниже обычных, кроме того, в торговых сетях прививать культуру использования многоразовых сумок (продажа на кассе).
- Разместить контейнеры для раздельного сбора мусора с маркировкой вида мусора и соответствующим цветом, а те, кто таким образом сортирует мусор могут получать пакеты соответствующего цвета бесплатно, например, на территории общежитий и в жилых комплексах с консьержем.
- Администрации муниципалитетов и органам местного самоуправления необходимо строго контролировать состояние содержания контейнерных площадок в соответствии с принятыми нормативами.
- Простимулировать управляющие компании и товарищества собственников недвижимости самостоятельно установить дополнительные контейнеры для сбора батареек и макулатуры.
- Разработать стимулирующие меры для бизнеса открытия пунктов по приему стеклотары («Пятерочка», «Магнит» и т. п.).
Нами был произведен эксперимент по сбору и сдаче в переработку макулатуры и пластиковых стаканов. Коллеги родителей на их рабочих местах за месяц смогли собрать более 20 кг макулатуры за месяц, что в год составит 240 кг. А значит по итогам акции данная рекомендация только в 2 небольших организациях сможет спасти не меньше 2 деревьев! Приведем расчеты эффекта в рамках Гимназии № 11 г. Самара. 32 класса в месяц собирает не менее 1 коробки из-под бумаги для печати, что составляет приблизительно 4 кг. Учебных месяцев в году 9. Итак, 32*4*9 = 1152 кг макулатуры или 11 деревьев в год. А в рамках экологической акции наша школа собрала осенью 6830 кг, то есть спасены еще 68 деревьев! И это результат только одной школы, а данные меры можно внедрить во всех школах города и страны!
Эксперимент по сбору и утилизации пластиковых стаканов показал, что, как правило, каждый ученик берет 1–2 стаканчика в день. В нашей школе учится 706 детей. 200 учебных дней — это 14000 стаканов. 1 стакан в переработке стоит 3 копейки, то есть за один учебный год школа может получить 420 рублей. Безусловно, сумма очень невелика, но вклад в экономию ресурсов на изготовление новых изделий велик. Особенно, если рассмотреть эту инициативу в масштабах города Самара, где в школах учится более 115000 детей, экономический эффект составит 690 000 рублей ежегодно.
По итогам экспериментов над предложенными вариантами повышения эффективности методов обращения с твердыми коммунальными отходами можно выделить ряд существенных преимуществ:
- меры просты в реализации;
- приучают к экономному отношению к ресурсам;
- стимулируют к поддержанию чистоты и порядка;
- позволяют позаботиться о своем здоровье в долгосрочной перспективе.
Вместе с тем, для дальнейшего использования на практике рекомендуется размещать информационные листы и проводить регулярные обучающие мероприятия и акции. Так не только взрослые, но и дети сделают свой вклад в состояние окружающей среды и здоровье поколений!
Литература:
1. Бесконтактно и безопасно: в Самаре завершилась экологическая акция по сбору вторсырья «Разделяй с нами дома» [Электронный ресурс]. URL: https://www.samadm.ru/media/news/25672/ (Дата обращения: 14.01.2024).
2. Сайт «Российский экологический оператор» [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024).
3. Современные вопросы управления городом и его развитием Вып. 4: Сборник научных трудов IV межвузовского научного семинара, ноябрь 2018 года / редакционная коллегия: Л. В. Иваненко (ответственный редактор) [и др.]. — Самара: Самара. — 2018. — 154 с.
4. «Современные вопросы управления городом и его развитием», межвузовский научный семинар Современные вопросы управления городом и его развитием сборник научных трудов VI межвузовского научного семинара: Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2020. 120 с.
5. Сортировка мусора в России: нововведения, сложности и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/reforma-sortirovki-v-rossii-novovvedeniya-slozhnosti-perspektivy (Дата обращения: 13.01.2024).