В статье рассматриваются некоторые физические явления и описываются опыты, которые помогают их объяснить.
Ключевые слова: звуковые волны, испарение, сила тяжести, сила трения, инерция, три состояния воды.
Все дети — маленькие исследователи и постоянно задают вопросы об окружающем мире. И я — не исключение. Однажды мне подарили книгу, которая познакомила меня с удивительной наукой — физикой и ответила на многие мои вопросы.
Одна арабская пословица гласит: «Один опыт стоит тысячи слов».
Итак, начнём делать маленькие открытия. Мы слышим много звуков. Их нельзя увидеть или потрогать. Потому что, звук — это невидимые волны!
Когда они по воздуху достигают барабанной перепонки в ухе — мы слышим звук!
В космосе нет звука, так как нет воздуха, по которому идут звуковые волны .
Я решил проделать такой опят.Взял два пластиковых стаканчика, на донышке которых сделал дырочки, продел веревку и завязал узелки и начал говорить в один стаканчик, а дедушка приложил второй стаканчик к уху. Натянули веревочку. Начали говорить. Натянутая веревка передала звуковые волны из одного стаканчика в другой по воздуху.
Рис. 1. Звуковые волны
А теперь поговорим о волшебнице-воде!
Больше половины Земли покрыто водой: океаны, моря, реки. Но вода существует не только в жидком виде. Лед, снег — это тоже вода, в твердом виде. А если воду нагреть, то она превратиться в пар!
Я проделал опыт «Вода — не улетай».
Я взял два стакана с одинаковым количеством воды. Один стакан оставил открытым, второй — плотно закрыл крышкой. Примерно через неделю я заметил, что в закрытом стакане количество воды не изменилось, а в открытом — уменьшилось в два раза! Таким образом, опыт показал, что вода действительно испаряется!
Ещё хочу вам рассказать о том, что силы бывают разные.
На все предметы в мире постоянно действуют разные силы. На Земле, например, на всё действует сила тяжести или сила притяжения Земли. Поэтому мы ходим, а не летаем.
А когда мы катимся с горки, то встречаемся с силой трения.
Проделаем опыт «Прокатимся с горки»
На край книги я положил кубик, шарик из пластилина, коробок и ещё один коробок, обернутый салфеткой. Подняв один край книги, увидел, что первым скатился шарик, потом коробок, затем коробок, обернутый салфеткой. Кубик остался на месте. На все предметы действовала сила трения. Опыт показал, что более гладкие предметы едут быстрее.
Рис. 2. Прокатимся с горки
Благодаря проведенным дома опытам я сделал свои первые шаги в физике. Эксперименты помогли мне в наглядной форме увидеть и понять сущность физических законов.
Даже на своих тренировках я стал замечать связь между физикой и спортом.
При катании на коньках возникает сила трения скольжения.
При игре в футбол действует явление инерции , когда ударом ноги я привожу мяч в движение. Из-за силы трения мяч останавливается. Также заметил, что в зависимости от места удара по мячу (по центру, ниже, сбоку), я придаю ему разное направление движения.
В настольном теннисе на мяч действует сила тяжести.
В скачках всадник прижимается к лошади, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
В борьбе при определенном повороте корпуса по инерции увеличивается сила удара.
В заключении своей работы, хотелось бы отметить, что физика для малышей — это весело и познавательно!
Я буду рад, если моя работа пробудит у детей интерес к этой науке!
Литература:
- Елена Качур, Увлекательная физика, Манн, Иванов и Фербер, 2022 г.
- Книга «Школьные предметы для дошкольников. Физика», АртесПринт, 2021
- Хадиуллина Р. Р. Физика в спорте. ПГУФКСТ.2014 г
- https://www.razumeykin.ru/publikatsii/fizika-dlya-detei