Глава 1. Историческое развитие традиционной культуры Кореи
1.1 Введение в историю Корейского полуострова
Культура Республики Корея — одна из самых богатых и древних мировых культур. В наше время Южная Корея и КНДР продолжают оказывать влияние на экономическую и культурную сферы жизни общества. История Кореи насыщена значимыми событиями: соседство с двумя могущественными государствами приносило войны и соперничество. Однако, благодаря такому расположению, жители полуострова смогли перенять множество традиций и технологий, актуальных для их времени. Большинство культурных обычаев были переняты у Китая и Японии. Но несмотря на популярность полуострова в наши дни, достаточно подробно изучены лишь отдельные периоды в истории развития культуры государства. В особенности не хватает исследований корейской культуры XX в., который был ознаменован японским вторжением. В связи с этим актуальной является задача свежего взгляда на взаимоотношения культур стран Восточной Азии, а также исследования того, как перенятые традиции входили в жизнь корейского народа и адаптировались под его требования. Сказанным определяется актуальность темы проекта.
Объектом исследования является традиционная культура Кореи, предметом — ее характерные особенности, появившиеся в результате взаимодействия с соседними странами.
Цель исследования : Выявление культурных особенностей, возникших в результате влияния Китая и Японии на культурную сферу Республики Корея.
Корейская культура считается одной из богатейших культур дальневосточной цивилизации, которая и сегодня удивляет своим разнообразием и индивидуальностью. В то же время история Кореи является неотъемлемой частью процесса становления и развития мировой культуры. Чтобы понять характерные особенности и черты, необходимо изучить историю корейской нации.
Прошлое страны не было обделено трагическими событиями. С давних времен Корея была объектом внимания могущественных соседей. Она подвергалась нашествиям чжурчжэньского государства Цзинь в X-XII веках, монгольской империи Юань в XIII-XIV веках, Китайской династии Сун, современного Китая и Японии в XIX и XX веках. По этой причине становление корейской нации происходило в условиях постоянной угрозы вторжения этих государств, что также повлияло на культуру и предопределило ее пути развития. Начиная с первобытных племен, корейский народ пронес идею национально-культурной общности, которая была воплощена в X в., в государстве Корё. А к XV веку была сформирована самостоятельная нация с языковым и культурным единством.
Пришедшая в конце XIV в. династия Чосон стала следующим этапом культурного и государственного развития Республики Корея. До начала XX в. страна придерживалась позиции внешнеполитической изоляции, поддерживая дружественные отношения с Китайской империей Цин и допуская редкую торговлю с Японией. Однако подобная позиция не устранила проблему возможной колонизации страны, а лишь отсрочила её на несколько веков. Первая половина XX в. — начало сложного этапа национальной истории, включающего в себя колониальное владычество Японии, дискриминацию корейского народа и подъем национального духа.
1.2 Традиционная культура Кореи: основные этапы развития и особенности
Вся многовековая история Кореи — это история создания и развития уникальной культуры. Исследования говорят о том, что несмотря на многочисленные заимствования традиций у различных народов, главным для корейцев оставалось не слепое подражание и копирование достижений, а подлинное освоение этой культуры и обогащение национальными особенностями. Сформировавшаяся культура является самобытной, а заимствованные традиции трансформировались и становились неотъемлемой частью становления нации.
Китайская культура получила особое распространение среди высших сословий Кореи, она привнесла многие элементы материальной и духовной жизни, а также способствовала развитию новых религий на территории государства.
Войны играют значимую роль во взаимопроникновении культур, поэтому нельзя не упомянуть о японо-корейских и когурёско-суйской войнах. На страницах этой работы я постараюсь отметить наиболее важные с точки зрения культурного обмена события и более подробно остановиться на их влиянии на изучаемое государство.
Несмотря на постоянные войны и разрушения, произошедшие в связи с мятежами, она не ослабевала, а, наоборот, укреплялась в жизни общества, побеждая навязываемые захватчиками традиции и сохраняя богатство предметных и духовных ценностей.
Современное состояние культуры и общества, успехи и проблемы нации, перспективы для её развития можно понять и оценить, изучив богатый исторический опыт государства. Пройденный Кореей путь делится на несколько периодов, каждый из которых представляет определенный этап развития страны.
Условно всю культуру Кореи можно разделить на шесть эпох:
- Эпоха Трёх государств (I в. до н. э. — VII в.)
- Эпоха Объединенного Силла (VII — X вв.)
- Эпоха Корё (X — XIV вв.)
- Эпоха Чосон (XV — начало XX вв.)
- Период японской колонизации (1910–1945 гг.)
- Республика Корея (1945 — н.в.)
В этой работе рассматриваются культуры государств Корё и Чосон, а также культура периода японской колонизации. Исследование направлено на изучение архитектуры и религии, так как данные сферы наиболее полно отражают изменения в обществе.
Глава 2. История развития архитектуры и ее особенности
2.1 История развития архитектуры и особенности китайского влияния
Дружеские отношения с Китаем и влияние китайских ученых на Корею внесли изменения в культуру и общественную жизнь Кореи с момента ее возникновения, поэтому на сегодняшний день культурологи совместно с китаистами и кореистами разбираются в основах культуры обеих стран, в особенностях развития в условиях взаимодействия и изоляции. Однако на данный момент считается, что большая часть корейской культуры построена именно по китайскому образцу. Такой вывод можно сделать, если углубиться в историю страны, а конкретно затронуть тему войн между ними.
Самой значимой и масштабной войной считается столетняя когурёско-суйская война. В VI веке к власти в Китае приходит династия Суй — знатный род, который смог подняться из армейских чинов. Происхождение этого рода и требования, которые выдвигала эпоха, стали причиной многочисленных войн, связанных с именем этой династии. Одна из них — когурёско-суйская. Её начало было не сложно предсказать, потому как воюющая в пределах своего государства китайская династия Суй вскоре поставила перед собой задачу противостояния с внешним врагом, что укрепило бы позиции рода и государства в мире. Начавшаяся с пары провокационных писем война продлилась более ста лет и стала причиной мятежей и переворотов в обоих государствах, а также повлекла за собой ряд масштабных изменений в устройстве корейского государства и его традициях. Началась война в 582 году в период Трех государств. Когурё, Пекчэ и Силла, находящиеся в постоянной вражде, стали отличным противником для Китайской империи. По причине того, что Китай воевал на три фронта (параллельно с Когурё велась тибетская война и война против кочевников), он был вынужден отпустить более 30 тысяч корейских пленных. После долгого восстановления и еще нескольких попыток завоевать Когурё, Китай вдруг нашел поддержку в виде государства Силла, которое помогло Китаю одержать победу над Когурё. С этого момента война считается законченной. Результаты войны можно заметить в дальнейшем развитии страны. Эпоху Трех государств сменила эпоха Объединенного Силла, были установлены дружеские и взаимовыгодные отношения с китайскими империями Сун и Тан. Пленные, вернувшиеся из Китая облегчили вход китайской культуры в жизнь корейского общества, а дружба между государствами ускорила этот процесс.
На основе вышесказанного можно сказать, что Китай не только заложил основы культуры в Корее, но и помог построить её на принципах своей религии. Архитектура, музыка, литература и многие другие сферы были непосредственно связаны с основными конфуцианскими постулатами[1]. В то же время смешение буддизма, до XV века являвшегося основной религией, с конфуцианством привело к созданию самобытных произведений искусства.
До XV века основными религиозными течениями в Корее были буддизм[2] и даосизм[3]. Они заложили основу для развития культуры и искусства республики. На основе даосизма строилось театральное искусство, под влиянием буддизма оказалась архитектура и музыка, а конфуцианство осталось незамеченным. Но уже в XV веке многие сферы культурной жизни общества строились на переплетении канонов конфуцианства и буддизма.
Очень хорошо видны изменения культуры после смены правящей династии и/или эпохи.
В этом исследовании мы рассмотрим эпохи Корё, Чосон и эпоху японской колонизации.
Заметнее всего зависимость архитектуры от эпохи видна в зданиях, принадлежащих светской архитектуре, поэтому погружение в особенности этой сферы стоит начать именно с них.
2.1.1 Архитектура в эпоху Трёх государств и эпоху Корё
Корёская знать жила и несла службу в сооружениях дворцового типа, которые строились в соответствии со сложившимися ранее традициями. Буддизм, пришедший из Китая, внес новые архитектурные формы и технические решения. Примером таких изменений можно считать изогнутые крыши с приподнятыми углами.
Еще одной характерной чертой светской архитектуры Корё является создание искусственных ландшафтных зон. Также широко применялась технология изготовления декоративных изгородей из различных пород камней для отделения парковой, служебной и жилой частей.
В эпоху Корё градостроительная архитектура выполняла две функции: обеспечение безопасности и создание условия для комфортного проживания знати. В X веке проникновение китайской культуры на территорию полуострова было достаточно велико, в связи с этим даже обычные города строились по китайскому образцу. Однако в традиционное китайское градостроительство были внесены поправки: предполагалось, что китайские города будут построены на равнине и со строгой ориентацией по оси юго-север, но в условиях горного рельефа корейского полуострова это было проблематично. Спустя некоторое время корейские зодчие научились проектировать здания в соответствии с рельефом и климатическими условиями полуострова, тогда стали появляться здания, которые органично вписывались в природный пейзаж и дополняли его.
Сооружения светского характера эпохи Корё до нашего времени не дошли, поэтому судить об их величии можно лишь по когурёским фрескам и письменным источникам.
В книге Л. А. Андроновой «Культура Кореи. Часть 1» здания эпохи Корё описываются так: «Это были большие, до 8 метров длиной, павильонные сооружения, имевшие несколько этажей. Строили их из дерева, крыли черепицей, окружали стеной с тремя воротами, выложенными из камня, а к самому зданию вела лестница. В парковой зоне могло находиться несколько павильонов, формирующих подворье».
В условиях сохранявшейся внешней угрозы, правительство государства Корё приняло решение строить фортификационные сооружения[4], призванные защитить страну от вражеских вторжений. Наиболее известным примером фортификационного сооружения является крепость Тэсонсон (대성산성), расположенная на одноименной горе в черте современного г. Пхеньян (сейчас столица КНДР)
В эпоху Трех государств (I в. до н. э. — VII в. н. э.) также развивалась храмовая архитектура, основанная на буддийских традициях и канонах. Построенные в эту эпоху храмы резко отличались от привычных корейскому народу жилых и культурных сооружений. Это различие легко заметить, если сопоставить корейское жилье того времени (한옥) и самый известный храм, дошедший до эпохи Чосон — храм Хванёнса (황룡사). Эти сооружения поражали корейцев необычными архитектурными формами и разнообразием декора. Также в эпоху Трех государств и эпоху Корё деревянные строения стали заменять каменными. В первую очередь это коснулось пагод монастырей, первой из которых стала пагода Мирыкса (미륵사).
Эпоха Корё стала периодом наивысшего расцвета в сфере культовой архитектуры. В течение этого периода возникают ансамбли монастырей и храмов, к примеру, храм Камынса (감은사) и Пульгукса (불국사). Пагоды стали строить, в соответствии с китайскими стандартами, в традиционном танском стиле: четырехугольное двуступенчатое основание с тремя ярусами.
Основной технологией строительства этой эпохи была стоечно-балочная система. Она была достаточно устойчивой, а потому популярной среди зодчих и заказчиков. Эта система обеспечивала равномерное давление кровли на опорные столбы. В такой постройке стены не являлись необходимыми, поэтому их делали в виде перегородки с ажурными решетками для защиты от солнца. Эти изменения характерны для появившегося в то время стиля чусимпо (주심포). Самым известным зданием в этом стиле можно считать павильон Мурянсуджон (무량수전) храма Пусокса (부석사), построенный в 1376 году. Этот павильон является смешением буддийских канонических форм и новых строительных техник (для стиля 주심포 характерны открытые кронштейны[5] и особая форма кровли).
Корейская архитектура стала принимать облик схожий с китайским стилем. Китайские технологии и культура во многом продвинули Корё вперед и помогли сформировать тот неповторимый стиль, который можно увидеть и сегодня.
2.1.2 Архитектура в эпоху Чосон
С первых дней существования государство Чосон (XV — начало XX вв.) стремилось поддерживать дружеские отношения с Китаем. Многочисленные ученые настаивали на расширении культурных связей между странами и призывали правительство изучать достижения китайской науки и техники.
Как было сказано выше, смена эпохи очень ярко отражается в архитектуре. Эпоха Чосон не стала исключением. На смену корёским зданиям с четкими формами и строгим стилем пришли большие дворцовые ансамбли. Также в этот период уделяется внимание гражданскому строительству.
В период Чосон народные мастера создавали оригинальные произведения, которые не только освежили традиции буддийской культуры, но и не были оторваны от традиций предшествующих веков. В XV в. со снижением роли буддизма и усилением конфуцианства получает развитие светская архитектура. Эталоном служила китайская столица времен династии Мин[6]. Дворцы этой эпохи строились на основе храмового зодчества и дворцовых традиций, что связывают с воздействием дзэн буддизма[7], опирающегося на связь человека и природы. Однако и в рамках одной эпохи происходила резкая смена архитектурных традиций. Так, с приходом к власти правительства, придерживающегося конфуцианской доктрины, лаконичность и скромность зданий отошли на второй план, уступив место пышности и масштабности дворцовых комплексов конфуцианского типа. С этого момента начинается эра дворцовой архитектуры.
Масштабность дворцовых ансамблей того времени выражалась в роскошности и большом количестве деталей и скульптур. Уровень реализации этих замыслов можно оценить, если посмотреть на дворцовый комплекс Кёнбоккун (경복궁) в Сеуле, Южная Корея и Чхандоккун (창덕궁) в Пхеньяне, КНДР. Эти комплексы хоть и стремились к образу городской архитектуры династии Мин, но не были лишены национального колорита. Дворцы имеют очень высокую крышу, расположенную на гранитных столбах, в которые органично вписались деревянные скульптуры.
Несмотря на то, что архитектурный стиль Китая времен династии Мин и Кореи в эпоху Ли имел общие корни, его облик в этих странах различен. Наиболее специфической чертой корейского стиля является перегруженность орнаментальными деталями, в особенности коснувшаяся кронштейнов. Вначале они не имели украшений, а представляли собой прочную структурную деталь всей конструкции здания. Однако в эпоху Чосон обе стороны кронштейна стали украшать резьбой и, хотя структурное значение кронштейнов сохранилось, их стали использовать их и как деталь для размещения декора. Еще некоторое время спустя кронштейны стали раскрашивать, что делало облик здания ещё роскошнее.
Многие здания периода Чосон сохранились и являются действующими и в наши дни. К примеру, конфуцианский комплекс Чонгмё (종묘), расположенный в центре Сеула, и сегодня является действующим учреждением, в котором ежегодно проводятся ритуалы в честь династии Ли[8]. Уникальность архитектуры этого комплекса выражается в сохраненной строгости и лаконичности раннего конфуцианского зодчества. Наглядным примером этого факта выступают павильоны Чонгджон (정종) и Ёнгнёнджон (영녕정) — одноэтажные строения на каменных террасах, которые лишены декора и цвета. Но, несмотря на кажущуюся простоту, именно этот комплекс считается одним из самых знаковых мест для посещения.
2.2 История развития архитектуры и ее особенности в период японского господства
В отличие от Китая, с которым у Кореи были дружеские отношения, Япония не могла рассматривать страну как друга и соседа. С момента возникновения государство на полуострове не давало покоя Японии. Правительство страны восходящего солнца рассматривало Корею как удобный плацдарм с плодородными землями, а потому стремилась завоевать хоть часть этой земли. Если углубиться в историю японо-корейских отношений, то мы заметим, что Япония и Корея решали возникавшие конфликты военным путем достаточно часто. С XVI в. до аннексии Кореи, Япония, так или иначе, влияла на культуру и общественную жизнь государства. Имджинская война 1592–98 гг. послужила отличным примером. Она была начата из-за стремления Японии захватить Китай. Посчитав, что удобнее всего произвести захват на территории Кореи, правительство начало готовить план. Начало ведения военных действий в таком ключе являлось своеобразной местью Корее за попытку срыва планов Японии. Хоть минский Китай и помогал Корее противостоять вторжению, японские войска смогли успешно контратаковать империю. Но в связи со смертью правителя Тоётоми Хидэёси война была прекращена. Находящиеся в подвешенном положении японо-корейские отношения были окончательно разорваны после окончания Имджинской войны. Это вызвало рост националистских и антияпонских настроев в корейском обществе. Так продолжалось до 1609 года, пока сегунат Токугава не заключил торговые договоры с Кореей.
В результате этих действий в Корею были организованы взаимные визиты посланников от разных стран.
Однако ситуация XX века имела абсолютно другие цели. Япония намеревалась получить Корею в полное владение. Географическое положение государства имело большое значение для послереволюционной Японии[9]. Получив разрешение на аннексию Кореи от США и Великобритании, в 1904 году Япония начала вести активную политику, направленную на уничтожение корейской культуры и понижение уровня самосознания.
Несмотря на желании японского правительства сделать Корею своей колонией и полностью уничтожить ее культуру, некоторые здания светской архитектуры были сохранены и отреставрированы в «период культурного правления». Однако новых зданий в этом стиле построено не было, поэтому я считаю, что более полно оценить влияние Японии можно рассмотреть на примере жилищного строительства в Корее.
2.2.1 Архитектура в период японской аннексии
Эта эпоха считается кульминацией модернизации в сфере строительства жилых домов. В период цивилизации Японии(1876–1910) изменения в этой сфере были заметны меньше всего. Даже после аннексии большинство корейцев по-прежнему использовали традиционный стиль постройки жилья, не стремясь улучшить жилищные условия. Стиль жилья в Корее начинает меняться в середине японского колониального периода. Японский и западный жилищные стили, которые были введены в период цивилизации, начали заменять традиционные корпуса, и стиль строительства изменился.
Традиционное городское жилье «по-японски» впервые появилось в Сеуле в 1930-х годах вместе с законами городского планирования. Это решение было принято в связи с урбанизацией и перенаселением.
С момента Движения 3·1 в 1919 году сопротивление корейцев японскому колониальному правлению усилилось. Кроме того, отношения Японии с миром стали хуже, что заставило японское правительство выступать за культурное правление. С 1920-х годов протесты за улучшение условий жизни и жилья стали очень популярными. Такой всплеск возмущения у корейцев был вызван статьями в неофициальных газетах на корейском языке. Теперь корейское правительство в лице японского генерала провозглашало «문화적 개선» — культурное совершенствование и «문화생활» — культурную жизнь. Корейские ученые сосредоточились на улучшении образования, промышленности и культуры без каких-либо конфликтов с Японией. Они считали, что это самый быстрый способ обрести независимость. В 1920 году разрешили публикацию газет и журналов на корейском языке, которые уже тогда начали печатать статьи о развитии жизни. К тому времени примеры модернизированного стиля жизни и культурного жилья, о котором думали корейцы, брались из западных стран. В идеальном жилье была ванная комната и туалет, электричество и водоснабжение. Тем не менее, дискуссия о развитии жилищного строительства обычно касалась неэффективности обычного жилья, и никаких конкретных решений не было предоставлено. Однако этот факт можно рассматривать как осознание значимости улучшения жилищных условий.
Изменения в форме традиционного ханока (한옥)[10] стали появляться в 20-х годах XX века. Для строительства стали использовать новые материалы, такие как кирпич, стекло, оцинкованное железо. Этот факт привел к значительным изменениям во внешнем и внутреннем виде домов. С 30-х годов использование железа было сокращено для уменьшения нагрузки на крышу, но навесы из оцинкованного железа не заменили. По мере увеличения количества изменений, внесенных в традиционную конструкцию ханока, наклон крыши стал более заметным. К тому времени жилье простых людей строилось по тем же проектам, что и дома людей среднего и высшего класса.
Вышеперечисленные изменения произошли в середине периода японского колониального правления. Основными факторами, повлиявшими на характер изменений, были требования к улучшению жизни и жилищных условий народа, а также необходимость увеличения жилых помещений в связи с быстрым ростом численности населения в городах.
Однако корейцы не просто использования японские и западные техники постройки домов. Как и в случае со светской архитектурой, эти техники были усовершенствованы и адаптированы под особенности жизни на полуострове.
Также не стоит забывать про «период культурного правления», который ставил перед японским правительством задачу обеспечения сохранения национальной культуры. В связи с этим появилась необходимость принятия ряда законов, направленных на охрану культурного наследия Кореи. Одним из первых актов по сохранению культурного наследия был выпущенный в 1911 году акт «О храмах и кумирнях», область действия которого была неразрывно связана с деятельностью буддийских церквей. Позднее, в 1916 году, был издан акт «О сохранении древних мест и реликвий». В нем говорилось, что реконструкция и сохранение культурных объектов представлялось возможным только в случае, если объект находился на грани разрушения. Однако, японское правительство реставрировало и те объекты, которые были близки народу, к примеру ворота Тондемун (동대문), храм Пульгукса (불국사) и дворец Кёнбоккун (경복궁). В тот же год был создан Комитет по исследованию корейских древностей, который занимался изучением археологического наследия, реконструкцией, регистрацией памятников и публикацией результатов исследовательской деятельности. Через три года был выпущен еще один закон «О сохранении исторических памятников» и его дополнение «О сохранении памятников природы». С помощью этих и многих других законов удалось сохранить культурное наследие Кореи в годы «культурного правления» японского правительства.
Примерно в то же время в Корее стали строить сады по японскому образцу. Те сады, которые можно увидеть сегодня, делят на три типа:
— Японский традиционный сад
— Корейский традиционный сад
— Смешанный тип
Традиционные корейские сады имели свои уникальные черты. Исходя из этого, можно сказать, что сады периода японского господства отличаются от традиционных, а них все чаще встречаются элементы японского стиля.
Стоит отметить, что в период аннексии масштабы влияния японской культуры на Корею были огромными, под них попадали практически все аспекты корейского образа жизни. Конечно же, архитектура не стал исключением: в больших городах, таких как Сеул или Пусан, а также в портовых городах большинство зданий построено с опорой на японский стиль и традиции. В настоящий момент известно 17 садов, которые построены по японскому образцу. Один из них — дом Шинхын-дон в Кунсане. Он представляет собой двухэтажное деревянное здание, сохранившее оригинальные формы крыши, внешние стены, внутреннюю территорию и сад, построенный в японском стиле.
Подводя итоги, можно сказать, что Китай и Япония имели два разных политических курса. Китай вел политику культурного развития страны. В период дружеских отношений с Китаем в Корее произошел прорыв в сфере науки и техники. Японское правительство вело политику дискриминации народа, на смену которому в 1920ые годы пришла политика культурного правления. Период японской аннексии характеризуется не только уничтожением культурно-исторического наследия, но и сохранением и реставрацией храмов и дворцовых комплексов, которые мы можем увидеть сегодня.
Глава 3. Процесс формирования религиозного пространства на территории Кореи
3.1 Формирование религиозного пространства под китайским влиянием
В настоящее время основными религиями Южной Кореи и КНДР являются буддизм и христианство. Первенство этих религиозных течений обусловлено исторически.
Как было сказано в предыдущей главе, все культурные аспекты строились на канонах главенствующей религии. В одну эпоху это был буддизм, затем — конфуцианство, а не так давно — христианство. Со сменой религии менялось и общество, поэтому важно изучать становление религии в разные эпохи формирования государства. Теперь стоит посмотреть на формирование религий в разные эпохи.
В эпоху Корё становление и развитие многих элементов корейского национального искусства было связано с буддизмом. На протяжении многих лет искусство Корё формировало своё национальный стиль, отличающий его от остальных азиатских стран. В эту эпоху с процессом культурного развития страны были связаны люди разных социальных слоев, поэтому по форме и содержанию культура Корё была ярче культуры периода Трех государств. Но стоит отметить, что своего развития культура Корё достигла не только благодаря влиянию Китая, но и благодаря традициям прошлой эпохи и смешению канонов буддизма и конфуцианства.
К концу правления династии Ван[11] началось становление конфуцианства как основной религии государства. Положение буддизма стало менее значимым; последователи конфуцианства вскрывали пороки религии, подвергая их ожесточенной критике. Окончательному укреплению конфуцианства в качестве основной религии способствовало введение экзаменов на чиновничий ранг. Экзамен включал в себя древнекитайский язык, философию и историю. Многие ваны[12] поддерживали конфуцианство. Особенно известен как сторонник конфуцианской системы образования ван Сонджон, который способствовал учреждению центральной конфуцианской школы Кукчагам (국자감) в 992 году.
Ухудшение положения конфуцианства в Корее произошло в середине XIII века. Чаще всего его связывают с распространением доктрины чжусианства (주자학)[13]. Причиной возвышения чжусианства стало признание необходимости адаптировать каноны идеологии к потребностям того времени.
Искусство Кореи XV-XVI вв. развивалось на основе общих для всех конфуцианских стран нормах. Несмотря на то, что несколько тысячелетий развитие культурной сферы основывалось на буддийских канонах, преобладающее в период Чосон конфуцианство сильно изменило традиции государства. Хотя влияние буддизма уменьшилось, в памяти народа все еще остались принципы религии, поэтому в культуре Чосон можно найти произведения искусства, построенные на переплетении канонов буддизма и конфуцианства.
Приход к власти династии Ли[14] ознаменовался восстановлением приоритета конфуцианской системы управления государством и обществом. Политическим идеалом основателя династии Ли Сонге и его преемников была абсолютная монархия. В образовавшейся конфуцианской среде были жестко регламентированы нормы поведения людей, основанные на преданности подданного вану, почитании старших и т. д. Постулаты конфуцианства составляли основу для комплекса государственных и семейных отношений, поэтому династия Ли вложила немало усилий и средств для распространения и закрепления религии в обществе. Особо чтившие конфуцианскую мораль люди всегда пользовались уважением в обществе и отмечались милостью государства, так как с точки зрения властей именно такие люди обеспечивали стабильность в обществе. Уже к середине XV века конфуцианство стало определяющей идеологией политического и экономического развития государства, а остальные идеологии стали уничтожаться. Так, например в 1785 году был запрещен ввоз католической литературы на территорию Кореи, а правящие круги перешли к преследованию христианства. В середине XIX века произошел еще один период активизации деятельности идеологов конфуцианства. Общество последователей выступало под лозунгом «Изгоним ересь, защитим истину». Под «ересью» идеологи подразумевали любое расхождение с устоями конфуцианства. Одновременно с возникновением этого общества обнаруживается необходимость изоляции Кореи от нежелательного воздействия.
3.2 Формирование религиозного пространства под японским влиянием
До 70-х годов XIX века Чосон придерживался политики «самоизоляции», направленной на защиту страны и ее наследия от культурного влияния западных стран. После подписания мирного договора 1876 г. на полуострове начало распространяться японское влияние.
В 90-е годы XIX века начинается активизация просветительских течений в самых разных сферах жизни. Идеалами общества стали просвещенная монархия и цивилизация, под которыми подразумевалось все европейское и японское. Представители просветительского движения призывали открыть путь развития Кореи по японскому образцу. Идеология и практическая работа общества кэхва ундон (게화 운동)[15] способствовали пробуждению национального самосознания, стали стимулом идейного возрождения корейского народа в период борьбы с японскими колонизаторами. Распространение взглядов этого движения, движения тонхак-чондогё (동학 천도교)[16] и христианства сыграло важную роль в восприятии идей равенства и социальной справедливости.
В первой половине XIX века в условиях социальных конфликтов и начавшегося вторжения капиталистических держав последователи конфуцианства ищут выход из сложившегося положения. В первой половине века была поставлена задача защитить устои конфуцианства и независимость страны. Однако такая политика не смогла предотвратить появление движения «восточная мораль — западная техника», которое опиралось на японское правительство в послереволюционный период. Это движение выступало за сохранение конфуцианских норм жизни при поддержке контактов с внешним миром.
Правительство Японии в лице вице-губернатора предприняло ряд шагов по модернизации Кореи: улучшение инфраструктуры, реформа образования, переход к производству, индустриализация и т. д. Также нужно отметить, что корейцы способствовали развитию страны, положительно реагируя на внешнее воздействие.
В первые годы аннексии Япония вела политику уничтожения культурных ценностей Кореи, но после антияпонского восстания 1 марта 1919 года[17] Сайто Макото начал вести «политику культурного управления», что стало важным периодом для развития культуры Кореи.
В период оккупации корейцы подвергались дискриминации со стороны японцев, которые пытались полностью уничтожить национальную культуру. Японцы относились с подозрением к христианской религии и пытались внедрить японский вариант буддизма и синтоизма. Стремясь к исполнению цели, японское правительство ограничило деятельность христианских церквей, но насаждаемые религии не только были чужими народу, но и вызывали отвращение. Это послужило знаком для начала действий протестантского и католического духовенства.
В ходе событий первомартовского освободительного движения стало заметнее направление действий общества. Создатели «Мартовской декларации независимости», в лице представителей протестантской церкви, запустили волну народных недовольств. Таким образом, протестантизм «оказывал заметное влияние на образ мыслей нового поколения», а также способствовал поднятию духа и укреплению самосознания народа.
Японское вторжение способствовало проникновению многих религий. Одна из них — христианство. Сейчас христианство — наиболее активная и влиятельная религия. В XIX веке, когда корейское общество получило свободу религий, христианская церковь вызывала большой интерес. Несмотря на то, что вначале христианство было отрицательным фактором для планов японского правительства, вскоре оно же стало восприниматься в положительном ключе. В христианских взглядах и церкви увидели силы, которые можно использовать в национальном масштабе.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в колониальный период католицизм и протестантизм приобрели значимый статус в обществе, став религиями развивающейся буржуазии и интеллигенции. Христианство также приобрело вес после событий 1945 года и освобождения страны от захватчиков, а насаждаемые религии не получили одобрения и принятия в корейском обществе по сей день.
Таблица 1
Сравнение влияния Китая и Японии на архитектуру Кореи
Эпохи/Типы архитектуры |
Китай в эпоху Корё |
Китай в эпоху Чосон |
Япония |
Дворцовая архитектура |
Сооружения дворцового типа служили местом для работы и жизни знати. Позже появляются дворцовые ансамбли, предназначенные для жизни высшего общества. Эти комплексы имели более масштабный вид, а внутри часто было разделение зон, выполненное с помощью ландшафтного парка. Характерна простота и лаконичность внешнего вида зданий. |
Эпоха Чосон — период наивысшего расцвета дворцовой архитектуры. Появляются более масштабные дворцовые комплексы, такие как Кёнбоккун и Чхандоккун. Период Чосон характеризуется смешением канонов конфуцианства и буддизма, но здания не оторваны от традиций предыдущих веков. Для Чосона характерна роскошь и масштабность зданий, обилие деревянных скульптур на столбах и украшенные кронштейны. |
Во время колониального господства Японии дворцовая архитектура реставрировалась и становилась более прочной по конструкции. |
Храмовая архитектура |
Буддизм — основная религия периода Корё. По этой причине храмы этой эпохи построены в строгом соответствии с канонами буддизма. Храмы строились по принципу: «один павильон — одна пагода». Для храмовой архитектуры, также как и для дворцовой, характерна лаконичность и четкость форм. |
Больше внимания уделялось постройке святилищ и/или конфуцианских комплексов. Как и в дворцовой архитектуре, в храмовой архитектуре происходит смешение канонов буддизма и конфуцианства, но все больше внимания уделяется конфуцианским канонам. |
Поддерживается состояние буддийских храмов, в то время как конфуцианские храмы закрывают и объявляют «вне закона». Строительства новых храмов не происходит. |
Городская архитектура |
Большинство населения находилось в зависимом положении, а потому жили вместе со своими хозяевами. |
Стали строить традиционные сейчас ханоки из соломы и глины. |
Городская архитектура получила наибольшее развитие в период аннексии. Произошло усовершенствование традиционного ханока, стали использоваться новые материалы для стройки, усложнилась конструкция здания. Вместе с ханоками появились многоэтажные здания для заселения рабочих. Городская архитектура была приближена к современным корейским деревням. |
Таблица 2
Сравнение влияния Китая и Японии на религию Республики Корея
Эпоха/Религия |
Китай в эпоху Корё |
Китай в эпоху Чосон |
Япония |
Буддизм |
С буддизмом связана вся культура: архитектура, литература, живопись. Люди из различных социальных слоев, принявшие буддизм, способствовали повсеместному распространению этой религии. |
Роль буддизма снижается, но еще несколько лет культура будет связана с его канонами. Новый статус получает конфуцианство. |
Народ отошел от идей буддизма, так как долгое время насаждалось конфуцианство. В связи с этим, попытки навязать японское течение буддизма не увенчались успехом. |
Конфуцианство |
Религия только зарождается в Китае, еще не пришла в Корё. |
Возвышение конфуцианства, пришедшего на смену буддизму. Начало освоения канонов и традиций. В начале культура строилась на переплетении канонов буддизма и конфуцианства. Уже во время правления династии Ли конфуцианство достигло своего пика: семейные, общественные и государственные отношения регулировались исключительно с помощью норм конфуцианских деятелей. |
Конфуцианство пришло в упадок, но получили развитие антиконфуцианские направления, последователи которых и сейчас встречаются в стране. |
Христианство |
- |
В XIX веке христианство пришло на территорию Кореи как Последствие западного влияния. Христиане подвергались гонениям, а христианство не было признано основной религией |
В период аннексии христианство получает наибольший расцвет. Стали появляться христианские церкви («период культурного правления») и прекратились гонения на последователей этой религии |
Литература:
- 천도교중앙총부 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.chondogyo.or.kr/ — 22.01.2024.
- Андронова, Л. А. Культура Кореи. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.) [Текст]: науч. издание/ Л. А. Андронова, 2014.
- Василевская, И. И. Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии [Текст]: И. И. Василевская, 1975.
- Васильев, Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1 [Текст]: учеб. по спец. «История». — М: Высш шк., 1998.
- Васильев, Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 2 [Текст]: Учебник/ Л. С. Васильев. — М: Высш шк., 2005.
- Воробьев, М. В. Очерки культуры Кореи [Текст]/ ИВР РАН — М. В. Воробьев, 2002.
- Гоголев, К. Н. МХК (Индия, Китай, Япония) [Текст]: науч. издание/ К. Н. Гоголев, 1999.
- Игнатенко, А. С. Формирование законодательства по охране археологического культурного наследия Кореи в 1910–1945 годах [Текст]: журнал — Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. — Владивосток, 2018. — С. 108–110.
- Кван-пё Хон Анализ японских садов на территории Южной Кореи [Текст]: науч. статья/ университет Тонгук-Кёнджу. — Кёнджу, 2022. — С. 75–82.
- Кравченко, А. Н., Цензура корейской культуры в период японской оккупации (1910–1945гг.) [Текст]: Журнал «Молодой ученый» / Кубанский государственный университет — Краснодар, 2019. — С. 223–225.
- Курбанов, С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. — 3-е изд., испр. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
- Курепина, Е. О. Влияние оккупационной политики Японии на массовую культуру Кореи (1910–1945 гг.) [Текст] / Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. — Владивосток, 2018. — С. 125–129.
- Мухаметзянов Р. Р., Гайнуллина Л. А. Диалог культур Кореи и Китая: Трансформация «чужого опыта» [Текст]:науч статья/ Казанский федеральный университет — Казань, 2020. — С. 56–60.
- О Сун Хан Корейский драматический театр и современность [Текст]: О Сун Хан, 2005. — С. 20.
- Печерица, В. Ф. Влияние христианской церкви на общественно-политическую жизнь республики Корея [Текст]: науч. статья/ В. Ф. Печерица, 2012.
- Сон Чжунхо Корея Южная и Северная. Полная история [Текст]/ Сон Чжунхо. — Москва, 2023.
- Толстокулаков, И. А., Очерк истории корейской культуры [Текст]/ Толстокулаков И. А. — Владивосток, 2002.
- Толстых, И. Н. Культура Кореи: традиции и современность [Текст]: науч. статья/ И. Н. Толстых, 2017.
- Уваров, П. Ю. Китай в средневековом мире:Взгляд из всемирной истории [Текст]: научпоп литература — 2- издание, стереотипное — М: Наука, 2020 — С. 286.
- Шведов, В. Г. Столетняя китайско-корейская война [Текст] / В. Г. Шведов // Вестник ПГУ им. Шолом-Алеймаха — Биробиджан, 2016. — С. 91–100.
- Шелбогашев, В. А., Сравнительный анализ лингвокультур Китая, Кореи и Японии [Текст]: Алтайский государственный университет — Шелбогашев В. А. — 2003.
- Sohn, S. K. The modernization of the Korean Housing under the Japanese Colonial Rule — The Introduction of Foreign Housing Culture and the Conflicts It Faced [Текст]: Cambridge, UK — 2004.
- Etim E. Okon, Religion, Culture and Communication [Текст]: American Journal of Social Issues and Humanities — University of Calabar, Department of Religious and Cultural Studies — Calabar, Nigeria — 2012. — С. 433–440.
- Na Hee La, Ideology and Religion in Ancient Korea [Текст]: University of Ulsan — 2003.
[1] Искусство XV-XIV веков (момент расцвета конфуцианства, как основной религии) отличается ярко выраженным символизмом, но является однообразным с точки зрения форм.
[2] Буддизм – религиозно-философское учение без веры в Бога
[3] Даосизм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии
[4] Фортификационное сооружение — это постройка, предназначенная для размещения и наиболее эффективного применения вооружения, а также для защиты войск и населения от нападения противника.
[5] Кронштейн (консоль) — это фасадный декоративно-поддерживающий опорный элемент, выступающий из стены под горизонтальными частями здания (балкон, карниз и т.д.)
[6] Китайская династия Мин, правившая с XIV по XVII вв. Эпоха Мин считается эпохой правления коренных китайцев между периодами монгольского и маньчжурского господства. За время правления этой династии население Китая увеличилось вдвое.
[7] Дзэн буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность.
[8] Династия Чосон (династия Ли) – одна из последних правящих династий Кореи, правившая с 1392 по 1879 год. Династия Ли сменила династию Корё, правившую на полуострове более четырехсот лет. По официальной версии династия была основана королем Ли Сон Ге (이송계).
[9] Революция Мэйдзи — комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868-1889 годов. Представляла собой переход от самурайской системы управления в лице сёгуната к прямому императорскому правлению в лице императора Мэйдзи и его правительства.
[10] Ханок (한옥) — традиционный корейских дом. В Корее существуют деревни ханоков, в которые водят экскурсии и рассказывают о развитии жилищного строительства. В последнее время происходит процесс переселения из многоэтажных домов в ханоки.
[11] Династия Ван — правящий дом страны в эпоху Корё (X-XIV вв.)
[12] Ван (왕) — король, император.
[13] Чжусианство (주자학) — неконфуцианская доктрина, зародившаяся в Китае.
[14] Династия Ли — правящий дом в Корее с конца XIV по конец XIX вв.
[15] Кэхва ундон (게화 운동) — кэхва — «открытость, развитие, начало нового». Поэтому общество кэхва ундон пропагандировало идеи большей открытости Кореи внешнему миру и всесторонних реформ.
[16]Тонхак-чондогё (동학 천도교) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения тонхак XIX века. С корейского языка чхон-до переводится как «небесный путь», где чхон — небо, а до — путь. Вобрало в себя элементы буддизма, конфуцианства, христианства и даосизма.
[17] Движение 1 марта или Движение Самиль — одно из самых ранних национальных корейских движений во время японского господства.