Семья играет значимую роль в период, когда происходит формирование личности ребенка. Семья — ячейка общества, основа общества. При формировании личности ребенка именно семья закладывает базовые нормы морали и нравственности, основы культуры и экологического краеведческого образования. Передать ребенку необходимость бережного отношения к природе, к ее защите и сохранению, к изучению истории и культуры своего родного края, к развитию в целом экологической культуры обязана семья!
В настоящее время из-за постоянного ухудшения экологического состояния окружающей среды, природа требует от нас сознательного отношения, в особенности со стороны подрастающего поколения.
Мы должны понимать, что наша природа не бесконечна, она истощается. Поэтому наши силы, наша деятельность должны быть направлены на бережное и созидательное отношение к природе. Прививать у ребенка любовь к природе родители должны с детства. Именно члены семьи показывают подрастающему поколению как правильно ухаживать за растениями и животными. Это делается совсем непринужденно, в легкой форме.
Например, родители зачастую детям могут пояснять правила поведения при прогулке по парку, по водоемам. Родители могут с детства читать книги детям о природе, совместно смотреть мультфильмы на эту тематику. Наше подрастающее поколение должны иметь понимание, что природа — не только источник ресурсов, но, а также место для отдыха, для получения наслаждения от живых звуков природы, для познания нечто нового.
Именно семья занимает ключевую роль в тех аспектах, когда необходимо чтобы у детей эмоциональное отношение к природе плавно перешло в нравственно-эстетическое чувство. Это приведет к развитию у ребенка действенной позиции. Мною часто наблюдается, что многие дети не обладают самостоятельным отношением к природе. Они не проявляют инициативу.
Да, возможно, к примеру ребенок может увидеть раненого котенка на улице, и он не причинит ему больше обиды, но и зачастую дети и не окажут в данной ситуации помощь котенку. Или можно привести еще один наглядный простой пример, когда ребенок видит частично поломанную ветку на дереве, при этом он ее не доломает, но и не сделает ничего, чтобы ветка вновь приросла. Он не приложит на это усилия.
И в развитии гуманного отношения к окружающему миру, в ориентированности на экологическое развитие своего родного края детям помогает семья! Ребенок совместно с семьей участвуя на экологических акциях или проектах таких как создание кормушек для птиц, уборка мусора, посадка деревьев и других подобных мероприятиях осознает важность их действий для сохранения природы и почувствовать свою ответственность за нее.
В нашей семье мы традиционно следим за миграцией птиц в теплые края. Они начинают улетать в теплые края уже в августе. Знаете, это весьма интересно. А на их место прилетают другие птицы. Вся суть заключается в том, что некоторые птицы не могут вовремя улететь и попадают в очень сложные ситуации, ощущают холод и голод. Мы каждый год развешиваем скворечники для них и подсыпаем корм, облегчая их жизнь!
Следующим важным моментом в жизни ребенка является изучение истории своего родного края. Ведь растущее поколение детей — будущие руководители, депутаты, служащие. Это будущее нашей страны. И родители, определяют и закладывают детям будут ли они гордится своей страной, будут ли они способствовать ее процветанию. И здесь вновь ключевая роль принадлежит семье.
Формирование у детей краеведческого воспитания состоит в том, чтобы посеять любовь в детской душе любовь к истории и культуре своего края. Дети должны понимать, что история и культура края создана трудом его родных и близких, память о которых важно ценить.
Родители с детства поэтапно могут рассказывать своим детям сначала об истории своей семьи, далее о формировании истории деревни, города, края и страны. Вечерами дети совместно с семьей могут смотреть фотографии, старые вещи, которые имеют отношение к прошлому, слушать рассказы о прошлом от своих родителей. Это поспособствует детям легче воспринимать историю края и научиться ее ценить.
Краеведческое воспитание в семье происходит по-особенному. Она носит эмоциональный характер, которая основывается на любви и привязанности. Дети сначала проявляют любовь к бабушке, дедушке, к близки, к дому, а далее уже к родному краю.
Краеведческое воспитание детям можно вложить через рассказы о знаменательных событиях, которые происходили в деревне, крае, стране. О людях, которые стали знаменитыми в родном крае и как они оказали влияние на формирование истории и культуры страны.
В нашей семье сложилась традиция, что мы всей семьей посещаем музеи разных городов России, интересуемся историческими местами в каждом городе. Например, в Волгограде мы посетили Мамаев курган, который назван в честь темника Золотой Орды Мамая, в Екатеринбурге мы побывали в музее Ельцина, где представлена вся его жизнь.
Совместное посещение с детьми музеев, выставок, заповедников и других исторических мест, которые связаны с историей и культурой края, страны приведет к развитию краеведческого воспитания. То, как дети с восхищением слушают в музее историю, как видят все своими глазами, как самостоятельно проникают и проживают во время рассказа определенные моменты жизни позволяет еще больше почувствовать любовь к своей Родине. К тому же посещение музеев и выставок не только развивает краеведческое воспитание, но и является очень интересным для многих детей.
Таким образом, хотелось бы еще раз отметить ключевую роль семьи в эколого-краеведческом воспитании детей.
Родители для ребенка — источник безопасности и жизненного опыта. Именно у родителей дети перенимают модели поведения. И семья — основной носитель экологической культуры для ребенка, ребенок перенимает тот сложившейся в семье опыт экологической культуры. И та теснота связи, которая складывается между ребенком и родителями определяются насколько он эмоционально, с сопереживанием, ценно будет он относится к своим историческим корням.
Литература:
- Елецкая, Н. М. Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 50–53. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95468/ (дата обращения: 24.01.2024).
- Соколова С. В., Кудряшова О. С. Системообразующая роль краеведческой деятельности в воспитании обучающихся // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2020. — № 2 (10). — С. 54–58