В статье авторы исследуют различные мнемотехнические приёмы и их эффективность.
Ключевые слова: память, мнемнотехнические приёмы, информация, мнемотехника, мнемодорожка, запоминание.
Введение
Память — это одно из самых важных качеств ума, которое помогает нам учиться, понимать мир и развиваться, именно поэтому она нас заинтересовала и стала объектом исследования . Ведь запоминать информацию в школе нам приходится на каждом уроке, а её объём с каждым годом увеличивается. Задавшись вопросом: «Как запомнить больше учебного материала?», наше внимание привлекли приёмы рационального запоминания, которые в дальнейшем стали предметом исследования . В рамках исследования мы поставили для себя цель — научиться запоминать большее количество информации. Мы выдвинули гипотезу : если использовать мнемнотехнические приемы, то можно запомнить намного больше информации. В соответствии с предметом исследования и гипотезой мы поставили перед собой следующие задачи:
— Изучить основные мнемнотехнические приёмы
— Выбрать темы из курса предметов начальной школы, для проверки эффективности мнемотехнических приёмов
— Проверить эффективность, проведя эксперименты
— Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.
Теоретическая часть
Наше исследование началось с точного определения термина «мнемотехника». Согласно найденной нами информации, мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти различными способами [2].
Мнемотехнических приёмов большое количество, но мы выбрали основные — приём рифмы и ритма, приём ассоциаций и приём мнемодорожек.
Начнём с приёма рифмы и ритма . Заключается он в переводе информации в стихи, песенки или строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Этот способ используется для запоминания длинных терминов с помощью созвучных слов [3]. Многие иностранные слова, запоминаются таким образом проще. Например, при ритмизации и рифмизации неправильных глаголов в английском языке их проще запомнить — Buy — bought — bought, teach — tought — tought, catch — cought — cought.
Приём ассоциаций заключается в связывании новой информации с уже известной, следовательно при упоминании одного понятия автоматически вспоминается другое [4]. Таким образом для запоминания цифр в дошкольном отделении нашей школы используют образы, например: 0 — бублик, 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — усы, 4 — парус, 5 — крючок, 6 — вишня, 7 — коса, 8 — снеговик, 9 — воздушный шарик. Пример указан ниже на рис. 1. Данный приём универсален, так как его можно использовать при изучении всех предметов.
Рис. 1. Ассоциативные изображения цифр
Приём мнемодорожек . Начнём с определения: Мнемодорожка — это последовательность рисунков, отображающих запоминаемый материал [1]. Как правило данный приём используют при заучивании литературных произведений. Примеры мнемодорожек продемонстрированы ниже.
Рис 2. Пример мнемодорожки
Рис. 3. Мнемодорожка и её авторы [сделано авторами]
Стоит отметить, что одинаковый текст записывается всегда по-разному и для каждого человека лучшая мнемодорожка — это созданная для себя.
Практическая часть.
Для подтверждения нашей гипотезы, мы сформировали две группы детей: контрольную и экспериментальную. В обеих группах участники эксперимента старались запомнить ту же информацию, однако в экспериментальной группе мы применяли мнемотехнические приёмы, а в контрольной — нет. Затем мы проверили количество информации, которое удалось запомнить в каждой группе путём тестирования.
Эксперимент 1
Приём рифмы и ритма был испытан в контексте школьного предмета — английский язык. Участникам следовало выучить 30 неправильных глаголов за 20 минут. Участники контрольной группы изучали их традиционным способом, а участники экспериментальной группы запоминали их в виде песни. После тестирования результаты почти не отличались, но после анализа полученных данных мы поняли, почему эксперимент был неудачным — средний возраст контрольной и экспериментальной групп очень сильно отличался. Исходя из этого мы сделали вывод: важно, чтобы средний возраст контрольной и экспериментальной групп соответствовал.
Эксперимент 2
Эффективность приёма мнемодорожек мы решили проверить в контексте литературы. Мы поделились на контрольную и экспериментальную группы с учётом допущенных ранее ошибок. Средний возраст контрольной и экспериментальной групп практически не отличался. Для запоминания было выбрано стихотворение «Если бы я был маленький-маленький гном» Шела Силверстейна. Целью было за 40 минут запомнить наибольшее количество строк и при рассказе допустить наименьшее количество ошибок. Все участники экспериментальной группы быстро нарисовали мнемодорожки и уже по ним начали запоминать текст. Результат эксперимента оказался положительным.
Рис. 4. Результаты эксперимента № 2
На диаграмме мы видим небольшую разницу между количеством выученных строчек у двух групп, но количество допущенных ошибок при чтении наизусть у экспериментальной группы в 2 раза ниже, чем у контрольной. На основании этого можно сделать вывод, что приём мнемодорожек эффективен!
Эксперимент 3
Мы решили проверить эффективность приёма ассоциаций в рамках предмета окружающий мир. Ребята из обеих групп пытались запомнить максимальное количество созвездий за 10 минут. Контрольная группа запоминала традиционным способом, а экспериментальная использовала приём ассоциаций. Результаты представлены в таблице ниже.
Таблица 1
Результаты эксперимента № 3
Проведя математические расчёты, представленные ниже, мы нашли средние показатели контрольной и экспериментальной групп. На основании вычислений мы построили диаграмму.
Экспериментальная группа
(15+8+12+8):4=10,75 созвездий запомнили
Контрольная группа
(5+16+6+8):4=8,75 созвездий запомнили
Рис. 5. Результаты эксперимента № 3
Из диаграммы и расчетов видно, что средний показатель экспериментальной группы выше, чем средний показатель контрольной. На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что приём ассоциации эффективен!
В результате наших экспериментов мы обнаружили, что дети из экспериментальной группы показали значительно лучшие результаты в запоминании информации по сравнению с контрольной группой. Приём ассоциаций, использованный в контексте предмета окружающий мир, помог детям создавать связи между названиями созвездий и легко вспоминать их. Приём рифмы и ритма в контексте английского был неудачным, но благодаря нему мы смогли продолжить наше исследование более грамотно. Использование мнемодорожек в контексте литературы стимулировало воображение детей и помогало им лучше запоминать сюжеты и персонажей произведений уже вне нашего исследования.
Выводы:
Наш эксперимент подтвердил, что использование мнемотехник в обучении значительно улучшает способности к запоминанию информации. Эти приёмы делают процесс обучения более интересным, эффективным и весёлым. Результаты нашего исследования могут быть полезны для разработки новых методик запоминания.
Заключение:
Использование мнемотехник в обучении является эффективным способом развития памяти. Наша гипотеза подтверждена, поставленные задачи выполнены, а цель достигнута. Каждый из нас выбрал подходящие для себя мнемнотехнические приёмы для дальнейшего использования. Исследование подчеркивает важность внедрения подобных приёмов в образовательный процесс, чтобы помочь ученикам лучше усваивать знания и развиваться.
Литература:
- Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления: [сайт]. — URL: http://lib.rus.ec/b/177305/read (дата обращения: 25.03.2024).
- Целоусова Е. В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету: [сайт]. — URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 25.03.2024).
- Козаренко В.А // Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М., 2002.
- Козлов Д. Н. // «Методы ассоциативного запоминания: от теории к практике». Издательство «Знание» — 2019.