В ходе данного занятия учащиеся узнают о причинах хамского поведения и разберутся, как грамотно реагировать на хамство и оскорбления. Также они смогут приобрести необходимые для этого навыки, решая задачи-ситуации по теме занятия.
Ключевые слова: хамство, поведение, учащиеся.
Участники: учащиеся 6–7-х классов.
Форма проведения: групповая.
Продолжительность занятия: 40–45 минут.
Цель — разъяснить участникам причины, из-за которых люди хамят друг другу и научить эффективным способам реагирования на негативные высказывания в свой адрес.
Задачи:
– тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства
– поиск оптимальных конструктивных решений и развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации
– снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку
Материалы: рабочая тетрадь, карандаши/ручки, презентация, технические средства (проектор, колонки).
Ход занятия
- Приветствие школьников.
Разминка «Музыкальная минутка с Ёлкой» [1] .
Продолжительность: 3–5 минут.
Ведущий: чтобы настроиться на сегодняшнее занятие, предлагаю вам послушать отрывок из песни Ёлки, название которой соответствует теме нашего урока. Вам нужно предположить, как называется эта песня.
Участники занятия выдвигают предположения о том, что данная песня связана с хамством и эмоциями, которые испытывают люди, когда им хамят. А также с рекомендациями певицы по отношению к хамящим людям.
Комментарий: ведущий задаёт уточняющие вопросы и даёт комментарии к высказываниям участников.
- Дискуссия на тему «Хамство это…»
Продолжительность: 10 минут.
Ведущий по очереди выдвигает на обсуждение три вопроса: «Что называют хамством?», «Где вы встречались с хамством?» и «Из-за чего люди хамят?».
Участники называют свои варианты ответов и предположения. Ведущий даёт комментарии по ответам: структурирует их, выписывает основные идеи и важные моменты на доску. В то же время вопросы отображаются на экране.
Из всех ответов на первый вопрос ведущий выводит общее определение, основанное на том, что «Хамство — это грубое, неуважительное отношение к окружающим, построенное на оскорблениях и агрессии. Такая грубость не всегда выглядит как открытое нападение: иногда хамство успешно маскируют под шутки, комментарии или даже заботу» [2] .
Давая обратную связь на ответы ко второму вопросу, ведущий выделяет и записывает на доску общие варианты и подчёркивает распространённость хамского поведения.
Предполагаемые варианты ответов на второй вопрос:
Метро, общественный транспорт, общество, автобус, толпа, дорога, отель, семья, трамвай, улицы и т. д.
Ответы на третий вопрос ведущий сортирует в общие категории, которые выписывает на доску, чем подводит к следующему этапу «Почему люди хамят?». После чего предлагает сравнить с вариантами ответов на презентации: плохое эмоциональное и/или физическое состояние, стремление самоутвердиться, желание быть замеченным, особенности характера, предыдущие конфликты между участниками, ответ на манипуляции.
- Дискуссия «Как реагировать на хамство?»
Продолжительность: 10 минут.
Участники делают свои предположения, которые ведущий систематизирует и выписывает на доску. После чего ведущий включает слайд с ответами, а участники сравнивают их со своими и подбирают подходящие способы (игнорирование, нестандартная реакция, разъяснение ситуации, правильная реакция на манипуляцию).
- Практическая часть
Работа с видеороликом.
Продолжительность: 10 минут.
Ведущий: «Перед тем как приступить к практической части, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик: «Буллинг. Как остановить детскую травлю» [3]и выделить в нём способы, которые психолог использовал в ответ на хамство.
Участники выделяют приёмы и способы, которые ведущий и участники обсуждали ранее.
- Задание «Время практиковаться»
Продолжительность: 7 минут.
Ведущий предлагает участникам разыграть несколько ситуаций, где нужно использовать пройденные ранее способы реагирования на хамство.
Несколько участников по очереди выходят и разыгрывают ситуации, после чего остальные предлагают свои варианты реагирования. Ведущий корректирует все варианты. Ситуации выбраны из Теста фрустрационных реакций Розенцвейга.Детский вариант [4]. Графически ситуация представлена на слайде.
Рис. 1. Ситуация 1
Рис. 2. Ситуация 2
Рис. 3. Ситуация 3
- Заключение с цитатой.
Ведущий цитирует Эрика Хоффера: «Хамство — это имитация силы слабым человеком» [5]. После чего спрашивает участников, как они понимают эту фразу.
Ведущий подводит итоги занятия: спрашивает о новых вещах, которые участники узнали по ходу занятия; уточняет, какие способы участники будут использовать в повседневной жизни.
Литература:
- Mail. — Текст: электронный // Музыка: [сайт]. — URL: http://surl.li/smorc (дата обращения: 11.04.2024).
- Что такое хамство: примеры, причины и последствия. — Текст: электронный // skillbox.ru: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/growth/boorish-behaviour/ (дата обращения: 11.04.2024).
- Видео. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/video/watch/64bfbe2a8809c82f5bc2d468?f=d2d (дата обращения: 11.04.2024).
- Тест фрустрационных реакций Розенцвейга/Детский вариант. — Текст: электронный // Энциклопедия психодиагностики: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2024).
- Цитаты известных людей. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/617684-erik-khoffer-grubost-eto-potugi-slabogo-prodemonstrirovat-s/ (дата обращения: 11.04.2024).