Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек — всю Землю!
Можешь только ты,
Разумный человек!»
Ирина Трофимова
Актуальность. На уроке окружающего мира мы говорили о проблемах загрязнения нашей планеты, о том, как люди, загрязняя природу, приносят вред не только окружающему миру, но и себе. Меня настолько затронула тема урока: «Откуда берётся мусор, и куда он девается?», что я захотела побольше узнать, а куда девается мусор в нашем городе Салехарде? Возвращаясь из школы, я обратила внимание, что возле мусорных баков было много разбросанного мусора. Мусор — это глобальная проблема современного мира. Он практически заполонил нашу планету. Мы используем купленные товары, а упаковки и отходы не задумываясь выбрасываем в лучшем случае мусорное ведро. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время мусора становится все больше и больше и эта проблема выходит из-под контроля.
Сегодня утилизация мусора является одной из самых актуальных проблем, потому что без решения её, наш мир превратится в большую свалку.
Так куда же везут мусор? Что происходит с ним? Что произойдёт, если на мусор не обращать внимание? Может ли мусор стать полезным? Мы решили найти ответы на эти вопросы, провести своё исследование.
Объектом исследования являются бытовые отходы
Предмет исследования : состав и свойствабытовых отходов
Цель исследовательской работы: получение представления о разнообразии мусора, влияния его на природу и о возможных способах вторичного использования мусора.
Для реализации цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы и работы в ЯмалЭкоДоме узнать, на какие группы делятся бытовые отходы.
2. Выявить, каких бытовых отходов больше всего собирается дома.
3. Экспериментально определить время разложения некоторых отходов.
4. Привлечь внимание к данной проблеме как можно больше сверстников и взрослых.
5. Показать, как можно дать мусору «вторую» жизнь.
Гипотеза: если каждый человек будет сортировать мусор, то мусор может принести пользу как для самого человека, так и для природы в целом!
Методы исследования:
1) теоретические (изучение литературы по проблеме исследования);
2)эмпирические (экспериментальное определение разложения некоторых видов мусора, работа в ЯмалЭкоДоме города Салехарда);
3)социологические (анкетирование семей первоклассников);
4)статистические (анализ, систематизация и обобщение полученных данных).
Практическая значимость работы: составление практических рекомендаций — экологической памятки. Привлечение моих сверстников к изготовлению поделок из мусора. Результаты исследования могут быть использованы в повседневной жизни, на уроках окружающего мира, на классных часах по пропаганде охраны природы и на занятиях внеурочной деятельности Умелые ручки.
Влияние мусора на природу
Мусор, который образуется в результате человеческой деятельности, вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели.
Ущерб может быть физическим (животные могут застревать в пластиковых упаковках или подавиться ими) или химическим (удобрения, вызывающие цветение водорослей), но в любом случае они могут нанести долгосрочный ущерб флоре и фауне того или иного района.
Пластиковые отходы
Отбросы пластмассовых изделий, в том числе мешков для продуктов питания, быстро заполняют свалки и часто засоряют водостоки. Когда пластиковый мусор дрейфует в водоемах животные могут проглотить пластик. Пластик создает для животных проблемы со здоровьем, включая истощение и закупорку желудка и кишечника. Животные не могут расщеплять пластик в пищеварительной системе и обычно умирают от его закупорки. Куски пластика также могут запутываться вокруг тела или головы животных и вызывать травмы или смерть. Каждая группа бытовых отходов, утверждают учёные, имеет свой срок разложения. Это зависит от материала, из которого она сделана.
Загрязнение воды
Мусор в водных системах от потребительского и коммерческого использования создает токсичную окружающую среду. Вода попадает в организм оленей, рыб и целого ряда других животных. Токсины могут вызвать свертывание крови, судороги или серьезные проблемы, которые могут убить животных. Токсичная вода может также уничтожать растения на берегах рек и дне экосистемы пруда. Когда люди едят животных, проглотивших отравленную воду, они также могут заболеть.
Почвенный сток
Сточные воды, загрязненная вода, бензин и бытовые отходы могут проникать в почву. Почва поглощает токсины и воздействует на дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры. Сельское хозяйство находится под угрозой и не может процветать. Животные затем питаются теми культурами или червями, которые живут в почве и могут заболеть. Люди, которые питаются либо зерновыми культурами, либо животными, питающимися зараженным сельским хозяйством, также могут заболеть.
Банки и бутылки
Выброшенные банки и бутылки обычно не поддаются естественному биоразложению и добавляют человечеству проблемы с мусором. Мусор остается на свалках и засоряет канализацию, улицы, реки и поля. Ракообразные, птицы и мелкие животные могут заползти в бутылки в поисках пищи и воды, застрять и медленно умирать от голода и болезней. По данным Всемирного фонда дикой природы, только на предприятиях по розливу воды остается около 1,5 млн. тонн пластмассовых отходов.
Сроки разложения мусора
Под действием микроорганизмов разлагаются (гниют) только органические отходы: остатки пищи, растения, фекальные массы и т. д. Стекло, пластик, металл со временем распадаются под воздействием воды, ветра, солнца. Существуют биоразлагаемые полимеры, изготовленные из растительного сырья или нефтепродуктов. К ним относятся, например, полилактиды, полиамиды, полиэстеры, полимочевины. На скорость разложения/распада в природе влияют разные факторы: состав, размер, температура окружающей среды.
Вид отходов |
Срок разложения или распада |
Кожура плодов |
2–5 недель |
Огрызок |
до 1 месяца |
Полиэтиленовые пакеты |
10–20 лет |
Газеты |
1–3 года |
Пластиковые бутылки |
100–1000 лет |
Сигареты |
1–5 лет |
Стеклянные бутылки |
4000 лет |
Зажигалки |
100 лет |
Полимерная пленка |
30–40 лет |
Консервные банки |
10–50 лет |
Опытным путём мы решили определить время разложения некоторых групп отходов, которые больше всего встречаются в мусорных вёдрах.
Для этого нам понадобились ёмкости, образцы мусора (кожура картофеля, кусочек газеты, кусочек пластиковой бутылки, земля). Образцы мусора мы поместили в банки с землёй, перемешали и закрыли крышками. На протяжении месяца мы следили за тем, что происходит с образцами мусора, результаты фиксировали в специальной таблице.
Сроки разложения отходов |
Кожура картофеля |
Кусочек газеты |
Кусочек пластиковой бутылки |
Огрызок яблока |
Кожура от банана |
Кусочек туалетной бумаги |
1 неделя |
Потемнела |
Почти не изменился |
Остался без изменения |
Потемнел |
Потемнела |
Разложился, весь смещался с землёй |
2 неделя |
Стала мягкой и тёмной, появился неприятный запах |
Намок, стал разделяться на волокна |
Остался без изменения |
Размяк, немного уменьшился в размерах |
Стала совсем тёмной, почти смешалась с землёй |
Не виден |
3 неделя |
Стала очень мягкой, почернела, неприятный запах стал сильнее |
Почти весь смешался с землёй |
Остался без изменения |
Стал очень мягким, издаёт неприятный запах |
Почти не видна |
Не виден |
4 неделя |
Совсем раскисла, неприятный запах |
Весь смешался с землёй, почти не виден |
Остался без изменения |
Подсох, но запах неприятный сохранился |
Вся смешалась с землёй, разложилась |
Не виден |
Меньше всего понадобилось времени для разложения в земле туалетной бумаге. Пищевые отходы разлагаются тоже быстро, но издают при этом неприятный запах. А вот пластик во время опыта остался без повреждений.
Вывод: Я узнала, что мусор разделяют на несколько видов. Необходимо это, в первую очередь, для того, чтобы найти наиболее подходящий метод утилизации или захоронения для тех или иных отходов. Отходы, так ещё называют мусор, загрязняют воздух, воду и почву, представляют серьёзную угрозу для окружающей среды. Отходы портят пейзаж, могут стать источником различных заболеваний. Каждая группа бытовых отходов, как утверждают учёные, имеет свой срок разложения. Это зависит от материала, из которого она сделана. Опытным путём мы определили время разложения некоторых групп отходов, которые больше всего встречаются в мусорных вёдрах. Теперь наша семья будет стараться использовать только те продукты и в таких упаковках, которые наносят меньший вред окружающей нас природе!
Мусор — раздельно!
Вторичным сырьём называют только те отходы производства и потребления, которые по своей природе являются материальными ресурсами и которые возможно и целесообразно использовать вторично в качестве сырья или изделий непосредственно после дополнительной обработки.
К материалам, пригодным к переработке, относятся:
– металлические изделия и лом;
– пластиковые бутылки, пластмассовые изделия;
– стеклянные бутылки, стеклобой;
– бумага, картон;
– резиновые покрышки, шины;
– старая мебель, доски;
– текстиль;
– строительные материалы;
– нефтепродукты;
– многокомпонентные изделия (бытовая и кухонная техника, компьютеры, мобильные телефоны)
Большая часть вторсырья, к сожалению, оказывается на свалке вместе с остальным мусором. Согласно данным, представленным в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, в России на переработку попадает только 7 % от всех произведенных отходов.
– Из макулатуры вторсырьем становится всего 30 %. Это газеты, журналы, рекламные листовки, книги, коробки, полиграфия.
– Из отходов полиэтилена — 20 %. Это одноразовые пакеты, упаковочные материалы, пластиковые бутылки.
– Полипропилен составляет 17 % бака. Это упаковочные пленки и мешки, пластиковые стаканчики, тара, а также трубы и детали технической аппаратуры.
– Поливинилхлорид — 10 %. Из него произведены бутылки, гибкие и жесткие пленки, тюбики.
– Полистирол — 12 %. Это контейнеры, одноразовая посуда, пищевая пленка, корпуса бытовой техники и прочая кухонная утварь.
– Термопластик — 12 %. Из него изготавливаются игрушки, герметизирующие ленты, линолеум.
– Стекло — 7,5 %.
Для того, чтобы вторичное сырье можно было использовать повторно, его следует сортировать. Для раздельного сбора мусора используются разноцветные контейнеры.
Одним из самых распространённых и опасных загрязнителей нашей планеты является пластик. И если ничего не делать сегодня, то завтра вся Земля может превратиться в огромную свалку. Кто-то скажет: «Мы ещё маленькие», «От нас ничего не зависит». А вот и зависит!
Что же можем сделать мы — ученики 1 класса? Наш 1 «А» класс выступил с инициативой: сбора батареек в городе Салехарде. На занятиях «Орлята России» мы изготовили контейнеры для сбора отработанных батареек, которые каждый поставил у себя в подъезде у почтовых ящиков. Через две недели мы всем классом отнесли и сдали 15 кг собранных отработанных батареек! Сейчас к нашей акции подключились все первоклассники нашей школы (234 ученика).
Также в школе проходит акция по сбору крышек от пластиковых бутылок. Мы решили привлечь к этой акции больше внимания. Сначала мы выступили на информационных часах в начальных классах, где познакомили ребят с необходимостью собирать пластиковые крышки и пригласили стать участниками аттракциона «Меткий стрелок». За время проведения аттракциона было собрано огромное количество крышек от пластиковых бутылок, которые мы тоже отнесли на переработку в ЯмалЭкоДом. Конечно, это не так уж и много, но ведь и океан складывается из маленьких капелек. Люди — вместе, мусор — раздельно! Таков девиз нашего 1 «А» класса!
Вторая жизнь мусора и старых вещей
Многие люди придумывают весьма оригинальные способы использования пластиковых бутылок в хозяйстве.
Меня это очень заинтересовало, и я решила сделать что-нибудь, тем самым дать мусору вторую жизнь и сохранить нашу природу от загрязнения. Из пластикового стаканчика я изготовила подставку для ручек и карандашей, из стеклянной и пластиковой бутылок сделала две вазы для цветов, которые подарила маме и бабушке на 8 марта. Также много поделок и полезных в быту вещей я изготовила из мусора в ЯмалЭкоДоме: вешалку для одежды, вазу для конфет, подставку для цветов.
Вывод: Входе работы я сделала вывод, что люди производят так много отходов, что уже не в состоянии ими управлять. Если всё будет оставаться по-прежнему, то человечество скоро просто утонет в мусоре. В экологической энциклопедии я нашла несколько советов, как можно избавиться от отходов и создала экологическую памятку, которую распространила через Ямал Образование для первоклассников. Все эти способы я теперь применяю в нашей семье. Рядом с домом наши родители установили баки разного цвета для сортировки мусора, а в подъезде возле почтовых ящиков я поставила контейнер для сбора отработанных батареек, которые каждые две недели сдаём всем классом в ЯмалЭкоДом. На занятиях внеурочной деятельности мы с ребятами даём мусору «вторую» жизнь: изготавливаем различные поделки. А мама Ильи-одного из первоклассников- принимает ненужные вещи, обувь, канцелярию, сумки в свой магазин для нуждающихся многодетных семей, выдаёт за это купоны со скидкой на покупку новых вещей. Как же здорово, когда каждый человек в ответе за свои действия: сортируя мусор, давая «вторую» жизнь отходам, мы спасаем нашу природу, заботимся о будущем нашей замечательной планеты! Конечно, это не так уж и много, но ведь и огромный океан складывается из маленьких капелек. Люди-вместе, мусор-раздельно!
Заключение
Таким образом, проведя исследовательскую работу, мы можем сделать следующие выводы:
1. Переработка мусора — одна из важнейших проблем современной жизни.
2. Одна из главных причин загрязнения нашей планеты — это отсутствие экологической культуры населения. Проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
3. Опытным путём мы определили, что быстрее всего разлагаются туалетная бумага и пищевые отходы, и значит, они наносят наименьший ущерб природе. Но их отходы продуктов нельзя выбрасывать бездумно, потому что их гниение приведёт к размножению бактерий и микробов. Совсем не разлагаются отходы из пластика. Значит, они наносят огромный вред окружающей среде.
4. Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования.
5. Необходимо давать мусору «вторую жизнь».
Гипотеза, выдвигаемая в начале работы, подтвердилась: если каждый человек будет сортировать мусор, то мусор может принести пользу как для самого человека, так и для природы в целом! Сдав вторсырьё, можно не только сделать Землю чище, но и заработать деньги. А проявив фантазию, можно подарить «вторую жизнь» различным ненужным вещам.
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты в доме и экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.
Литература:
- Дурейко, Л. И. Экология и здоровье/ Л. И. Дурейко. — Минск «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2010
- Коноплёва Н. П. Вторая жизнь вещей. «Просвещение», Москва, 1993
- Котик, Т. С. Законы экономии/ Т. С. Котик. — Минск: Беларусь, 2012
- Поречина, Н. И. Домашняя экономия/ Н. И. Поречина. — Минск: Беларусь, 2012
- Свистунова, В. Н. Экоград — город без отходов/ В. Н. Свистунова. — Минск: Беларусь, 2013
6. Трудков Святослав Тимофеевич, Вред мусора для окружающей среды –Минск: Беларусь, 2023
- Чумакова, Д. В. Энергосбережение в школе и дома/ Д. В. Чумакова. — Минск: Беларусь, 2014
- Я познаю мир. Экология: энциклопедия/ Сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ: Астрель, 2006
- Зелёный ветер, Центр экологического туризма, http://www.zel-veter.ru/article/view/158/ Занимательные факты … о мусоре.
- Еcology.md, Интересные факты, http://ecology.md/page/5-neobychnyh-tvorenij-iz-musora-ili-plas/ 5 необычных творений из мусора