Педагогическая династия моей семьи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 22.04.2024

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Веденина, А. С. Педагогическая династия моей семьи / А. С. Веденина, С. В. Корешков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4398/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор рассказывает о педагогической династии семьи Ведениных из Вологодской области.

Ключевые слова: школа, учитель, педагогическая династия.

Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Всё в нашей жизни начинается с семьи. Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, перенимаем опыт родителей… Я считаю, что семья — это главное в жизни человека! В нашей семье есть одна особенность: почти в каждом поколении есть учитель. Педагогические династии — это особый образ жизни. Это не просто выбор дальнейшего жизненного пути, а внутренняя потребность соответствовать семейным ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Я расскажу о нашей семейной династии учителей, о близких людях, которые работали и работают по одной из самых гуманных и необходимых обществу профессий.

Первое поколение педагогической династии семьи Ведениных

Основателями педагогической династии Ведениных являются Александр Павлович и Александра Фёдоровна (в девичестве Борисова).

А А

Александр Павлович Веденин родился в 1899 году, закончил филологический факультет Ленинградского института имени А. И. Герцена. Александра Фёдоровна родилась в 1900 году. Закончила тот же Ленинградский институт, естественно-географический факультет [5, c. 10].

Начало их педагогической деятельности связано с Волокославинской школой (Кирилловский район, Вологодская область). В 1933 году Веденины переехали в родной город Кириллов (Вологодская область) и продолжили педагогическую деятельность в Кирилловской средней школе. Педагогический стаж Александра Павловича 17 лет. Александра Фёдоровна отработала в школе 34 года [7, с. 7]. В документах Кирилловской средней школы, находящихся на хранении в архивном отделе Администрации Кирилловского муниципального округа, удалось найти некоторые сведения о её работе. Так, выяснилось, что Александра Фёдоровна вела уроки естествознания с 5-го по 9-й класс [13, л. 2]. Нередко по ботанике, которую она тоже преподавала, сдавали переводные экзамены. Например, летом победного 45-го 82 шестиклассника, пройдя весенние переводные испытания, показали довольно неплохие результаты для того сложного для учёбы времени: сорок четвёрок и пятёрок и всего одна двойка [14, л. 164]. Выполняла она и обязанности классного руководителя [14, л. 72]. Занималась краеведческой работой [12, л. 1]. Огромное внимание она уделяла учебно-опытному участку, который считался лучшим из лучших, потому что на нём учительница со своими учениками выращивала различные сельскохозяйственные культуры и получала рекордные урожаи. За это Александра Фёдоровна была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени [1, с. 4].

После выхода на пенсию Александра Фёдоровна вела активный образ жизни: принимала участие в общественных делах своего города, организовывала встречи с выпускниками школы, много лет была народным заседателем в суде. Имея хороший голос, любила петь и часто выступала на сцене солисткой и в составе городского хора ветеранов.

У её мужа, Александра Павловича Веденина, тоже был хороший голос — настоящий бас. Знакомые даже шутили, что ему надо петь в церкви на клиросе. А еще Александр Павлович отличался изумительной памятью: знал наизусть множество стихов, в том числе и поэму А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Также хорошо играл на скрипке, прекрасно чертил и рисовал.

В 1938 году Александру Павловичу предложили поработать учителем и завучем в Белозерском педагогическом училище. Он согласился. Всего лишь два года проработал в Белозерске. В 1940 году простудился и умер от воспаления лёгких [7, с. 7].

У Александры Фёдоровны и Александра Павловича было трое детей. Один из них — Владимир Александрович Веденин — продолжил семейную династию педагогов.

Второе поколение педагогической династии семьи Ведениных

Второе поколение династии Ведениных — Владимир Александрович Веденин и его жена Галина Антониновна.

В

Владимир Александрович родился 8 мая 1927 года в городе Кириллове. Был призван в действующую армию в 1944 году. После возвращения с фронта окончил десятый класс Кирилловской школы и поступил в Вологодский государственный институт на естественно-географический факультет. Окончив его в 1956 году, работал учителем химии и биологии в Кирилловской средней школе. Так начинался педагогический путь Владимира Александровича.

Впоследствии преподавал черчение, начальную военную подготовку, трудовое обучение. Его общий педагогический стаж — 45 лет, из них 25 лет преподавал в Кирилловской школе. С 1981 года, в связи с переездом в Вологду, преподавал автодело в школе ДОСААФ, затем — основы безопасности жизнедеятельности в средней школе № 26. Вместе с коллегами был организатором трудовой практики школьников: на тракторе вспахивали поля, учащиеся засеивали их, ухаживали, убирали. Владимир Александрович успешно готовил ребят к школьной и районной военно-спортивной игре «Зарница» [6, с. 2].

Был активным участником художественной самодеятельности: играл в народном театре Кирилловского районного Дома культуры, выступал на сцене в составе вокального квартета и хора учителей Кирилловской школы. Владимир Александрович был очень увлечённым человеком. Одним из его любимых занятий являлось рисование. Видимо, эти способности достались ему от отца. Он с увлечением писал картины и даже принимал участие в областных выставках самодеятельных художников. В 2005 году была организована персональная выставка его работ в музее города Кириллова — Доме Бриллиантовых. Любил хорошие песни, поэзию. С увлечением читал стихи о Кириллове, о «великой государевой крепости» — Кирилло-Белозерском монастыре. В весенне-летний период много работал физически на огороде, зимой вставал на лыжи, участвовал в соревнованиях по плаванию среди ветеранов и занимал призовые места. И даже в январе 2007 года на столе Владимира Александровича лежала справка от врача о допуске к соревнованиям. Но принять участие в них уже не смог, 25 января того же года Владимира Александровича не стало. Он не дожил до своего 80-летия, к которому очень готовился, три с небольшим месяца [11].

Веденина (в девичестве Кобелева) Галина Антониновна родилась 29 мая 1932 года. После окончания Вологодского педагогического института в 1954 году её направили работать учителем химии в Вожегодскую среднюю школу. Через год в Кирилловской средней школе появилось место учителя химии, и её перевели в Кириллов, на родину мужа. Свыше 25 лет отработала она в Кирилловском районе и проявила себя грамотным педагогом, активной общественницей, принципиальным и ответственным партийным работником.

На всех участках своей деятельности Галина Антониновна стремилась вносить в дело элементы нового, передового. Будучи требовательной прежде всего к себе, неустанно проявляла яркие лидерские качества, и это было по достоинству оценено руководством района и области. Начав трудовую деятельность учителем химии в Кирилловской школе, она проработала в этой должности с 1955 по 1963 год. Вела большую внеклассную работу, добивалась от учащихся качественных знаний своего предмета. Её ученики успешно участвовали в районных и областных олимпиадах, неизменно занимая призовые места. Галина Антониновна щедро делилась опытом с коллегами, проводила открытые уроки для учителей школ района. Её общий педагогический стаж — 13 лет. За успешную педагогическую деятельность была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Следующие три года Галина Антониновна работала заместителем директора по учебной части и сумела создать в школе дружный, сплоченный, работоспособный коллектив. Школа тогда располагалась в четырех разных зданиях, находящихся на приличном расстоянии друг от друга, учёба осуществлялась в две смены, но Галина Антониновна умело планировала учебный процесс. Атмосфера в школе царила творческая. Целью работы Галина Антониновна ставила объединение усилий педагогического и родительского коллектива по обучению и воспитанию детей.

С 1966 по 1970 год возглавляла районный отдел народного образования. Теперь ей приходилось думать и направлять деятельность всех школ района, но и это оказалось по плечу деятельной натуре Галины Антониновны.

С 1970 года начинается новый этап в судьбе этой энергичной женщины: ее избирают секретарем по идеологии районного комитета партии. В этой должности она проработала почти десять лет.

В 1979 году новый большой поворот в судьбе: Галину Антониновну избирают председателем областного комитета профсоюза работников культуры, и семья Ведениных переезжает в Вологду. В этой должности она проработала до самого выхода на заслуженный отдых в 1987 году. Галина Антониновна около восьми лет возглавляла постоянную комиссию по культурно-массовой работе. И, конечно же, за годы такой активной деятельности она заслужила огромное количество благодарностей и почетных грамот различных уровней [6, с. 2].

Будучи на пенсии Галина Антониновна по-прежнему вела активный образ жизни, участвовала во всех общественных делах. В 2000 году была избрана заместителем председателя Вологодского совета ветеранов. На всех постах Галина Антониновна пользовалась уважением коллег и окружающих, зарекомендовала себя чутким, отзывчивым и добрым по отношению к людским нуждам человеком. «Красивая женщина с красивой душой» — говорили о ней и отмечали, что общение с ней доставляет удовольствие. А еще она была замечательной мамой и бабушкой, которая гордилась тем, что у них с мужем двое прекрасных детей, трое внуков и один правнук, а также тем, что их дочь Ирина продолжила семейную династию педагогов [11].

Троюродная сестра Владимира Александровича — Зинаида Владимировна Козинова (урожденная Веденина) — хоть и не имела педагогического образования, но всю жизнь посвятила Кирилловской средней школе. Родилась Зинаида Владимировна в тяжелый военный 1943 год. В раннем детстве потеряла родителей, их с братом воспитывала бабушка, благодаря которой она получила среднее образование, а затем сразу же пошла работать в родную Кирилловскую школу. На протяжении 37 лет она работала лаборантом кабинетов химии и физики. Скромная, доброжелательная к учителям, терпеливая к ребятам Зинаида Владимировна успешно справлялась со всеми обязанностями. В лаборантской всегда царил порядок, каждая склянка с химическими реактивами, каждая пробирка, колба, прибор на своем месте. И так всегда, все 37 лет отношение к делу оставалось безукоризненное.

Казалось бы, и работа-то скучная — получил химикаты, оборудование и храни их, выдавай учителям по мере надобности. Другая на месте Зинаиды Владимировны этим бы и ограничилась. Другая, но не она. Никогда не позволяла себе Зинаида Владимировна относиться к делу кое-как, никогда не ограничивалась только своими прямыми обязанностями.

На уроках часто использовали учебные фильмы, а обращаться с киноаппаратом умели немногие, в их числе и Зинаида Владимировна. Как понадобится на уроке фильм показать — все идут к ней за помощью. И она никогда, было, никому не откажет, хоть и занята, и времени нет. Никогда не брала во внимание, что фильм понадобился не по химии, а совсем по другому предмету [9].

Когда стало некому проводить уроки сельхозтруда и заниматься летом с ребятами на пришкольном участке, предложили взяться за это дело Зинаиде Владимировне, которая сразу же согласилась [10].

Проработала в школе Зинаида Владимировна до выхода на пенсию.

К сожалению, в 2017 году её не стало, но коллеги до сих пор вспоминают Зинаиду Владимировну с теплотой и любовью.

Третье поколение педагогической династии семьи Ведениных

Романовы

Третье поколение учительской династии — Ирина Владимировна Романова (в девичестве Веденина) и ее муж Николай Александрович Романов. Ирина Владимировна родилась 10 мая 1960 года в Кириллове. После окончания Вологодского государственного педагогического института в 1982 году была направлена работать учителем истории и обществознания в Николоторжскую среднюю школу Кирилловского района. Ирина Владимировна является учителем высшей категории с большим опытом работы. С 1995 по 2010 была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а с 2015 по 2019 год работала директором школы. Именно под ее руководством в селе Никольский Торжок было построено новое современное школьное здание, открытие которого состоялось первого сентября 2017 года. За многолетний добросовестный труд награждена значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства обороны Российской Федерации, медалью министерства обороны Российской Федерации «За достижения в военно-политической работе», почетными грамотами департамента образования и губернатора Вологодской области.

Под руководством Ирины Владимировны создан школьный музей имени Героя Советского Союза Е. Н. Преображенского.

Выйдя на заслуженный отдых, Ирина Владимировна продолжает работать учителем, является уже много бессменным руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания, членом женского совета Николоторжского поселения.

Учителем работает и муж Ирины Владимировны — Николай Александрович Романов. Окончив факультет физики и информатики Вологодского государственного педагогического института, Николай Александрович стал работать в Николоторжской средней школе. В 1980-е годы работал заместителем директора, руководителем отделения вечерней школы. Долгие годы возглавлял районное методическое объединение учителей физики. Также вел уроки в Ферапонтовской, Талицкой, Кирилловской школах. В настоящее время является преподавателем Вологодского областного колледжа культуры. Удостоен звания «Почётный работник общего образования». Педагогический стаж — 42 года.

Дочь Ирины Владимировны и Николая Александровича — Елена — закончила исторический факультет Вологодского государственного педагогического института и работала учителем в школе № 8 г. Вологды до переезда в Санкт-Петербург [11].

Ещё одним представителем педагогической династии является Веденина Елена Викторовна. Она родилась 17 июня 1972 года в городе Кириллове. После окончания Кирилловской средней школы в 1989 году поступила на факультет педагогики и методик начального обучения Череповецкого государственного института имени А. В. Луначарского. Во время обучения поступила на факультет раннего обучения иностранным языкам этого же института. По окончании института в 1994 году получила две специальности: учитель начальных классов и учитель немецкого языка и вернулась в Кирилловскую школу, в которой проработала до 2001 года [15, с. 21].

Елену Викторовну очень любили дети, уважали родители и коллеги, и сама она получала большое удовольствие от работы. Применяла в работе новые передовые методики, стремилась сделать уроки интересными, разнообразными, её ученики отличались высоким качеством знаний. Однако, стремление к знаниям привело к тому, что в 1999 году Елена Викторовна поступила в Вологодский филиал Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, по окончании которого перешла в 2001 году на работу в юридический отдел администрации района, затем в 2003 году в Кирилловский районный суд, который возглавляет в настоящее время [8].

мама 2

Учительские семьи — явление особое, исключительное. Им приходится работать и жить на два дома, причем зачастую без остатка отдавать себя школе и ученикам. И при этом постараться, чтобы душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний хватило не только на учеников, но и на собственных детей. На такие подвиги способны немногие.

Все представители педагогической династии семьи Ведениных в полной мере соответствовали и соответствуют званию настоящего учителя. Из их биографий видно, что они не ограничивались рамками своего предмета, но и были и остаются людьми творческими, увлекающимися, посвятившими свою жизнь служению обществу и государству. И в то же время каждый представитель династии по-своему уникален. За это их любили и любят ученики и уважают родители. За это их ценит наше общество.

Литература:

  1. Баранов В. На пришкольном участке // Красный Север. — 1956. — 19 июня (№ 121). — С. 4.
  2. Веденина А. Теплица Кирилловской средней школы // Ленинское знамя. — 1956. — 13 июня (№ 67). — С. 3.
  3. Веденина А. Организация работы на учебно-опытном участке // Ленинское знамя. — 1956. — 13 июля (№ 80). — С. 4.
  4. Клубкова Т. «Нам в те годы застаиваться было некогда» // Новая жизнь. — 2019. — 15 марта (№ 11). — С. 9.
  5. Погодина Т. По зову сердца и по призванию // Новая жизнь. — 2023. — 10 марта (№ 10). — С. 10–11.
  6. Романова И. Три поколения // Новая жизнь. — 2010. — 30 марта (№ 24). — С. 2.
  7. Терентьева Н. Семья учителей — особая семья // Новая жизнь. — 2010. 29 ноября (№ 93). — С. 7.
  8. Воспоминания Ведениной Елены Викторовны, 1972 г.р., (записаны 17.07.2023).
  9. Воспоминания Зайцева Галины Егоровны, 1956 г.р. (записаны 12.03.2023).
  10. Воспоминания Мироновой Светланы Васильевны, 1968 г.р. (записаны 28.09.2023).
  11. Воспоминания Романовой Ирины Владимировны, 1960 г.р. (записаны 03.12.2023).
  12. Книга протоколов педагогического совета Кирилловской средней школы // Архивный отдел Администрации Кирилловского муниципального округа. Ф. 237. — Оп. 1. — Д. 18.
  13. Книга протоколов педагогического совета Кирилловской средней школы // Архивный отдел Администрации Кирилловского муниципального округа. Ф. 237. — Оп. 2. — Д. 83.
  14. Документы по Кирилловской средней школе // Архивный отдел Администрации Кирилловского муниципального округа. Ф. 237. — Оп. 2. — Д. 84.
  15. Личное дело Ведениной Елены Викторовны // Архив БОУ «Кирилловская СШ».


Похожие статьи

Познавая секреты профессионального успеха

Родители не могут определить нашу взрослую жизнь, но могут дать направление, силу и уверенность в правильности выбранного пути. Наша история началась в 1915 году, когда в большой и дружной семье Чумичевых Акима Васильевича и Варвары Ивановны родился ...

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Жизнь педагога через призму времени

Статья посвящена освещению малоизвестных фактов из жизни и деятельности известного якутского педагога-новатора, писателя, ветерана войны Николая Ивановича Афанасьева. В контексте времени показаны грани его неординарной личности, влияние на современни...

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Современная семья и ее проблемы

В статье автор рассматривает проблемы современной семьи.

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы биографии купцов-благотворителей Николенко

На материале архивных источников, дореволюционной периодической печати, опубликованных научных трудов, авторы показывают малоизвестные страницы жизни купцов Николенко. История семьи рассмотрена в контексте предпринимательской и благотворительной деят...

Представления о семье у современной молодежи

В статье приводится анализ семьи и семейных ценностей современной молодежи Оренбурга и Оренбургской области на основе результатов социологического исследования.

Похожие статьи

Познавая секреты профессионального успеха

Родители не могут определить нашу взрослую жизнь, но могут дать направление, силу и уверенность в правильности выбранного пути. Наша история началась в 1915 году, когда в большой и дружной семье Чумичевых Акима Васильевича и Варвары Ивановны родился ...

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Жизнь педагога через призму времени

Статья посвящена освещению малоизвестных фактов из жизни и деятельности известного якутского педагога-новатора, писателя, ветерана войны Николая Ивановича Афанасьева. В контексте времени показаны грани его неординарной личности, влияние на современни...

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Современная семья и ее проблемы

В статье автор рассматривает проблемы современной семьи.

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы биографии купцов-благотворителей Николенко

На материале архивных источников, дореволюционной периодической печати, опубликованных научных трудов, авторы показывают малоизвестные страницы жизни купцов Николенко. История семьи рассмотрена в контексте предпринимательской и благотворительной деят...

Представления о семье у современной молодежи

В статье приводится анализ семьи и семейных ценностей современной молодежи Оренбурга и Оренбургской области на основе результатов социологического исследования.

Задать вопрос