Статья посвящена теме стрит-арта как способа патриотического воспитания и сохранения исторической памяти в нашей стране и за ее пределами. В статье рассказывается о социальных проектах и графических объектах, обращающих внимание зрителей на события и личности современной истории, важность которых необходимо особо подчеркнуть.
Ключевые слова: стрит-арт, граффити, муралы, Всероссийская акция «Граффити.Защитник»
Граффити — это рисунки или надписи, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов [4, с.34]. Термин «граффити» происходит от итальянского «grafficare» — царапать, нацарапывать. Первоначально так называлась одна из техник настенной живописи. Позже термин начал широко использоваться археологами. [5, с.45]
Граффити появилось практически одновременно в разных частях света. На стенах римского города Помпеи, который в 79 году н. э. в ходе извержения Везувия был погребен под слоями пепла, сохранилось более 11 тысяч граффити. Жители Помпей записывали на стенах различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое [3, с. 77]
Надписи-граффити на стенах храмов — наиболее массовая разновидность древнерусской эпиграфики: именно в этой форме дошло до нас подавляющее большинство автографов жителей домонгольской Руси [2, с.25]. В киевском соборе Святой Софии сохранились надписи на стенах, сделанные глаголицей, которые являются ценными памятниками древнерусской грамотности. Граффити Софийского собора содержат ценные сведения о разных сторонах жизни Киевской Руси — в частности сохранились записи о смерти Ярослава Мудрого, автограф Владимира Мономаха и другие сведения о жизни людей разных периодов [5, с.48].
В XX веке интерес к граффити был связан с рисунками, появившимися в нью-йоркском метрополитене в 1920-х годах. Рисунки можно было встретить на поверхности вагонов, на стенах, а также в пешеходных переходах. От этих рисунков веяло бунтарством, свободой, сопротивлением всему легальному и привычному [1].
Сегодня граффити продолжает быть способом самовыражения в современной городской среде, культурным кодом живущего поколения, каналом передачи информации на языке искусства. В социокультурном плане развитие уличного граффити-искусства считается заметным явлением в России и за рубежом.
В XXI веке рисунки или надписи, обращающие внимание зрителей на социально значимые события или ситуации, важность которых необходимо особо подчеркнуть, обозначают термином «социальное граффити». Обычно такие граффити — муралы (огромные изображение), которые нанесены на стену здания или сооружения, расположены в самых просматриваемых проходных местах.
В 2020 году Министерство обороны запустило масштабный проект «Дорога памяти», в рамках которого каждый желающий может разместить на портале проекта фотографию и данные о своем родственнике, участвовавшем в Великой Отечественной войне. Главная задача проекта состоит в объединении россиян и увековечении памяти обо всех защитниках нашей Родины [7].
С января 2020 года в рамках гранта Президента РФ в Нижнем Новгороде реализуется проект «Социальные граффити. Лица Победы» [8] — популяризирующий не памятники, а живых людей-ветеранов, каждый из которых имеет уникальный жизненный опыт, связанный не только с войной. Одним из ключевых моментов проекта стало изображение портретов ветеранов во дворах домов, где они непосредственно проживают или проживали. Благодаря проекту прежде всего соседи узнают, что недалеко находится человек, подаривший им мирное небо над головой. В Нижегородской области проживает чуть больше 1000 ветеранов (по данным Министерства социальной защиты Нижегородской области). Командой проекта было проведено исследование, которое показало, что после нанесения одиннадцати изображений с портретами ветеранов Великой Отечественной войны информированность людей значительно увеличилась, но, главное, появилась гордость, что рядом с ними живет настоящий герой.
Память о событиях периода Великой Отечественной Войны важная часть не только исторического наследия нашей страны, но и воспитания нового поколения россиян. В подмосковном Солнечногорске на фасаде многоэтажного жилого дома появилось изображение война-красноармейца, участника контрнаступления советских войск под Москвой (рис.1).
Рис. 1. Мурал «Солнечногорск освобожден от врага 12 декабря 1941 года» в г. Солнечногорске
5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя ряд успешных операций, и отбросила немецкие войска на 150–300 километров от столицы. Бои за город Солнечногорск продолжались больше суток. Действуя смело и решительно, советские воины освобождали от врага дом за домом, улицу за улицей, уничтожая фашистов в опорных пунктах, в которые они превратили дорожные узлы, улицы и отдельные дома. Враг был разбит. 12 декабря 1941 года самый молодой город Подмосковья был освобожден. Патриотический мурал расположен на одной из главных улиц города, носящей имя Евдокима Андреевича Баранова, руководителя партизанских отрядов Солнечногорска в годы войны.
22 февраля 2022 началась Специальная Военная Операция России на Украине, ставшая ответом русского народа на геноцид русско-язычного населения на Донбасе. В ряды участников влились тысячи граждан нашей страны. Начало СВО стало важнейшим событием последних лет и не могло не найти отклик в работах современных стрит-художников. Чаще всего в городских пространствах создаются патриотические изображения, текстовые слоганы, эмблемы.
Проект Министерства обороны «Дорога Памяти» был продолжен Всероссийской акцией «Граффити. Защитник», в рамках которой профессиональные художники и юнармейцы изобразили героев нашей страны, людей, которые многое сделали и многим пожертвовали для Родины [9].
В Тамбове на здании университетского корпуса появилось изображение Зои Космодемьянской, уроженки Тамбовской области, ставшей первой женщиной-Героем Советского Союза, посмертно получившей это звание во время Великой Отечественной войны и выпускника Тамбовского государственного университета Александра Хусаинова, участника СВО, награжденного орденом Мужества посмертно (рис.2).
Рис. 2. Мурал в Тамбове. Всероссийская акция «Граффити.Защитник»
В Подмосковье благодаря акции «Граффити. Защитник» появилось порядка 10 муралов. Они есть в Солнечногорске, Ногинске, Сергиевом Посаде, Люберцах, Балашихе, Щелково, Клину, Наро-Фоминске и Красногорске [10]
Рис. 3. Всероссийская акция «Граффити. Защитник» в Солнечногорске. Героями мурала в Солнечногорске стали юнармеец Максим Говорушко и офицеры Вооруженных сил РФ — подполковник Борис Михеев и майор Дмитрий Ловцев, погибшие при выполнении боевых задач в ходе СВО
Всероссийская акция «Граффити. Защитник» проходит во всех регионах России, в том числе на новых территориях. В крымском поселке Черноморское появился мурал с изображением мальчика Алеши из Белгородской области, который ежедневно провожал колонны российских войск в зону СВО (рис.4). Образ Алеши стал уже каноническим и узнаваемым. Муралы с его изображением появляются в разных городах нашей страны.
Рис. 4. Мурал «Алеша» в Крыму
Тема специальной военной операции нашла отклик в творчестве не только отечественных, но и зарубежных художников. В Сербии есть масса изображений, с поддержкой России в специальной военной операции на Украине. Большинство населения Сербии поддерживает Россию. Во всех городах можно встретить русские флаги и граффити «Z». В центре Белграда на стене жилого дома появилось граффити с изображением президента России Владимира Путина, под которым написано «брат». Владимир Путин изображен на фоне сербского и русского флагов.
Искусство всегда откликается на события, происходящие вокруг, описывая их языком, понятным людям всех возрастов и национальностей. В последнее время наблюдается настоящая война муралов, когда сторонники разных взглядов портят графические изображения противоборствующей стороны. Искусство снова и снова используется как оружие в борьбе за свободу своего мнения.
Граффити окружают нас в городской среде, становясь частью нашей жизни. Какие события современности останутся в памяти живущего поколения и будут увековечены в будущем, зависит и от стрит-художников.
Литература:
- Барсамов С. А. Субкультура граффити: социальная организация и перспективы интеграции // Russian Journal of Education and Psychology, 2011, № 4, том 8
- Высоцкий С. А. Киевские граффити XI–XVII вв. С. 25.
- Гаджиев М. С. К интерпретации одного граффити из Помпеи// Вестник Института ИАЭ, 2005, № 1, С.77–80
- Кожанов А. П., Н. П. Приказчикова. Граффити: «искусство или вандализм?»// Инженерно-строительный вестник Прикаспия: науч-но-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГА-СУ», 2020. № 3 (33). С. 34–39.
- Колосов А. С. История граффити движения и его современные российские особенности // Вестник славянских культур, 2012, № 25, том 3, С. 45–49
- Соколов А. В., Личак Н. А. Городское пространство как территория существования стрит-арта // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 24–30. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.2.
- Материалы сайта проекта Дорога памяти https://doroga-pamyati.org/
- Материалы сайта Фонда президентских грантов https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/
- Материалы сайта Всероссийского детско-юношеского движения Юнармия https://yunarmy.ru/
- Материалы сайта Всероссийской Общественной организации ветеранов Боевое братство https://bbratstvo.com/2023/05/29/v-solnechnogorske-akciya-graffiti-zaschitnik-prodolzhaet-akciyu-graffiti-pobedy