«Голодные игры»: пропаганда и манипуляция | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Мухамедгараева, М. Ф. «Голодные игры»: пропаганда и манипуляция / М. Ф. Мухамедгараева, И. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4422/ (дата обращения: 19.12.2024).



В этой статье предлагается общий обзор трилогии «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Разберем историю создания «Голодных игр» в этой вселенной антиутопии. Рассмотрим манипуляции Капитолия [1] , участников игр и Тринадцатого дистрикта. Также узнаем политическое построение Панема [2] . Разберем, как Капитолий использует пропаганду и медиа для контроля народных масс.

Ключевые слова: манипуляция, Капитолий, голодные игры, трибуты, Панем, дистрикт.

Введение:

Выход фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» произвел фурор, несмотря на то что предыдущая часть вышла в 2015 году. Люди вновь заинтересовались этим циклом книги и фильмов. Все три части «Голодных игр», не включая приквела «Баллада о змеях и певчих птицах», возглавили престижные списки бестселлеров «USA Today»[3] и «New York Times»[4], а потом были с успехом изданы в 26 странах мира и легли в основу пяти популярных фильмов. Экранизации оказались настолько успешными, что все пять частей получили оценку выше 60 %[5] на сайте «Rotten Tomatoes»[6]. «Голодные игры: и вспухнет пламя» получило наивысшую оценку 90 % от критиков и 89 % от зрителей. Это впечатляющий результат, которого смогли добиться не все экранизации.

«Голодные игры» — это не только подростковая трилогия, с хорошо прописанным сюжетом, но в ней также присутствует моменты, которые многие не замечают. Сама вселенная голодных игр построена на манипуляции народа. Капитолий использует СМИ и технологии для подчинения и контроля. Народ настолько запуган, что выбирает сомнительную безопасность, вместо восстания. Но в Панеме не только правительство манипулирует народом, почти все персонажи пользуются этим чтобы выжить. На примере первых трех книг, мы рассмотрим психологические махинации в этой антиутопии.

Манипуляция Капитолия:

Голодные игры сами по себе были созданы, чтобы манипулировать людьми. Они были сформированы после того, как дистрикты подняли восстания против Капитолия. В результате тринадцатый дистрикт, зачинщик противостояния, был уничтожен [2, с. 18–19]. В наказание за восстание в каждом из дистриктов Панема юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет должны были участвовать в Голодных играх [2, с. 11]. На церемонии жатвы[7], выбранные с помощью жребия, трибуты[8] должны быть переданы в Капитолий, где они будут сражаться на арене, пока в живых не останется один победитель. Капитолий представлял игры, как подарок жителям. Для жителей первого, второго и четвёртого дистрикта было почетом участвовать в играх. Их тренировали с самого детства, затем они вызывались добровольцами. Их также называли профи [2, с. 80]. Не все в Панеме были против игр. Некоторые даже наслаждались этим. Профи — одни из них. Богачи из более богатых дистриктов даже делали ставки на победителя. До начала игр трибуты жили в роскошных апартаментах, ели вкусную еду. Победитель получал славу, деньги, ему дарили дом в деревне победителей, до конца жизни он ни в чем не нуждался. Дистрикту, откуда он был родом, целый год давали больше еды [2, с. 19]. Не смотря на все привилегии, это все равно было наказание [5]. Как говорил Кориолан Сноу, президент Панема: «Голодные игры — не просто способ наказать дистрикты, они еще и часть непрерывной войны. Каждые Игры — отдельная битва, которую мы способны держать в руках, вместо того чтобы развязывать большую войну, которая может вырваться из-под контроля…» [1 с. 504].

По описанию Панема мы можем предположить, что политическим режимом там был тоталитаризм[9]. Капитолий имел контроль над всеми сферами в стране. Права и свободы граждан фактически отсутствуют. СМИ пропагандирует правительство и восхваляет его [5]. По действиям правительства мы можем понять, что они даже не скрывают своих намерений. Они открыто управляют народом, заставляют выполнять навязанные ими действия. Когда страх не помогал контролировать народ, они пользовались голодом. С самого начала книги, мы можем видеть, как правительство манипулирует народом, ограничивая поставки еды. Горожанам приходится больше работать, впоследствии у них остается меньше времени на собственную жизнь и на мысли о мятеже. Жители, надеясь только на удачу, просят включать в Жатву больше число раз, а взамен получают деньги на еду [2, с. 11]. Одиннадцатый Дистрикт живет под гнетом миротворцев. Именно в этом дистрикте жителей наказывают самыми жестокими методами. Жители в дистрикте занимаются сельским хозяйством, и все продукты уходят в более богатые дистрикты. Народ же голодает. Их бьют и убивают за воровство [2, с.169].

Капитолий использует игры в качестве развлекательной программы. Они подстраивают местность, климат для того, чтобы направить игроков против друг друга. Ученые Капитолия создают гибридных животных и растений, их также называют переродками [2, с.38], которые помогают привлечь внимание зрителей [2, с. 155]. Когда участники расходятся в разные стороны, распорядители игр заставляют их идти на встречу друг другу. Как в конце первой части, Катону из второго Дистрикта приходится бежать от деформированных собак к рогу изобилия[10], где его ждут, чтобы сразиться, Китнисс и Пит [2, с. 270]. Еще один прием, который использовался на 74 играх, новое правило. Победителей могло быть двое, только если они из одного Дистрикта. С притворством Китнисс и Пита о их влюбленности, это было особенное развлечение для публики. Все хотели, чтобы влюбленные остались вместе. Когда на арене не осталось никого кроме них, правило было отменено. Они дали им надежду, а потом так жестоко ее отобрали. Капитолий хотел натравить их друг на друга [2, с. 281]. Это были бы самые незабываемые игры. К счастью, у них это не вышло.

Даже после окончаний игр Капитолий не отстает от победителей. Они становятся пешками. Угрожая их семьям, правительство принуждает их выполнять любой приказ. Победители должны были продвигать идею о голодных играх и восхвалять Капитолий. Становиться трибутом было опасно не только из-за угрозы жизни, но и из-за контроля за каждым их действием. Хеймитч Эбернети, наставник Китнисс, усвоил этот урок сполна. На играх, в которых он участвовал, он использовал силовое поле, чтобы выиграть [3, с. 213]. По сути, он использовал саму арену. Распорядители игр решили, что это слишком дерзкий ход, никто не думал, что можно использовать арену. Когда Хеймитч вернулся домой в свой Дистрикт, его семья и девушка были убиты [3, с. 150]. Это послужило примером для последующих участников и победителей. Нельзя идти против Капитолия, иначе наказание понесет их семья и близкие люди.

Во второй книги в Панеме потихоньку начало развиваться восстание символом которого являлась Китнисс Эвердин, Сойка-пересмешница [3, с. 27]. Чтобы показать народу, что никто не преодолеет мощи Капитолия, президент Сноу объявляет новые правила. Для него было очень удобно, что это была квартальная бойня, которая проходит каждые 25 лет [3, с. 43]. Эти игры имеют особые, уникальные правила. На 75-х играх правила были таковыми: жатва проводится среди уже существующих победителей [3, с. 184]. Во время каждых игр участники показывали свои способности перед распорядителями и спонсорами, чтобы те смогли выставить им оценки [2, с. 85]. Пит и Китнисс были в таком отчаянии и не видели смысл доказывать что-то другим. Им уже было все равно, что с ними сделают за их поступки. Так что во время просмотра Пит нарисовал Руту, девочку, которая умерла во время 74 играх. Она в какой-то степени тоже являлась символом восстания, все началось с ее смерти. Китнисс же повесила манекен с надписью «Сенека Крейн» [3, с. 249]. Он был распорядителем прошлых игр. Их действия были прямым ходом против Капитолия. Они ожидали получить самые низкие балы, но к их удивлению, они оба получили самый высокий бал — 12 [3, с 265]. Это был ответный удар Капитолия. Поставив им такой бал, распорядители настроили всех участников против них. Сделали их главной целью [5].

Самое жестокое, что делало правительство — это манипуляция сознанием. Примером человека, с которым они так поступили является Пит Мелларк [4, с. 156]. Президент Сноу, по сути, промыл ему мозги с помощью яда ос-убийц. Все его воспоминания, чувства были стерты. Ему показывали фрагменты с голодных игр, интервью и в это время вкалывали яд. Все его счастливые моменты после этого ассоциировались с болью и ненавистью. Он уже не мог осознать, что правда, а что нет. Путем жестоких пыток Капитолий изменил его самого. Они использовали Пита, как антирекламу мятежу [4, с. 19]. Пит был любимчиком публики, он легко подбирал правильные слова. Капитолий заснял с ним несколько интервью, в которых Пит был против восстания. И какое-то время люди прислушивались, пока не появились видео с Китнисс.

Манипуляции участников голодных игр:

Трибуты всегда старались выглядеть более желанными на экранах [2, с. 50]. Это была их единственная надежда на победу. Чем больше людей они привлекут, тем больше у них будет спонсоров [5]. Так что, они делали все, что могли, для этого. В какой-то мере Капитолий помогал им в этом. Они предоставляли участникам наставников, стилистов и выделяли время на интервью. Китнисс и Питу очень повезло со стилистами. Их выход на публику был незабываем с их огненными нарядами. Но зрителей больше всего заинтересовала влюбленность Пита в Китнисс. Они стали влюблёнными голубками для Панема, чем они часто пользовались [5]. Они заставляли сердца публики таять, смотря на их взаимодействие. В конце 74-ых игр, остались только они вдвоем, и распорядители отменили нововведённое правило. Пит и Китнисс должны были сразиться на смерть. Используя свою притворную любовь, они смогли выкрутится и выиграть вместе. Китнисс предложила съесть ядовитые ягоды и умереть вместе, так как она, якобы, не могла жить без Пита. Распорядители не могли лишиться победителя, весь их план безжалостной драки рухнул [2, с. 282]. Им пришлось пойти на уступки, но это повлекло за собой последствия. Некоторые жители решили, что Китнисс бросила вызов Капитолию, и начали планировать мятежи.

Во второй части победители должны были участвовать в играх второй раз. Естественно, многие были против этого и не стали молчать. Им бы не удалось повлиять на правительство, но зрители — это другое дело [5]. На интервью почти каждый из трибутов пытался вызвать жалость у публики. Они кричали, плакали, рассказывали о своих близких людях, которых они не хотели покидать [3, с. 256]. После всех речей публика была на грани, а затем Пит “бросил бомбу”. Он сказал, что они с Китнисс обручились, но самое обидное для него было то, что они ждали ребенка [3, с. 272]. После такого заявления, зрители не могли молчать. Они кричали и требовали отмены игр. Трибуты решились на еще один шаг против Капитолия, стоя все вместе на сцене, они взялись за руки [3, с. 273]. Этакий мини протест.

В третьей книге Китнисс попадает в Тринадцатый Дистрикт. Из нее хотят сделать символ восстания [5]. Но сама же Китнисс может думать только о Пите, который находится в Капитолии. Когда выходят интервью с побитым Питом, где он призывает остановить мятежи, она понимает, что нужно сделать [4, с. 28]. С условием того, что Пит и другие участники, которые находятся в плену у правительства будут освобождены и помилованы, она становиться сойкой-пересмешницей [4, с. 35]. Она заставляет президента Коин сделать объявление перед всем Тринадцатым дистриктом, чтобы Коин не смогла отказаться от сделки.

Манипуляция Тринадцатого Дистрикта:

Тринадцатый Дистрикт показывает себя как лучшее правительство. Они заставляют людей поверить в то, что они лучше Капитолия. Но это только на поверхности. На самом же деле, они одинаковые. Жители в дистрикте едят определенное количество еды каждый день, если они съедят больше, их накажут. Каждый день у них на руках появляются татуировки с расписанием их дня, где каждое их действие расписано поминутно. Они должны следовать этому безоговорочно [4, с. 15].

Альма Коин, президент Тринадцатого дистрикта, ждала определенного момента, чтобы начать войну с Капитолием. Она хотела использовать Китнисс для этого. Но после победы Китнисс стала лишней в ее игре. Она четко дала понять, что с началом восстания всех дистриктов, Китнисс будет не нужна. Девушка могла подорвать власть Коин. И поэтому ей было легче убить сойку-пересмешницу.

Президент Коин использовала лучшего друга Китнисс Гейла. Она видела, что Гейл был героем, который спас многих жителей от Двенадцатого дистрикта от бомбардировки. Коин знала, что жители Двенадцатого ему доверяют и, если он будет на ее стороне, они тоже примут ее как лидера. Коин знала, как Гейл ненавидит Капитолий, и использовала это в своих целях. Гейл был настолько верен ей, что много раз защищал ее перед Китнисс.

Все жители Панема уже ненавидели Капитолий, но Альма Коин смогла сделать так, чтобы самые близкие подчинённые президента Сноу пошли против него. Она сбросила бомбы на жителей Капитолия [4, с. 307]. Во время взрыва погибли многие жители, в том числе и дети. Бомбы были сброшены с самолетов президента Сноу, и, за убийство собственного народа, его все возненавидели. Коин же стала временным президентом. Она была готова пойти на все ради власти. Никто, кроме Китнисс, даже и не подозревал, что бомбы сбросил не президент Сноу. На собрании, где присутствовали все выжившие победители, Коин предложила возобновить голодные игры [4, с. 317], но участниками станут жители Капитолия. Понятно, что все, что совершила президент Коин было настолько же ужасно, как и поступки Сноу.

Вывод:

Несмотря на то, что антиутопия «Голодные игры» Сьюзен Коллинз рассчитана на подростковую аудиторию, в книгах раскрываются более глубокие темы. Перечитываю их в более зрелом возврате, мы можем увидеть детали, на которые раньше мы не обращали внимания. Сьюзен Коллинз открывает читателям глаза на роль СМИ в манипулировании общественным мнением, проблемы тоталитарной системы, ценность человеческой жизни. Фокусируясь именно на манипуляциях, мы можем осмыслить, что почти все действия в книге состоят из игр разума. Для большинства это была лишь попытка выжить таком жестком мире, когда другие просто пользовались своей властью. У жителей не было возможности защитить себя, они были слишком подавлены последствиями прошлого восстания. Они только и делали что работали и терпели издевательства, веря в любую новость, которая транслировалась по телевидению. Стоит отметить, что историю пишут победители, и никто не напоминает им о морали. Следовательно, прежде чем верить информации, проверьте ее источник.

Литература:

1. Коллинз С. Баллада о змеях и певчих птицах / Сьюзен Коллинз; (перевод с английского Д. Целовальниковой). Москва: Издательство АСТ, 2023. — 512 с. — (Голодные игры: сага-легенда).

2. Коллинз С. Голодные игры / Сьюзен Коллинз; (перевод с английского А. Шипулина]. Москва: Издательство АСТ, 2022. — 384 с. — (Голодные игры: сага-легенда).

3. Коллинз С. И вспыхнет пламя / Сьюзен Коллинз; (перевод с английского Ю. Моисеенко). Москва: Издательство АСТ, 2023. — 416 с. — (Голодные игры: сага-легенда).

4. Коллинз С. Сойка-пересмешница / Сьюзен Коллинз; (перевод с английского А. Шипулина, М. Головкина). Москва: Издательство АСТ, 2022. — 416 с. — (Голодные игры: сага-легенда).

5. Бернейс, Эдвард Пропаганда / Эдвард Бернейс; (перевод с английского П. А. Валерьевна). Москва: Издательство АСТ, 2024. — 192 c.


[1] Капитолий – столица государства Панем.

[2] Панем – государство, созданное в будущем, на планете Земля, в неизвестный момент времени после неизвестного катаклизма.

[3] USA Today – первая общенациональная ежедневная газета в США.

[4] New York Times – американская ежедневная газета, издающаяся в Нью-Йорке с 18 сентября 1851 года

[5] Rotten Tomatoes: Hunger Games – Franchise. URL: https://www.rottentomatoes.com/franchise/the_hunger_games

[6] Rotten Tomatoes – сайт-агрегатор рецензий, на котом собирают обзоры фильмов и сериалов из различных изданий, информацию о фильмах и новости кинематографа.

[7] Жатва – ежегодная торжественная церемония, во время которой выбираются трибутов для участия в Голодных играх.

[8] Трибуты – участники Голодных игр.

[9] Тоталитаризм – политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

[10] Рог изобилия – это огромная постройка в форме рога, которая находится в центре арены.



Ключевые слова

манипуляция, Капитолий, голодные игры, трибуты, Панем, дистрикт

Похожие статьи

Дэвид Седарис: на краю общества потребления

В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...

Китобойный промысел и формальная логика: крах рационализма в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит»

Целью данной статьи является анализ текста романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» с точки зрения отношений категорий Рационального-Иррационального, проблематики иррациональной сущности Мира, Бытия и отсутствия путей рационализации представ...

Правление и личность Александра Севера как проявление «скрытого кризиса III века»

В статье рассматривается состояние Римской империи во время правления принцепса Александра Севера (222–235 гг.). При помощи детального анализа письменных источников ставятся острые вопросы о роли императора в изменяющейся схеме власти, о значении уси...

Экономика Советской России и международное положение европейских стран в период гражданской войны 1919 года. На основе материалов газеты «Знамя революции»

Статья посвящена экономическому положению Советской России и европейских стран в ходе гражданской войны. Также статья рассказывает о начавшемся голоде в Петрограде. И первых шагах по финансовому оздоровлению страны. В статье показано тяжелейшее экон...

Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром»

В данной работе рассматриваются составляющие образов леди и джентльмена Юга США на примере романа «Унесенные ветром» М.Митчелл. В статье мы обращаемся к образам четырех основных персонажей: Скарлетт, Мелани, Ретта и Эшли, которых разбиваем на «леди» ...

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Библеизмы, их функционирование в романе Грейс Макклин “The Land of Decoration”

Статья посвящена анализу функционирования библеизмов в романе Г.Макклин “The Land of Decoration”. В ней рассмотрено употребление оригинальных библейных цитат, фразеологизмов и отдельных лексем в интерпретации персонажей. Как правило, библеизмы функци...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла

В статье рассматривается понятие «диалог культур», специфические типологические черты романов-антиутопий, а также репрезентация проблематики диалога культур в английских антиутопических романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Похожие статьи

Дэвид Седарис: на краю общества потребления

В статье рассматриваются художественные образы и идеи, которые становятся сквозными для нескольких рассказов современного американского писателя Дэвида Седариса. На примере рассказов «Мы и они», «Ночь над землей», «Мясной соус из вяленой говядины» и ...

Китобойный промысел и формальная логика: крах рационализма в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит»

Целью данной статьи является анализ текста романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» с точки зрения отношений категорий Рационального-Иррационального, проблематики иррациональной сущности Мира, Бытия и отсутствия путей рационализации представ...

Правление и личность Александра Севера как проявление «скрытого кризиса III века»

В статье рассматривается состояние Римской империи во время правления принцепса Александра Севера (222–235 гг.). При помощи детального анализа письменных источников ставятся острые вопросы о роли императора в изменяющейся схеме власти, о значении уси...

Экономика Советской России и международное положение европейских стран в период гражданской войны 1919 года. На основе материалов газеты «Знамя революции»

Статья посвящена экономическому положению Советской России и европейских стран в ходе гражданской войны. Также статья рассказывает о начавшемся голоде в Петрограде. И первых шагах по финансовому оздоровлению страны. В статье показано тяжелейшее экон...

Образ леди и джентльмена в романе М.Митчелл «Унесенные ветром»

В данной работе рассматриваются составляющие образов леди и джентльмена Юга США на примере романа «Унесенные ветром» М.Митчелл. В статье мы обращаемся к образам четырех основных персонажей: Скарлетт, Мелани, Ретта и Эшли, которых разбиваем на «леди» ...

Мужская линия в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий»

В данной статье мы поставили задачу рассмотреть мужскую линию в романе Д. Апдайка «Гертруда и Клавдий». В этой связи мы сделали несколько выводов о трансформации мужских образов в связи с трагедией Шекспира «Гамлет» и эволюцию героев-мужчин на протяж...

Библеизмы, их функционирование в романе Грейс Макклин “The Land of Decoration”

Статья посвящена анализу функционирования библеизмов в романе Г.Макклин “The Land of Decoration”. В ней рассмотрено употребление оригинальных библейных цитат, фразеологизмов и отдельных лексем в интерпретации персонажей. Как правило, библеизмы функци...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла

В статье рассматривается понятие «диалог культур», специфические типологические черты романов-антиутопий, а также репрезентация проблематики диалога культур в английских антиутопических романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Задать вопрос