Современное представление о каннибализме через призму кинематографа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Тян, А. Ю. Современное представление о каннибализме через призму кинематографа / А. Ю. Тян, Т. С. Шокиров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4424/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвященa исследованию современного представления о каннибализме в обществе и культуре.

Рассматривается понятие о «каннибализме» и его исторической роли. В частности, уделяется внимание исконным причинам появления такого поведения и его последующему влиянию на взгляды людей.

Для проведения данного исследования проводится анализ современного кинематографа.

Ключевые слова: каннибализм, представление, табу, метафора, кино.

Введение.

Каннибализм издревле является чем-то противоестественным для нас, людей. Сама идея поедания другого человека считается чем-то ужасным и нечеловечным, вызывающим тошноту и омерзение. В обществе людоедство подобно невидимой границе между цивилизованностью и варварством, грехом и добродетелью. Этой границей оно выступает еще с античных времен, когда авторы того времени подчеркивали случаи каннибализма других народов дабы доказать собственное превосходство и развитие [1].

Греческий историк Геродот описал в своем произведении “История” один жестокий ритуал у исседонов и массагетов. Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят как священный кумир [2].

Упоминания о людоедстве мы также можем найти в древнегреческих мифах, где за подобный проступок персонаж, как правило, жестоко наказывался богами. Известная история о Тантале, царе Лидии, тому пример: решившись искупить свою вину, он приглашает всех богов на пир, где подает им собственного сына Пелопа. Разгневанные боги отправляют царя в Тартар, а семью и весь род его проклинают [7]. Другой пример — Кронос, который по мнению древних греков был удостоен вечного изгнания за то, что пожирал собственных детей [7].

Вполне очевидно то, что каннибализм стал не только своеобразным критерием бесчеловечности и признаком победы культуры над варварством, но и причиной для тяжелого наказания.

Однако представление о нем, как и обо всех вещах, может измениться со временем. В последние годы возрос интерес к каннибализму не только у исследователей и ученых, но и у художников и обычных зрителей. Что же произошло? Разобраться мы в этом сможем путем изучения истории и природы этого явления. Проанализируем современный кинематограф и ответим на вопрос о том, каково же современное представление о каннибализме.

История.

Каннибализм — это убийствo и частичное или поедание осoби своего вида. Это странное явление, которое можно чaсто встретить в животном мире. Слово «каннибал» возникло, по одной из версий, вследствие ошибки Христофора Колумба: высадившись в Вест-Индии, oн подумал, что прибыл в Индию, а людей тaм принял за монголов, после чего назвал их “канниба” — “потомки хана”. По другoй версии словo “каннибал” происходит от caribal — “выборный лидер” в испанском языке [5]. Поедание себе подобного встречается у примерно 1300 видов животных, от насекомых до млекопитающих. Причинaми, вызывающими такoе поведение, могут быть большая плотность популяции, отсутствие привычной пищи, ухудшение среды обитания, попытка доминировать и сексуальный конфликт [9].

Каннибализм сам по себе никогда не являлся характерным для всей человеческой популяции. Причин для вовлечения людей в подобную практику немного, всего четыре: голод, вера (ритуалы), лечение и устрашение.

Мы, несомненно, можем найти информацию о случаях употребления человеческой плоти в условиях, когда любых других источников пропитания нет и на кану стоит собственная жизнь. Известным тому примером может послужить случай в Андах, произошедший в 1972 году и пoлучивший название «Катастрофа FH-227». Во время выполнения рейса из Монтевидо в Онтарио самолет потерпел крушения в Андах. В итоге всем находившимся на борту людям пришлось прибегнуть к поеданию тел умерших товарищей ради собственного выживания в экстремальных условиях и без еды [7].

Эндоканнибализм — это поглощение умерших родственников или соплеменников с целью их почтить [8]. Подобные традиции почтения можно найти у племен яномамо, проживающем в Амазонке. Они смешивают прах кремированного усопшего с кашей и едят её. Эта традиция является важной частью культуры яномамо и получила развитие исключительно из чувства любви к умершему члену семьи [5].

Другой пример можно было найти в культуре племен форе, жителей Папуа, Новая Гвинея. Жители племени разделывали тело умершего и съедали его: мужчины съедали мышцы, а женщины и дети — мозг и внутренности. Следовательно, в случае эндоканнибализма родственники, поглотившие тело умершего, были движимы чувством любви и эмоциональной привязанности по отношению к близкому человеку, которого они не желали отпускать [5].

Медицинский каннибализм основывается на вере в то, что путем поглощения фрагмента тела человек сможет вылечится сам. Вдобавок многие верили, что таким способом возможна передача навыков и качеств умершего к съевшему его.

Устрашение также являлось частой причиной каннибализма в истории, так как подразумевало доказательство превосходства над врагом путем питья его крови или съедения сердца, либо какой-то другой части тела. Среди южноафриканских племен алленга и фанге в Габоне победитель мог съесть все тело проигравшего сразу или же методично расчленять и поедать на глазах у еще живой жертвы. Это действие показывало чудовищное презрение по отношению к жертве [4].

Жертвоприношения тоже относятся к случаям, когда проявлялась страшная жестокость. Индейцы территории Перу приносили в жертву людей любого пола и возраста, взятых в плен на войне. Более того, некоторые приносили в жертву и собственных детей. Делалось это следующим образом: человеку вскрывали грудную клетку и извлекали сердце и легкие; еще горячей кровью орошали своего идола, а затем смотрели на извлеченные органы в ожидании принятия подношения. Затем их сжигали, а оставшееся тело съедали [3].

Все описанные выше случаи каннибализма не является общим отличительным признаком всех человеческих народов, однако имеют место быть в нашей истории. Общее представление о нем в разные времена оставалось одинаковым: поедание себе подобного — это табу. Людоедство в западных обществах исторически является атрибутом варварских племен.

Но осталось ли оно прежним на самом деле? Кaк уже говорилось ранее, в людском обществе людоедство воспринимается как аморальный и самый жестокий поступок, в целом не свойственный людям. Однако с недавних пор в медиа доныне страшное и примитивное поведение начало представляться с совершенно другой стороны: как нечто более глубокое и возвышенное. Каннибализм все больше стал использоваться в качестве метафоры.

Существуют различные интерпретации этой идеи, и мы разберем несколько из них путем анализа и разбора современного кинематографа.

Ганнибал.

« Ганнибал » это американский сeриал, вышедший в 2013 году по мотивам книги “Красный дракон” Томаса Харриса. Сюжет посвящен крайне сложному сплетению отношений спецагента ФБР Уилла Грэма и убийцы-каннибала Ганнибала Лектера. Сериал одним из первых использовал каннибализма как метафору для всепоглощающей и разрушительной любви. Ганнибал Лектер в сериале представлен как преступник без явных на то причин. Он не вписывается в рамки психиатрических диагнозов, нам мало рассказывается о его прошлом и тех событиях, которые сподвигли его на чудовищные поступки. Вместо этого в 3 серии 3 сезона убийца признается: “Ничего не случилось со мной. Я случился”. Ганнибал Лектер никогда не вписывался в рамки нормы и не поддавался объяснениям. Свое первое нарушение табу — акт съедения своей сестры Мишы — он видит, как способ простить её за то, что она пробудила в нем чувства, которые не поддались его контролю и оставили с чувством собственной беспомощности; напомнили о том, он сам является таким же человеком, как и все другие. Чeрез её съедение ему удалось вернуть контроль и сделать так, чтобы она стала частью него навсегда.

Лектер не изменяет своим убеждениям и с той же целью — полного единения и прощения за предательство — предпринимает попытку съесть Уилла. До этого события многие границы между героями уже были стерты, а их жизни изменены навсегда. В частности, Уилл Грэм говорит об этом в 6 серии 3 сезона «Dolce»: «Наши с тобой образы начали размываться»; «Граница между прошлым и будущим делится на до тебя и после».

Шершни.

Сериал «Шершни» — это американский телесериал, снятый в 2021 году, по мотивам истории катастрофы в Андaх. В центре сюжета находится команда школьниц, играющих в футбол. Во время полета на чемпионат их самолет терпит крушение в диких лесах Онтарио, и все, кроме самих девушек, двух сынoвей тренера и его помощника, гибнут. Пo началу все ждут спасение, но вскоре понимают, что их выживание зависит лишь от них самих. Несложно догадаться, что, повторяя судьбу людей в Андах, выжившие прибегают к каннибализму для тогo, чтобы пережить суровую зиму.

Главным объектом исследования сериала является женская дружба — сложная и запутанная вещь, имеющая как созидательные свойства, так и разрушительные. Главные персонажи — Шона Шипман и Джеки Тейлор — лучшие подруги, отношения которых переживают колоссальные изменения. Их дружба оказывается отнюдь не прекрасной, а крайне токсичной. Шона видит в подруге идеал и чувствует себя лишенной внимания в её присутствии, так как та затмевает её во всем. В свою очередь Джеки желает уподобить Шону себе самой. Шона не может определиться в собственных чувствах и желаниях быть с Джеки или быть ею. Развязкой данного конфликта становится смерть Джеки, в которой косвенно виновата Шона. После этого Шона начинает бороться с желанием поглотить тело Джеки, но проигрывает ему и в конце признается, что не знает, где заканчивается её подруга и начинается она. Сериал использует каннибализм как способ возвысить любимого человека и сохранить его в себе навсегда. С другой стороны, это также способ разрушить любимого человека и взять главенство над ним. Действия Шоны — это крайне жестокая и уникальная форма близости.

Нельзя не подметить то, что сценам каннибализма уделяется особое внимание, они показаны так, словно это некий ритуал. Красиво снятый ужин, подобный пирам в античную эпоху, контрастирует с чудовищной реальностью: девушки съедают своего капитана. Нарушив норму один раз, они уже не могут остановиться, все больше погружаясь в хаос и бесчеловечность.

Сырое

«Сырое» — это французский фильм ужасов 2016 года, повествующий о скромной девушке Жюстин, которая, будучи вегетарианкой всю свою жизнь, внезапно обнаруживает у себя непреодолимую тягу к человеческому мясу, попробовав кусок сырой кроличьей печени, что является неким ритуалом для всех первокурсников в её университете. Позже она обнаруживает схожую особенность у своей старшей сестры и матери.

Центральной темой фильма выступает взросление. Девушка, на которую всю жизнь накладывался запрет в виде вегетарианства, нарушает его, освобождаясь от контроля родителей и начав собственный путь. В фильме мы также можем увидеть то, как через противопоставление главной героини с её старшей сестрой нам представлен конфликт между полным принятием себя и борьбой ради того, чтобы вписаться в рамки нормы. Картина поднимает важную тему невозможности изменить свою настоящую сущность; призывает к тому, чтобы в поиске ужаса смотреть не на «других», а изучить собственный внутренний мир. Этим фильм и отличается от привычных для нас картин с «другими» сущностями, вселяющими в нас страх. Гораздо ужаснее обнаружить причину для страха в нас самих, в чем-то, что мы не можем изменить.

Заключение.

В заключение мы можем сказать, что произошедший сдвиг в представлении общества о каннибализме не может не быть удостоенным внимания. Примечательно то, что явление, которое раньше вселяло в нас страх и служило в качестве определения между цивилизованностью и культурным мраком, сейчас мы можем увидеть в новом свете. Совершаются для этого многочисленные попытки в «очеловечивании» каннибализма, которые определенно приносят свои результаты. Каннибализм, конечно же, до сих пор является табу, но у этого табу есть множество применений и интерпретаций в современном искусстве, служащим для объяснения человеческих тем: любви, идентичности, борьбы с общепринятыми нормами и многих других.

Литература:

  1. Богданов, К. А. Ка8ннибализм: История одного табу / К. А. Богданов. — Текст: непосредственный // Канун: Альманах. Вып. 5: Пограничное сознание. — Санкт-Петербург: Канун, 1999. — С. 198–233.
  2. Геродот История / Геродот. — Санкт-Петербург: Наука, 1972. — 547 c. — Текст: непосредственный.
  3. Инка Гарсиласо де ла Вега История государство инков / Инка Гарсиласо де ла Вега. — 5423. — Санкт-Петербург: Наука, 1974. — 748 c. — Текст: непосредственный.
  4. Каневский, Л. Д. Каннибализм / Л. Д. Каневский. — Москва: Крон-Пресс, 1998. — 85 c. — Текст: непосредственный.
  5. Санхи, Ли Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид / Ли Санхи. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2022. — 294 c. — Текст: непосредственный.
  6. Фрай, С. Дж. Греческие мифы в пересказе / С. Дж. Фрай. — Москва: Фантом Пресс, 2022. — 544 c. — Текст: непосредственный.
  7. 72 дня в вечности. 49 лет назад пассажиры упавшего лайнера месяцами выживали в горах. Как им это удалось?. — Текст: электронный // lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/articles/2021/05/07/andes/ (дата обращения: 25.04.2024).
  8. Что такое эндоканнибализм?. — Текст: электронный // По секрету всему свету: [сайт]. — URL: https://mskgyms.narod.ru/endocannibalism.html (дата обращения: 25.04.2024).
  9. 10 хладнокровных убийц из мира животных. — Текст: электронный // Naked Science: [сайт]. — URL: https://naked-science.ru/article/top/10-khladnokrovnykh-ubiits-iz-m (дата обращения: 23.04.2024).


Похожие статьи

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Концепция развития уголовной ответственности за жестокое обращение с животными

О современном обществе часто судят по тому, как оно относится к незащищенным слоям населения, в первую очередь: инвалидам, пенсионерам, детям и, конечно, животным. При этом, жестокое обращение с животными становится наиболее распространенным видом пр...

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

В статье рассматриваются основные этапы развития и отображения эротического аспекта в произведениях искусства под влиянием социокультурных особенностей того или иного исторического периода. Данный культурологический анализ позволяет более детально ра...

Феномен войны в современной цивилизации

Война в современной цивилизации является сложным инструментом политаппарата, затрагивающим как внешнее столкновение госструктур, так и внутреннее состояние общества стран, участвующих в войне. Таким образом, тема данной статьи является актуальной для...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Специфика понятия «гендер» в отечественной и зарубежной лингвистике

Данная обзорная статья посвящена особенностям понятия «гендер». В настоящее время гендерные исследования сформировались в отдельное лингвистическое направление, в связи с чем возникла необходимость сформировать чёткое представление о гендере. Актуаль...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Генетическая передача психологической травмы

В статье рассмотрена тема межпоколенной травмы и вопросы о генетической передаче психологической травмы. Представлены примеры исследований и опытов, которую подтверждают о биологическом наследовании психотравм. Объектами данного исследования является...

Терминологические границы концепта «виртуальный образ личности» в контексте современных психологических исследований

Данная статья посвящена обзору и анализу теоретической базы, направленной на изучение психологических феноменов «виртуальная личность» и «виртуальный образ личности». Автор статьи, проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвяще...

Похожие статьи

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Концепция развития уголовной ответственности за жестокое обращение с животными

О современном обществе часто судят по тому, как оно относится к незащищенным слоям населения, в первую очередь: инвалидам, пенсионерам, детям и, конечно, животным. При этом, жестокое обращение с животными становится наиболее распространенным видом пр...

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

В статье рассматриваются основные этапы развития и отображения эротического аспекта в произведениях искусства под влиянием социокультурных особенностей того или иного исторического периода. Данный культурологический анализ позволяет более детально ра...

Феномен войны в современной цивилизации

Война в современной цивилизации является сложным инструментом политаппарата, затрагивающим как внешнее столкновение госструктур, так и внутреннее состояние общества стран, участвующих в войне. Таким образом, тема данной статьи является актуальной для...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Специфика понятия «гендер» в отечественной и зарубежной лингвистике

Данная обзорная статья посвящена особенностям понятия «гендер». В настоящее время гендерные исследования сформировались в отдельное лингвистическое направление, в связи с чем возникла необходимость сформировать чёткое представление о гендере. Актуаль...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Генетическая передача психологической травмы

В статье рассмотрена тема межпоколенной травмы и вопросы о генетической передаче психологической травмы. Представлены примеры исследований и опытов, которую подтверждают о биологическом наследовании психотравм. Объектами данного исследования является...

Терминологические границы концепта «виртуальный образ личности» в контексте современных психологических исследований

Данная статья посвящена обзору и анализу теоретической базы, направленной на изучение психологических феноменов «виртуальная личность» и «виртуальный образ личности». Автор статьи, проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвяще...

Задать вопрос