В статье авторы описывают проект «Цветущий оазис — от эксперимента до результата».
Ключевые слова: пришкольная территория, проект, дизайн, растения, благоустройство, волонтерство.
Рядом с нами постоянно происходят глобальные изменения: мы живем в мире цифр и прогрессирующих технологий. Многие люди все больше стали задумываться о физическом, психическом и социальном здоровье, стали требовательнее относиться к качеству жизни и обращать внимание на состояние окружающего пространства. Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат.
Проблема благоустройства и озеленения любой территории актуальна и значима. Люди остро реагируют на любые негативные изменения вокруг, поэтому так важно с малых лет воспитывать у детей экологическую грамотность, эстетический вкус, формировать чувство ответственности за свою школу и желание изменить ее облик. Школа — это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть красивым, а школьный двор — это то пространство, которое первым встречает всех, кто приходит в школу. Мы считаем, что пришкольной территории необходимо уделять не меньше внимания, чем интерьеру школы, а благоустроенный и уютный школьный двор может стать настоящей визитной карточкой школы.
В 2011 г. в МАОУ СОШ № 108 г. Челябинск в рамках общегородского проекта «Цветущий город» был дан старт проекту по благоустройству и озеленению территории под названием «Цветущий оазис — от эксперимента до результата», призванный оказать образовательное, воспитательное, санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и культурное воздействие на обучающихся. Целями проекта являлись одновременно как благоустройство и озеленение территории образовательной организации, так и формирование внешнего вида микрорайона ЧКПЗ г. Челябинска в целом. Планировалось, что в достижении этих целей активное участие примут ученики школы, которые смогут приобрести опыт экологической и природоохранной деятельности. Для достижения запланированных результатов администрация образовательной организации поставила перед собой следующие задачи:
- Привлечь и заинтересовать к участию в проекте обучающихся 1–8-х и 10-х классов под руководством классных руководителей; родителей, общественные организации, волонтёров из состава профильных отрядов летнего школьного лагеря.
- Изучить видовое разнообразие и морфолого-экологические особенности древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных форм растительности пришкольной территории;
- Разработать варианты дизайна и цветочного оформления, возможные для воплощения на пришкольной территории;
- Реализовать проект озеленения: от выращивания рассады до сбора урожая.
- Проанализировать и систематизировать полученные знания, практические умения, навыки.
Проект имел долгосрочный характер, и с каждым годом интерес к нему со стороны детей и родителей только возрастал. Также постоянно увеличивалось и количество социальных партнеров в лице различных организаций: ПАО ЧКПЗ, тепличное хозяйство «Конек-Горбунок», ФГБОУ ЧелГУ, Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска, ЦЗН по Ленинскому району г. Челябинска.
С момента начала реализации проекта прошло уже более 10 лет и сегодня можно дать оценку полученным результатам. В организации и формировании художественного облика территории пришкольного участка каждому элементу системы озеленения отводится своя роль. Использование декоративных и диких растений в новом амплуа вызывает творческий интерес у школьников и способствует развитию у них креативного мышления. Каждый уголок пришкольной территории наполнен разнообразием цветов и ассортимента растений как однолетних, так и многолетних и создаёт позитивное настроение у жителей и гостей микрорайона ЧКПЗ (см. рис. 1, 2).
Рис. 1. Пришкольная территория 2021 год
Рис. 2. Пришкольная территория 2022 год
В настоящее время развитие проекта идет по нескольким направлениям.
- Высадка растений и уходу за клумбой у дома, где жил выпускник школы — Герой Российской Федерации Александр Викторович Яковлев, погибший в Чеченской Республике при выполнении воинского долга. К выбору рисунка для этой клумбы дети подходят с полной ответственностью и осознанием важности дела (см. рис. 3).
Рис. 3. Оформление клумбы у дома Героя Российской Федерации Александра Викторовича Яковлева
- Организация учебно-опытнической работы на «огороде» для обучающихся начальной школы. Ребята сами выращивают рассаду цветов и овощей, осенью снимают урожай (см. рис. 4). Ассортимент цветочных культур ежегодно составляет 25–30 наименований (предпочтение отдаётся бархатцам, шафранам, петуниям и циниям), а овощных — от 15 до 20.
Рис. 4. Опытный участок — огород
- Традиционная высадка деревьев на «Аллее шефов». В день выпуска из школы ученики, получившие аттестат, высаживают саженцы елей, рябин или лип, за которыми ухаживают последующие поколения учащихся школы.
- Работа по общему благоустройству пришкольного участка, которая предусматривает расширение разнообразия элементов современного ландшафтного дизайна: вертикальное озеленение, малые архитектурные формы, разнообразие форм клумб (см. рис. 5).
Рис. 5. Арабеска как элемент дизайна территории МАОУ СОШ № 108
Кроме этого, в общий объем работ по благоустройству территории МАОУ СОШ № 108 входит:
— разработка и защита плана-проекта отдельных участков территории, закрепленных за классами и классными руководителями;
— подбор растений для проектов;
— подготовка посадочного материала (посев семенами, черенкование) и элементов декора (в том числе подбор природных материалов подходящего размера и цвета);
— высадка растений, уход за ними в весенне-летний период, сбор урожая осенью;
— поддержание порядка на «Аллее шефов» (липы, рябины, ели);
— разработка и проведение экскурсий по опытному участку школы;
— участие в конкурсах в рамках городского экологического марафона.
Таким образом, сегодня пришкольный участок — это не только благоустроенная территория, но и неотъемлемая часть жизни школьного коллектива. Работа по благоустройству пришкольного участка помогает ребятам освоить навыки посадки растений и ухода за ними, научиться основам ландшафтного дизайна, развить у себя наблюдательность и чувство ответственности. Но самое главное, каждый ученик нашей школы уже с первого класса знает, что красота и уют на пришкольном участке зависят в том числе и от его желания и усилий (см. рис. 7).
Рис. 7. Пришкольная территория 2023 год
Литература:
- 15 видов цветников. Клумба, миксбордер или арабеска, как отличить. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/YsBrh-auRnb5luB8
- Рассада цветов — способы посева, выращивание, пошаговые инструкции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://teplica-exp.ru/rassada-cvetov/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2F
- Черенкование растений: несколько действенных способов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://agrodom.com/advice/cherenkovanie-rasteniy/