Эволюция сна как художественного элемента в русской литературе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Кожевникова, В. А. Эволюция сна как художественного элемента в русской литературе / В. А. Кожевникова, О. Б. Волина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4458/ (дата обращения: 16.11.2024).



Литература — искусство слова, которое переносит жизнь на бумагу, изучая человека, мир вокруг него и мир внутри него. И если мир, окружающий нас, более или менее понятен каждому, то внутренняя его составляющая, скрытая от глаз и порой даже от разума человека, до сих пор остается, в некоторой степени, непостижимой.

Одной из основных черт русской литературы является ее психологизм, стремление понять и описать душу человека. Так, например, русские писатели и поэты с 12 века изображают в своих произведениях сновидения, олицетворяющие тончайшие струны человеческого нутра, имеющие, кажется, самое волшебное происхождение.

Однако сон, как нередкий гость в произведениях отечественных авторов, не сразу пришел к той свободе выражения, которая дается ему сейчас. Сон рос в своем значении и глубине вместе с эволюцией человека в открытости своему нутру и себе лично, в понимании человеком психологии, с бунтарством в искусстве и жизни.

Но рассматривать литературный сон нужно еще и с технической точки зрения его использования в конкретных произведениях с учетом времени, способа исполнения, заложенной мысли. Только сложив психологизм и технику в описании снов, получится отследить, как со временем меняется изображение сна.

«Душа — нематериальный инструмент, который учит нас мудрости»

Впервые сон, как обособленный содержательный фрагмент в русской литературе, упоминается в «Слове о полку Игореве». Справедливо заметить, что сам сон в этой поэме занимает не более 16 строк, но имеет решающее значение для сюжетного поворота. Поэма написана в 12 веке, Россия уже отошла от язычества, хотя героями произведения сновидение все равно представляется важным событием, на которое стоит опираться. Сам сон с описательной точки зрения легко поддаётся прямой трактовке при условии обладания определенными знаниями о приметах и поверьях того времени:

– Тисовая кровать — смерть

– Тис старое дерево — в нем много яда, также из тиса делали стрелы и копья;

– Черная пелена (покрывало) — погребение;

– Синее вино/отрава — разлука;

– Рассыпанный из вражеского колчана жемчуг — слезы, виновники которых — враги;

– Терем (дом) без конька (конек имеет значение солнца, устремления) — отсутствие безопасности, следовательно, разрушения;

– Кричащий серый ворон, летящий к морю — горе, опасность с вражеской стороны.

После трактовки данного сна открываются дальнейшие причинно-следственные связи произведения. Характерными особенностями сновидения из «Слово о полку Игореве» будут являться конкретность фольклорных образов, пророческий или около магический характер, отсутствие четкой сюжетной линии.

Через этот сон также просматривается отношение людей к душе, к нутру в то время.

«Только в реальности правда, а сны и абсолютизм чувств для глупцов»

Следующим значительным примером упоминания сна будет поэма «Светлана» В. А. Жуковского, написанная в 1813 году. В отличие от многих других литературных произведений эта поэма почти полностью посвящена сну главной героини, он занимает основную часть сюжета и произведения в целом. Сновидение имеет четкую фабулу, наполнено звуковым и цветовым содержанием. Так же, как и предыдущее произведение имеет образы маркеры, которые, однако, нужны скорее для поддержания образа девичьего гадания-сказки, нежели как реальные скрытые смыслы, нуждающиеся в расшифровке. Таким образом, получается, что и весь сон, и вся поэма представляет собой пародию на феномен преданий, суеверий, что подтверждают последние слова автора:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

В поэме «Светлана» сон утверждается как элемент магического характера, уступающий реальности и не имеющий никакого серьезного значения. В. А. Жуковский как будто подчеркивает, насколько обманчива и поверхностна может быть слепая вера в ощущения, лишь чувственную составляющую человека.

«Каждый человек навсегда одинок внутри себя и сам выбирает свое отношение к этому»

В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина 1836 года также используется сон в качестве художественного элемента. Во сне главному герою предстает бродяга, который из-за нежелания Гринева брать у него благословения, крушит и убивает все и все вокруг. Это уже третий случай сна-кошмара, который несет в себе предвестие, как было и в «Слове о полку».... Однако в отличие от своих предшественников, это сновидение по существу является также и пророческим, оно предугадывает не только скорую встречу главного героя с бродягой, сколько саму суть бродяги, который, на самом деле, является Емельяном Пугачевым. Это сновидение — предчувствие беды.

Этот сон не характеризуется конкретными образами, но имеет детальное описание ощущений героя, его отношение ко всем изменениям событий. Важно еще то, что о сне упоминается в прошедшем времени, его пересказывают, а значит, он становится отдельным воспоминаем, событием, играющим роль не только в момент дремы или сразу после нее.

В этом случае сновидение не утверждается как что-то неимоверно важное, но и не отходит далеко на второй план, герой как бы сам решает, насколько для него важно приснившееся, какой отпечаток оно на него накладывает.

«Как будто только в глубине нашей души наше утешение»

«Обломов» И. А. Гончарова написан в 1859 году, и в нем так же немаловажное внимание уделяется сну главного героя, в каком-то смысле, сон даже момент кульминации романа.

Сам сон Обломова разделен на три части: в первой он совсем малыш, во второй — подросток, в третьей — взрослый. Итак, начало сна — воспоминания из детства героя о его родном доме, полях, нежности и любви семьи, о простоте и легкости бытия с его монотонностью и излишней безопасностью. Во второй части сна в 14 лет герой сталкивается с несколько переломным моментом, перед ним встает осознание, что не все ему предложено судьбой на тарелочке и что нужно работать, дабы достигнуть желаемого. Последняя часть — срез жизни взрослого Обломова в настоящий момент, с ее пустотой, с отсутствием труда и любви к какому-либо делу жизни.

В «Обломове» сон представлен читателю как хронология развития восприятия мира главным героем, в котором довольно легко прослеживаются все причинно-следственные связи и повороты. В связи с пониманием читателя нынешнего уклада жизни главного героя, его характера и истории жизни можно предположить, что такой персонаж вряд ли будет действовать, увидев безрадостность своей жизни со стороны наблюдателя. Помимо прочего, этот сон несет в себе воспоминания, ностальгию по детству, давая человеку насладиться тем, чего ему так не хватает в реальности.

«Сновидение — проводник внутрь человека»

Родиону Раскольникову из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского тоже снится сон и не один, которые хоть и похожи на сны других литературных героев смыслом и конструкцией, все же сильно от них отличаются. Первые два снятся главному герою до его преступления, три следующих — после.

Первый сон Раскольникова — воспоминание из детства о том, как мужик замучил слабенькую лошадь до смерти, пытаясь заставить ее везти телегу с оравой людей. В этом сновидении главный герой — совсем ребенок, он испытывает дикую жалость к лошади, пытается ее защитить от жестокости других людей. И если взрослый Родион — сложный, запутавшийся в своих мотивах и идеалах почти убийца, то во сне он воплощение детской справедливости, смелости и чистоты. В этой истории имеют место также два противопоставления: церковь и кабак, каждый из которых предстает как абсолютное воплощение своего смысла и наполненности. В некоторой степени, этот сон- попытка оправдания героя защитить всех бедных и обездоленных посредством убийства.

Второй сон — сон про оазис, про нирвану, так ярко контрастирующую с реальным душевным состоянием Родиона. Как будто это спокойствие — недостижимая мечта или мечта, которую можно достичь, совершив свое главное деяние, великую цель.

Третий сон снится Раскольникову в лихорадочном бреду после убийства. В этом сне полицейский избивает хозяйку квартиры Родиона. Герой испытывает звериный страх перед наказанием за свое преступление, наблюдая эту картину.

Четвертый сон — повторение убийства, совершенного Раскольниковым наяву. Однако теперь пострадавшая старуха смеется над ним, как бы отрицая величие и значимость деяния Раскольникова, возводя его мотивы до абсурда трагедий Шекспира.

Последний сон снится герою уже на каторге, в нем ему открывается страшная картина человеческого безумия и жестокости. Люди убивают друг друга, бредя, и пытаются выжить, идя по черепам. Однако есть несколько «святых», которым удается выжить и помочь друг другую выйти из этой грязи и беспорядочного ужаса. Раскольников благодаря этому сновидению понимает, что только светлый путь веры и милосердия будет единственно верным путем для выхода человечества на правильную сторону. И для него такая дорога тоже соответственно самый правильный путь.

По большей части через эти сны Раскольникова можно наилучшим образом ознакомиться с его душой, мотивами и сомнениями. Сны открывают дверь туда, куда не дойти, просто проанализировав события жизни героя, без попытки понять его внутреннюю составляющую.

«Сон — хаотичная структура, открывающая скрытую магию человека»

Немаловажны сны и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, который он писал с 1928 по 1940 год. Главной особенностью снов в повествовании Булгакова, как и во всем романе, является мистика, великая загадка добра и зла и некоторый сюрреализм событий. Так, например, Маргарита видит абсолютно пророческий сон, поднимающий истинность бытия на поверхность: Мастер, ее возлюбленный, предстает в наваждении в том же обличии и состоянии, в каком он и находится, пережив арест и часы в сумасшедшем доме. Сон Мастера же раскрывает читателю душу героя, его терзания и потерянность в ожидании ареста. Понтию Пилату снится противостояние добра и зла, в котором победу имеют право одержать обе стороны, хотя свет и свобода, в конце концов, оказываются сильнее.

Булгаков очень тонко подбирает каждому из своих героев то сновидение, которое на самом деле отражает ответы на все их вопросы и волнения, как будто сны не просто наборы картинок, а дарованные нашим разумом загадки, придуманные специально для спящих. Такая характерная особенность вкладывает в сны в литературе совершенно новый смысл, подчеркивая индивидуальность и мистицизм человеческой природы и сознания. К тому же Булгаков собирает все те смыслы снов, описанные литераторами ранее, дополняя и переосмысляя их: вещий сон; сон, раскрывающий переживания героя; сон — поиск смысла.

«Жизнь сознания такая же реальность»

В качестве заключения можно рассмотреть концепцию снов в цикле книг Макса Фрая (псевдоним русской писательницы Светланы Мартынчик). Впервые описание сновидения появляется в книге «Лабиринт» в повести «Дебют в Ехо» 1996 года жанра фэнтэзи, выносящее сон на одну ступень с бодрствованием. Достаточно сказать, что главный герой произведения — Макс во сне встречает загадочного человека, который рассказывает ему, как добраться до другого мира, который на самом деле снится герою. Макс верит этому мужчине и с помощью нехитрого ритуала на трамвае приезжает в другой мир.

Далее сон в повестях из этого цикла книг еще не раз будет играть роль портала между разными мирами — миром явным, привычным нам и мирами, о которых человек и подумать не мог, разве что «придумать». Именно фантазия и выдумка, рождающиеся из мечты и желания уйти от неблаготворной реальности и являются основой зарождения миров из наших снов — по крайней мере, именно так Фрай объясняет читателю свою концепцию через литературу. Но такая форма избегания привычной жизни не имеет в этом произведении негативную окраску, а наоборот, подталкивает человека к поиску нового восприятия своего существования и окружающей его действительности.

Пройдя такой нехитрый путь в попытке понять, как эволюционирует сон в литературе, с чем это связано и на что опирается, можно прийти к выводу, что сновидения в художественной литературе являются прямым отражением отношения людей к духовности и разуму одновременно. Так, начинав анализ со «Слова о полку Игореве», мы встречаемся с благоговейным и наивным отношением к душе, к неосязаемой и великой стороне человеческого бытия — ее не отвергают, а полностью неосознанно ей доверяют. А в конце нашего путешествия нам предлагают полное принятие и тысячи способов трактовки этой непонятной магии снов и души человека.

Литература:

  1. Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве — Санкт-Петербург: Азбука, 2001. — 256 стр.
  2. Жуковский В. Светлана — ЛитРес, 2019. — 14 стр.
  3. Пушкин А. С. Капитанская дочка — Москва: Дрофа, 2003. — 237 стр.
  4. Гончаров И. А. Обломов — Детская Литература, 1988. — 573 стр.
  5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание — Санкт-Петербург: Азбука, 2012. — 667 стр.
  6. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита — Санкт-Петербург: Vita Nova, 2019. — 477 стр.
  7. Макс Фрай. Лабиринты Ехо: Чужак Том 1 — АСТ, 2020. — 341 стр.


Задать вопрос