Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за П. П. Бажовым» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 23.07.2016

Статья просмотрена: 855 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Ю. А. Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за П. П. Бажовым» / Ю. А. Соколова, А. А. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/530/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мы рады поделиться с вами результатами исследовательской работы «По Уралу вслед заП.П.Бажовым».

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения жанра сказа не только как литературно-фольклорного источника, но и как источника достоверной географической информации о нашем родном крае, нашей малой Родине.

Объект исследованиясказ как литературный жанр.

Предмет исследованиягеографические объекты, названные в сказах П. П. Бажова.

polevskoy-kray-2-1.jpg

Обнаруженное нами противоречие вопределении сказа только как литературно-фольклорного объекта помогло сформулировать гипотезу нашего исследования.

Гипотезой мы выдвинули предположение о том, что, если авторы работы подтвердят подлинность информации о географических объектах в сказах П. П. Бажова, то сказы П. П. Бажова могут являться источником достоверной информации о географических объектах Урала для читателя.

Цель исследованияпредставить произведения жанра «сказ» как источник достоверной информации о родном крае, изучив сведения о географических объектах, названных в сказах П. П. Бажова.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

1) прочитать сказы;

2) выявить в сказах географические точки (объекты);

3) собрать информацию о выявленных географических объектах с помощью различных ресурсов (текстовые, музейные, Интернет-ресурсы);

4) сделать вывод о степени достоверности географической информации в сказах П. П. Бажова;

5) обобщить и представить результаты работы в виде наглядных материалов.

Цель и задачи нашей работы объясняют выбор методов иприёмов исследования:

1) теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

2) метод сплошной выборки;

3) приёмы количественного анализа;

4) приёмы визуализации данных.

Ход исследования.

I этап работы:

Нами прочитаны сказы (методом сплошной выборки) в количестве 15 произведений.

Параллельно с чтением сказов велась работа по анализу и синтезу информации географического характера, которая нашла своё отражение в материалах исследования (в виде таблицы):

Таблица 1

п/п

Название сказа

Географический объект,

названный всказе

Проверка гипотезы (информационный поиск)

1

Кошачьи уши

Полевая, Сысерть, Северная, река Чусовая

Заводы: Полевской, Сысертский, Северский

2

Огневушка-поскакушка

Поскакушинский прииск

3

Серебряное копытце

Полдневская сторона

4 4

Змеиный след

Полевой, Сысерть, Полдневая, Кунгур, Мраморский, Верхний Полевской пруд

Заводы: Полевской, Северский

5

Жабреев ходок

Косой брод, Мраморский разъезд, Кунгурка

6

Про великого полоза

Гумёшки, Чусова-река

7

Медной горы хозяйка

Красногорский рудник, Медная гора

Красногорский рудник

8

Две ящерки

Полевая, Гумёшки, Сысерть

Гумёшевский рудник

9

Чугунная бабушка

Касли, Кусье–Александровский

10

Хрупкая веточка

Полевая

11

Дорогое имячко

Гумёшки, Азов-гора

Гумёшевский рудник

12

Травяная западенка

Сысертская половина

Город Сысерть

13

Железковы покрышки

Гумешевский рудник, Тагильский медный (рудник), Пеньковка (улица в Полевском)

Гумешевский рудник, город Полевской

14

Марков камень

Сысерть, Полевской завод, Марков камень, медная гора

Заводы — Сысертский, Полевской

15

Далевое глядельце

Мурзинка, Колташи, Черемисская

Вывод по I этапу работы:

В результате анализа названных в 15 сказах П. П. Бажова географических объектов были зафиксированы следующие:

  1. Азов-гора
  2. Думная гора
  3. Полевской
  4. Северский
  5. Красная горка
  6. Зюзелка
  7. Косой Брод
  8. Чусовая
  9. Гумёшки
  10. Полдневная
  11. Сысертский

II этап работы:

На этом этапе работы предстояло собрать информацию обо всех выявленных географических точках и внести данные в графу № 3 «Проверка гипотезы (информационный поиск)».

Сбор информации осуществлялся в нескольких направлениях:

– чтение, анализ комментариев к сказам в книгах;

– чтение, анализ материалов Бажовской энциклопедии;

– самостоятельный сбор информации посредством Интернет-ресуров;

– посещение музея им. П. П. Бажова в г. Екатеринбурге и природного парка «Бажовские места» с целью изучения краеведческих материалов.

Вывод по II этапу работы:

Все 11 географических наименований, упомянутых в прочитанных сказах П. П. Бажова, являются названиями реально существующих или некогда существовавших географических объектов природного или техногенного характера (буквально — «порожденного техникой), среди которых выделяются: горы (Азов-гора, Думная), реки Чусовая, Косой Брод), населённые пункты (Зюзелки, Полдневная), заводы (Сысертский, Полевской, Северский), рудник (Гумёшки).

Все названные объекты имеют точные географические координаты, сведения о них носят исторический характер, о чём говорят даты, числа, фамилии и имена людей, являющихся реальными лицами, отличительные знаки (герб, клеймо).

III этап работы:

Заключительный этап работы требовал умений выбрать главную и второстепенную информацию, обобщить и представить результаты в виде наглядных материалов, которые могут помочь школьникам в изучении литературы и истории родного уральского края посредством сказов П. П. Бажова.

Вывод по III этапу работы:

В результате завершающего этапа исследования были созданы наглядные материалы «Заводы Сысертского горного округа», информация в которых структурирована в соответствии со следующим планом:

  1. Название завода.
  2. Герб города, в котором располагался/расположен завод.
  3. История возникновения завода.
  4. Основатели завода.
  5. Местоположение завода.
  6. Виды продукции, выпускаемой заводом.
  7. Клеймо продукции, выпускаемой заводом
  8. Перечень сказов, в которых упоминается данных географический объект.

Итак, наше исследование позволило нам подтвердить выдвинутую вначале работы гипотезу: результаты именно II этапа стали самым важными с точки зрения обоснования достоверности представленной в сказах информации географического характера и справедливости обнаруженного нами противоречия в существующих определениях сказа только как жанра, содержащего фольклорную информацию.

Результаты работы позволяют нам утверждать, что сказы П. П. Бажова являются также источником достоверной информации о географических объектах Урала, его истории. Читая сказы нашего земляка, мы совершаем путешествие по родной земле.

В заключение хотелось бы отметить, что сказ П. П. Бажова — это уникальное произведение, представляющее собой «энциклопедию» уральской жизни. Каждый сказ — это, можно сказать, музей, бережно хранящий историю наших предков-мастеров: от диалектных слов до названия речушки…

Выражаем надежду, что продукты исследования помогут ученикам школ как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях сформировать правильное представление о сказах П. П. Бажова.

Как видим, исследование сказовых произведений открывает интересную перспективу. Например, в ходе работы у нас возникли новые вопросы:

  1. В чём особенность названиях географических мест на Урале?
  2. На каком «языке» говорят уральские мастера? (профессиональная лексика)
  3. В каком цвете «видится» П. П. Бажову родная земля? (цветовые прилагательные в сказах)

Надеемся, представленный опыт будет полезен широкому кругу читателей и юных исследователей!

Литература:

  1. Бажов П. П. Собрание сочинений в 3 томах. — Издательство: Правда. М. Библиотека «Огонек», 1976.
  2. Бажовская энциклопедия. — Екатеринбург: Сократ, 2007. — 640 с.
  3. http://www.bazhov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): этап работы, сказ, сысерть, III, Урал, Косой Брод, достоверная информация, медная гора, Чусовая, Полевской.


Похожие статьи

Образ Южного Урала в травелоге «Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями»

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Исследовательская работа «По образу и подобию Божьему…» (Клонирование: взгляд науки, литературы, православной церкви)

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Похожие статьи

Образ Южного Урала в травелоге «Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями»

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Исследовательская работа «По образу и подобию Божьему…» (Клонирование: взгляд науки, литературы, православной церкви)

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Задать вопрос