Мультфильмы прочно вошли в нашу жизнь. На любой вкус и тему, развлекательные и философские, для детей и взрослых, секундные рекламные…
Можно ли самостоятельно изготовить свой мультфильм, используя рекомендации в литературе и сети Интернет, где этот процесс описывается как простое и интересное занятие? Я задалась целью проверить известные технологии мультфильма в технике пластилиновой анимации в процессе создания ролика на местном материале.
Актуальность работы заключается в выборе темы для ролика: это 7 чудес моей малой Родины — Фаленского района. Создание анимационных фильмов — это работа с современными компьютерными технологиями, что намного лучше бесцельного времяпровождения в соцсетях или за компьютерными играми. А самое главное — способ самовыражения. Работала в технике пластилиновой анимации Stop Motion (Стоп-моушен). Каждый кадр после создания фиксируется фотокамерой, а затем аниматоры вносят в него изменения и снова фиксируют новый кадр.
Основные этапы работы:
- Начала с выбора темы. Чтобы развеять сомнения в правильном выборе, провела анкетирование среди всех учащихся 2–4 классов нашей школы и поняла, что фильм будет востребован: дети плохо знают историю своей малой Родины.
- За основу взяла проект Мульти-Россия, а просмотрев несколько десятков минутных роликов, раскрыла секрет сценаристов, нашла закономерность.
Для сюжета планируемого мультфильма взяла 7 чудес Фаленского района, список которых сформировали сами фаленцы в ходе конкурса, проводимого районной газетой. Невозможно в минутном ролике рассказать о богатой истории района, мне пришлось отобрать самое главное. В этот список вошла Фалёнская селекционная станция — одно из старейших научных учреждений России, нельзя также обойти вниманием и имя фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова.По территорииФаленского районапроходит дорога, которую в прошлом называлиСибирским (Екатерининским) трактом.По нему ехали на Урал и дальше чиновники всех рангов и званий, начиная от царей и кончая солдатами-новобранцами. Тракт или его остатки существуют и поныне. На территории нашего района зарегистрирован новый памятник природы регионального значения: Низевский таёжно-болотный комплекс. Здесь представлены уникальные формы рельефа — песчаные гряды ледникового происхождения, поросшие великолепным «мачтовым» бором. Выявлено произрастание 178 видов растений, некоторые занесены в Приложении Красной книги Кировской области.
Рис. 1. Кадр из мультфильма
О Пугачевском кладе (о найденном в нашем район камне с ориентирами) писалось в газете «Вятские Губернские ведомости» в 1879 году.
- Далее написала текст, который должен звучать в ролике, разбила на сцены. Прочитала текст с секундомером. Чтобы сделать раскадровку, т. е. нарисовать все сцены, определить общее количество кадров, задумалась, сколько кадров должно быть в секунду. Если делать 24 кадра в секунду, нужно всего 2640 кадров. Можно ли уменьшить количество кадров, не повлияет ли это на качество работы? Провела эксперимент: прокрутила сцену со скоростью 6, 12 и 24 кадра. Отметила, что без потери качества можно использовать скорость воспроизведения от 12 снимков в минуту.
- Оборудование рабочего места— этопункт, который, в источниках обычно не рассматривается подробно, хотя именно от него зависит качество работы.
Методом проб и ошибок мне удалось найти оптимальный вариант.
Таблица 1
Оборудование |
Аргументация выбора |
|
Светлая поверхность служит светоотражающим экраном |
|
C ручной настройкой, т. к. автоматическая настройка в разных условиях дает разное изображение по освещенности, ракурсу |
|
Световая отдача люминесцентной лампы в несколько раз больше, чем у ламп накаливания, материал не «тает» |
|
При незакрепленной камере у изображения появляется «прыгающий эффект» |
- Сделала 2000 кадров, использовала — 1189, ролик — 3 минуты, время работы — 6 месяцев.
- Время монтирования фильма — 10 часов. Выбрала программу Киностудия WindowsLive.
Большая работа порадовала большими результатами:
− открыла для себя удивительные факты в истории Фаленского района;
− освоила технологию создания пластилинового мультфильма;
− самостоятельно создала ролик «Наша Родина — Фаленки» в технике пластилиновой анимации от замысла до монтирования и озвучивания.
Выводы.
- Создать короткометражный мультипликационный фильм в технике покадровой анимации Stop Motion (Стоп-моушен) в бытовых условиях возможно, но хочу опровергнуть бытующее мнение о легкости этой работы.
- Результатом изучения и применения на практике технологии покадровой анимации стал краеведческий ролик «Моя Родина — Фалёнки».
- Инструкции по созданию мультфильмов в сети Интернет не являются алгоритмом: на каждом этапе были самостоятельно выявлены и зафиксированы проблемы, о которых в источниках не сказано, что позволит следующую работу сделать быстрее и качественнее.
Мой фильмразмещен на сайте учебного заведения и официальном сайте Фаленского района. Мы должны знать исторические факты о своей малой Родине, а данный мультфильм, может послужить первым шагом в открытии богатой истории.
Литература:
- Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. — Москва: Искусство, 1974 г. – с. 85.
- Кривуля Н. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины ХХ века. – Москва: Издательский дом Грааль, 2002 г. — 196 с.
- Фалёнки и Фалёнский район. История, события, люди [Электронный ресурс] http://www.falenki.ru