Влияние занятий футболом на развитие подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.08.2016

Статья просмотрена: 4016 раз

Библиографическое описание:

Ганоцкий, Д. В. Влияние занятий футболом на развитие подростков / Д. В. Ганоцкий, Е. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/538/ (дата обращения: 20.12.2024).



В 2018 году наша страна будет принимать Чемпионат мира по футболу. Сегодня этот вид спорта — самая популярная игра не только в России, но и во всем мире.

Футбол имеет многовековую историю. Играли в мяч индейцы, эскимосы, народы Греции, Англии, Австралии и многие другие. Еще во II веке до н. э. упоминалось о самом древнем варианте футбола — китайской игре в мяч цуцзю (кит. — «Толкать ногой») [1]. В XIX веке в Англии эта игра приобрела единые правила и стала официально считаться видом спорта. В начале XX века была создана международная федерация футбола (ФИФА), и любительский футбол ввели в программу Олимпийских игр. Футбол набирал все большую популярность, и в 1930 году был проведен первый Чемпионат мира по футболу [цит. по 2]. А в 2014 году Чемпионат мира в Бразилии смотрели 2 млрд. человек — примерно треть населения Земли.

Так чем же можно объяснить популярность футбола?

На наш взгляд, это, во-первых, — доступность. Ведь для игры не нужно специальное снаряжение, а только мяч и достаточно места для игры. Во-вторых, футбол оказывает положительное влияние не только на физическое воспитание, но и на эмоциональное состояние, характер человека. В-третьих, занимаясь футболом, подросток приобретает навыки, которые может применить в учебе и дальнейшей работе.

В данной статье мы не будем анализировать физическое развитие, а остановимся на психологическом и социальном развитии, что особенно важно для подросткового возраста.

Итак, занятие футболом может научить:

− принимать быстрые решения. Во время игры в состоянии стресса игрок должен правильно сориентироваться и принять решения, например, кому отдать пас, как «открыться» и т. д., которые влияют на весь ход игры;

− предугадывать ситуации, например, прогнозировать действия соперника для ответных действий;

− быстроте реакции, поскольку футбол — динамичная групповая игра;

− самостоятельности мышления и в то же время командности, поскольку стратегические решения принимаются коллективно, а действия, решения одного игрока зависят от действий других игроков;

− самодисциплинированности: обязательное посещение тренировок, авторитет тренера и капитана команды;

− ответственности перед командой, тренером, болельщиками (в нашем случае это — ближайшие родственники и друзья игроков). Здесь ярким примеров может быть история Берта Траутманна, вратаря английского клуба «Манчестер-Сити». В 1956 году в финале Кубка Англии он провел 15 минут на воротах со сломанной шеей. Выйдя один на один с нападающим, вратарь получил удар бутсой по шее и потерял сознание, но не выпустил мяч. Затем Траутманн снова встал на ворота и мужественно доиграл матч до конца, чем помог своей команде отстоять победный счёт 3:1. Три дня спустя рентген показал, что Траутманн доигрывал матч со сломанной шеей [3];

− креативно мыслить. Например, в 1994 году на турнире ShellCaribbeanCup во время матча Барбадос-Гренада команде Барбадоса, чтобы попасть в следующий этап турнира, нужно было выигрывать с перевесом в 2 гола. По правилам соревнований в случае ничьей назначался экстра-тайм. Первая забившая в дополнительное время команда автоматически одерживала победу 2:0. За несколько минут до финального свистка Барбадос ведет в счете 2:1, чего недостаточно. Тогда барбадосцы специально забивают себе автогол, чтобы перевести игру в дополнительное время, в которое барбадосцы все-таки сумели поразить ворота гренадцев и выйти в следующий тур [4];

− мотивации достижения и не только в футболе — достижения успешных результатов в школе, университете, на работе. Игроки учатся не только ставить цель, но и прикладывать все усилия для ее достижения, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями;

− сопротивлению стрессам — установлено, что уровень устойчивости силы нервной системы у подростков-футболистов выше, чем у обычных сверстников, почти в два раза [5];

− развитию социальных навыков, поскольку команда должна действовать как единое целое, а без взаимопонимания, взаимопомощи этого добиться невозможно. Кроме того, во время тренировок и во время матчей происходят небольшие конфликты, и игроки учится решать их несиловыми методами.

Наконец, футбол учит равенству во всем. Неважно, кто твои родители, какой доход семьи, какой у тебя телефон или планшет. Если ты не умеешь играть или не соблюдаешь правил игры, ты не задержишься в команде. И наоборот, способности, трудолюбие, целеустремленность дают тебе шанс достичь высоких результатов и завоевать авторитет среди сверстников. Лучшим примером может служить история Эдсона Арантиса ду Насименту, более известного как Пеле. Рекордсмен по числу выигранных в качестве игрока чемпионатов мира — три титула, единственный футболист, три раза становившийся чемпионом мира как игрок, лучший игрок чемпионата мира 1970, лучший молодой игрок чемпионата мира 1958, лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА; лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета [6]. Титулы Пеле можно еще долго перечислять. Но мало кто из подростков знает, что Пеле родился в маленьком бразильском городке в бедной семье. И только колоссальное трудолюбие и упорство помогли ему стать Королем футбола и одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

Все эти футбольные навыки, приобретенные в подростковом возрасте, будут полезными во взрослой жизни. Как говорится в китайской притче: посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

Мы привели примеры из истории футбола не случайно. Предлагаем ввести в программу подготовки воспитанников секции футбола в ДЮСШ курс истории футбола, как это делается во время подготовки художников, музыкантов. Истории других футболистов являются для подростов положительным примером: не сдаваться, идти за мечтой, не жалеть сил для достижения цели. А примеры советских и российских футболистов помогут развитию чувства патриотизма. Например, история Льва Яшина — лучшего голкипер мира, олимпийского чемпиона, бронзового призёра чемпионата мира, золотого и серебряного медалиста первенства Европы, единственного вратаря, получившего приз лучшего футболиста Европы — «Золотой мяч».

Кроме того, самим обучающимся можно поручить сделать краткие сообщения, презентации о любимых игроках и командах. Думаем, что данные иллюстрации будут интересны подросткам, для которых авторитет великих игроков послужит лучшим ориентиром не только в футболе, но и в жизни в целом.

Литература:

  1. Годик М. А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2011.
  2. Мамаева Е. С. Формирование характера в процессе воспитания спортсменов детско-юношеской спортивной школы по футболу.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. http://malpme.ru/samye-zabavnye-futbolnye-matchi/
  5. Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков. Ярославль, 2008.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): чемпионат мира, футбол, игрок, дополнительное время, подростковый возраст, Англия, вид спорта, сломанная шея, игра, команда.


Задать вопрос