Исследование геохронологического развития органического мира в курсе общей биологии на базе средней (полной) общеобразовательной школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 25.09.2016

Статья просмотрена: 2523 раза

Библиографическое описание:

Суфиярова, Э. Р. Исследование геохронологического развития органического мира в курсе общей биологии на базе средней (полной) общеобразовательной школы / Э. Р. Суфиярова, Л. Г. Хуснуллина, А. А. Миниахметов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/545/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном мире многие науки занимаются исследованием эволюционного развития организмов, затрагивая практически все ее аспекты. Геологическая история Земли [1] своеобразна и обширна. Она включает в себя многие события, такие как (1) образование горных пород, (2) изменения формы рельефа, (3) оледенения, а также (4) эволюцию различных живых организмов.

Согласно современным научным представлениям [2], геологическое время — это определенный промежуток времени, в течение которого меняется Земля. В это время разные науки изучали конкретно определенную тему.

Существует обширная наука геохронология [3], которая изучает последовательности формирования горных пород и полезных ископаемых. Также параллельно геохронологии существует и другая наука под названием стратиграфия [4]. Она изучает геологические тела и их взаимоотношения.

Эти два понятия в науке дают нам возможность более углубленно изучить весь материал о геологическом времени до сегодняшнего дня. Однако, наше современное общество, модернизация программ и прогресс в области научных исследований идет вперед с каждым днем, и вместе с этим увеличивается объем информации, что позволяет открывать новое, неизведанное.

Например, основой геологической эры стала наука, называемая филогенезом [5]. Это не просто современная доказанная теория, но еще она является стержнем, фундаментом всех организмов, который помогает ученым глубже изучить происхождение, развитие, эволюционную историю живых существ.

Эти науки необходимы при проведении анализа появления и вымирания организмов. Ведь без исследования, тщательного изучения процессов формирования живых существ, их строения и поэтапного развития, наука просто перестанет прогрессировать, и повлечет за собой разрушение всей системы эволюции.

Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткий теоретический обзор основных этапов геохронологического развития органического мира в свете современных научных представлений и исследований вплоть до наших дней.

Актуальность данной темы состоит в том, что в век высоких технологий и применения разнообразных современных приборов, человечество приближается к научному совершенствованию, и наряду с этим идет прогресс эволюции в целом.

Научная новизна состоит в том, что при помощи шкалы времени проведено сравнение процессов, протекавших в той или иной эре, показаны отличия и сходства.

Методы исследования (исторические, современные). Все ранние, исторические научные определения в области геохронологии развития органического мира способствовали полному раскрытию сути геологического времени.

Так сложилось, что все геологические науки делятся на три части. В первую часть входят науки, которые изучают именно геологию [6], включающие в себя минералогию, литологию, тектонику, гидрогеологию и др. Вторая часть включает в себя геофизические науки [7], такие как магнитология, геотермия и др. К третьей части относятся науки геохимии [8], а именно органическая и неорганическая геохимия.

Таким образом, данные дисциплины изучают и исследуют нашу Землю, а также все то, что происходит на нашей планете. Для более подробной характеристики периодов (геологической) и эры (геологической), нужно понять методы определения возраста пород, потому, что именно различные отложения и осадочные породы являются частью развития эволюции.

Современное научное сообщество принимает во внимание два метода. Первый — относительный метод, заключался в том, что если же породы не были смешаны между собой, то они расположены глубоко в земле, что говорит о том, что этим породам много лет.

Второй — абсолютный метод, заключается в том, что проводится анализ изучения пород, то есть исследуется формирование и образование пород, их распад. Из этого следует, что знание возраста породы приводит к раскрытию многих событий, проходивших в разных эрах, а также к распознаванию возраста самого геологического периода.

Таким образом, под геологическим временем подразумевается такой отрезок времени, когда организмы стремятся к прогрессу. Эволюция организмов затрагивает все процессы жизни, включая и экологическую систему [9], и биосферу [10] в целом.

Именно в общей биологии школьного курса эволюция сравнивается с некоторой силой, которая ведет к новым преобразованиям и к новым открытиям, которые все больше убеждают человечество в том, что жизнь на земле возникла неспроста.

Исторические сведения. Современная наука палеонтология [11] изучает вымершие организмы, жившие в геологическом прошлом. Также, эта наука находится в тесной связи с другими биологическими науками, как функциональная анатомия [12] и сравнительная физиология [13]. Они помогают палеонтологам познать все функционирования органов вымерших организмов.

Большой вклад в науку об окаменелостях внесли китайские и европейские ученые эпохи Возрождения. Например, в XVII веке ученые Николас Стено [14] и Роберт Гук [15] практически одновременно, впервые начали говорить о вымерших видах.

Великий ученый М. Ю. Ломоносов [16] после своих предшественников предположил, что в процессе становления живой природы происходили эволюционные изменения.

С ним согласились ученые из других стран, например, француз Жорж-Луи Леклерк де Бюффон [17], британец Джеймс Геттон [18], выдвинувший принцип актуализма [19], которым пользуются ученые до сих пор для большого анализа условий существования вымерших животных

Основание палеонтологии как научной дисциплины является заслугой Жоржа Леопольда Кювье [20]. Глубоко анализируя остатки костей древних млекопитающих, он фактически создал палеонтологию позвоночных. Кювье установил, что все органы животного представляют собой части единой целостной системы. Вследствие этого, строение каждого органа соотносится со строением всех других, ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей, то есть каждая часть тела отражает принципы строения всего организма.

Однако, для работы с ископаемыми останками вымерших, нужно создать филогенез самого организма, из-за многочисленных пробелов, возникших за счет специфичности условий захоронения. Для того, чтобы воссоздать филогенез, помочь в этом может современный метод тройного параллелизма, который был введен в науку ученым Эрнестом Геккелем [21]. Он считал, что онтогенез (индивидуальное развитие организмов) [22] в сжатой и ускоренной форме повторяет филогенез (историческое развитие вида). Для доказательства этого им был сформулирован биогенетический закон [23]. Это значит, что детальное изучение развивающихся организмов дает возможность понять, как происходили эволюционные изменения всех живых организмов, даже тех, которые уже вымерли.

С другой стороны, опираться только на онтогенез, дело практически безнадёжное. Здесь немалую роль играют палеонтологические свидетельства. Из окаменевших остатков организмов палеонтологи могут многое узнать о реальных предках современных видов. Кроме того, важное подспорье в восстановлении истории вида могут дать сравнительно-анатомические изыскания. Сопоставляя морфологию скелетов и организмов разных групп животных, можно прийти к пониманию общего характера изменчивости.

Таким образом, возникла триада (так называемые «три кита»). Эти «три кита» и получили название метод тройного параллелизма. Если по всем трём пунктам учеными будет доказано, что конкретный организм или группа организмов эволюционируют, то будет доказана неоспоримость прогрессивной эволюции.

В начале XX века русский биолог А. Н. Северцев [24] показал, что в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей. Филогенез же следует рассматривать как последовательный ряд генетически связанных онтогенезов. Таким образом, он выводит теорию филэмбриогенеза [25].

Одна из главных задач эволюционной теории заключалась в выяснении того, каким образом онтогенетические преобразования соотносятся филогенетическим. Согласно биогенетическому закону Геккеля, онтогенез представляет собой быстрое и сжатое повторение филогенеза.

А.Н Северцов полностью пересмотрел геккелевскую схему рекапитуляции и выдвинул положение о том, что онтогенез не просто копирует филогенез, но что в процессе эволюции изменениям подвергаются все стадии онтогенеза, и, соответственно, происходят филогенетические преобразования.

На ранних стадиях эмбрионального развития [26] появляются крупные эволюционные новшества (архаллаксисы), а на более поздних — изменения меньшего масштаба (девиации). И на конечных стадиях — преобразования еще более мелкого ранга.

Может также происходить удлинение онтогенеза путем надставки стадий (анаболии). Наглядной иллюстрацией северцовской теории филэмбриогенезов является происхождение и эволюция многоклеточных животных. По мнению ученого, у одноклеточных организмов онтогенез как таковой отсутствует, он появляется у их многоклеточных потомков, которые вначале развиваются посредством анаболий, а затем — путем изменений первичных зачатков на основе архаллаксисов и девиаций.

Полное изучение учеными онтогенеза современных организмов нужно для анализа, для правильного представления обо всех возможных изменениях в будущем. Эта наука является теорией эволюции, или по другому дарвинизмом [27], названного от имени великого создателя теории естественного отбора Чарльза Дарвина [28].

Ученые этой науки изучают сущности механизмов, общие закономерности и направление всех процессов. Именно дарвинизм является основой современной биологии. Поэтому все проявления жизни во всех этапах организации живой материи можно понять и познать, только учитывая весь процесс и историю изменений организма.

И это далеко не полный список наук, изучающих и анализирующих развитие жизни на земле в прошлые эпохи. Из-за немалых отличий от класса животных, за счет развития трудовой деятельности и социальных условий, ученых современности очень интересуют вопросы происхождения человека и его эволюции. Чтобы правильно определить точный возраст пластов осадочных пород разных регионов, нужно сопоставить сохранившиеся в них ископаемые организмы. Для этого и предложил английский геолог Уильям Смит [29] свой палеонтологический метод (метод руководящих ископаемых) [30].

Ученые узнали, что среди ископаемых организмов, которыми характеризуются каждая эпоха, наиболее из распространенных видов является руководящие не ископаемые. Определение абсолютного возраста горных пород стало возможно только в XX веке, когда для этого начали использовать процесс распада радиоактивных элементов [31], содержащихся в породах.

Этот метод был введен для изучения природного распада радиоактивных элементов, то есть способность некоторых веществ распадаться с испусканием элементарных частиц. Данный процесс не зависит от изменений внешних условий, всегда идет с постоянной скоростью. По количеству радиоактивного элемента и продуктов его распада устанавливается абсолютный возраст горных пород в миллионах или тысячах лет.

Этапы геохронологического развития органического мира. Рассмотрим подробнее и углубленнее основные этапы геохронологического развития органического мира на базе школьного курса общей биологии и современной геохронологической шкалы.

  1. Архейская эра. Архейская эра [32], согласно общепринятой геохронологической шкале, самый древний, самый ранний период земной коры. Именно в это время возникли первые живые организмы (гетеротрофы), которые в качестве пищи использовали органические соединения. А также, в эту эру появляются первые фотосинтезирующие организмы, называемые цианобактерии (сине-зеленые водоросли).

Архейская эра началась, возможно, около4 миллиардов летназад и вела свою продолжительность, возможно, около1 миллиарда лет. Согласно [32], она разделяется на 4 периода: (1) Эоархей, (2) Палеоархей, (3) Мезоархей, (4) Неоархей.

Нижний период архейской эры — Эоархей (возможно, около 4–3,6 миллиардов лет назад). Возможно, около4 миллиардов лет назад Земля сформировалась как планета. Почти вся поверхность земли была покрыта вулканами и повсюду текли реки лавы. А лава тем временем образовывала океанические впадины, горы и плоскогорья. Из-за постоянного воздействия высокого давления и высоких температур, образовались полезные ископаемые, такие как медь, алюминий, золото, радиоактивные минералы и другие.

Возможно, примерно3,8миллиардов лет назад на Земле, а именно на острове Гренландия, в пределах Канадского и Балтийского щитов, образовались первые магматические и метаморфические горные породы: гранит, диорит и анортозит.

Следующий период архейской эры — Палеоархей (возможно, около 3,6–3,2 миллиардов лет назад). В этот период образуется первый гипотетический суперконтинент в истории Земли — Вальбару и единый мировой океан. Изменяется структура гребней океанических хребтов, благодаря чему увеличивается количество воды на земле, и снижается объем углекислого газа (СО2) в атмосфере.

За Палеоархеем следует Мезоархей (возможно, около 3,2–3,8 миллиардов лет назад). В этот период суперконтинент начал медленно раскалываться.

Последний период архейской эры, Неоархей (возможно, около 2,8–2,5 миллиардов лет назад). Здесь формируется основная континентальная масса, что свидетельствует о древности континентов Земли.

  1. Протерозойская эра. Протерозой [33] пришел на смену архею, и охватил периоды длительностью, возможно, около2 миллиардов лет. Протерозойский эон — самый длительный в истории Земли. Раннее его подразделяли на нижний, средний и верхний (рифей), но сейчас, в современном представлении, согласно [33], протерозой делится на три периода: (1) палеопротерозой, (2) мезопротерозой и (3) неопротерозой.

Палеопротерозой представляет собой часть протерозая, начавшаяся, возможно, 2,5 миллиардов лет назад и окончившаяся, возможно, 1,6миллиардов лет назад. В начале периода из-за фотосинтезирующих существ, произошло одно из самых сильных вымираний — кислородная катастрофа. Отличавшиеся в то время от аэробных существенно большим разнообразием, почти все анаэробные организмы вымерли, так как молекулярный кислород для них был очень губительным. Также, в этот длительный период протерозоя произошел один из самых долгих и холодных ледниковых периодов — гуронское оледенение. Это оледенение длилось, возможно, около300 миллионов лет. Причиной, которой стала кислородная катастрофа.

Следующий за палеопротерозоем период протерозойской эры — мезопротерозой. Это геологическая эра, начавшаяся, возможно, около1,6миллиардов лет назад и окончившаяся, возможно, около1миллиардов лет назад. Характеризуется формированием суперконтинента Родиния, распадом суперконтинента Колумбия и эволюцией полового размножения. Эти события, произошедшие, возможно, 1150 миллионов лет назад, свидетельствуют о совпадении на краях литосферных плит Северной Америки и Антарктиды.

Наконец последний из протерозойских периодов — неопротерозой, начавшийся, возможно, около1000миллионов лет назад и завершившийся, возможно, около541миллионов лет назад. Этот период характеризуется распадом суперконтинента Родиния, из-за чего затем прекращается существование океана Мировия. А также наступает самое масштабное оледенение Земли. Но, к позднему периоду неопротерозоя относятся древнейшие ископаемые останки животных, что связано с формированием у них твердого скелета.

  1. Палеозойская эра. Данная эра (палеозой) [34] начала свое существование, возможно, 570 миллионов лет назад. Исследователи и ученые разделили ее на шесть периодов.

Опираясь на [34], можно сказать, что самый первый период (кембрий) продолжался, возможно, 70 миллионов лет. В это время животные начинают свое быстрое преобразование. У них достаточно хорошо развивается скелет, так как они должны прочно защищать свое тело для того, чтобы выжить и приспособится к новой форме жизни. Именно в кембрийский период возникли первые беспозвоночные, которые могли свободно передвигаться по суше, например, черви, многоножки.

Кембрийский мир произвел на свет разнообразные существа, такие как трилобиты, членистоногие. Они обитали в основном в морях. Трилобиты вошли в историю палеозойской эры, как великие членистоногие, которые хорошо приспособлялись к жизни, хотя они были довольно сложно устроены. Но, к сожалению, к концу палеозойской эры этот удивительный вид животных вымер, потому что в последующих периодах появились более совершенные рыбы и моллюски. Они стали доминировать над трилобитами и сумели прекратить их дальнейшее существование.

За кембрийским периодом следом идет ордовикский период, который продолжался, возможно, 60 миллионов лет. Здесь также развивались и достигли большего разнообразия трилобиты и головоногие моллюски. Но также в данное время появились бактерии и прогрессировали сине-зеленые водоросли. В теплых морях начали обитать красные и зеленые известковые водоросли, которых стало гораздо больше. Также многие археологи, которые проводили тщательные раскопки, сумели найти споры и остатки стеблей. Это говорит о том, что существовали сосудистые растения.

В животном мире появились всем известные морские звезды и морские лилии. Также большую роль в ордовикском периоде имеют месторождения нефти, газа, именно в Северной Америке.

Самым большим, даже грандиозным изменением было то, что в это время расширялись моря, да и все пространство, включая сушу. Это явление получило название трансгрессия. Но после трансгрессии наступает новый этап регрессия. В этом этапе, в мелководных морях накапливаются в основном известковые осадки. Но, на этом история развитии и формировании Земли, условий для жизни, а также существование живых существ, их прогресс не останавливается. Все вокруг начинает обновляться.

Следующей эрой, которую невозможно оставить без внимания, силурийская эра. Она длилась, возможно,30 миллионов лет. Особенностью силурийского периода является то, что со временем, в замедленном действии происходил процесс опускания суши под воду. Каждый процесс ведет за собой последствия. После данной эры именно из-за того, что суша все больше и все глубже опускалась в море, а также постепенного опускания дна моря, образовались осадочные породы. Такие как, песчаники, граптолитовые сланцы, коралловые известняки и др.

Животный мир силурийского периода был довольно богат. В нем обитали трилобиты, моллюски, брахиоподы. В отличие от оровикского периода, их количество увеличивалось и видов стало намного больше, но численность граптолитов снижается. Наряду с трилобитами появляются новые животные ракоскорпионы. Они очень активные, ведут подвижный образ жизни и защищаются своими панцирями, которые покрыты многочисленными шипами.

Что касается растительного мира, то именно с появлением суши начитают расти растения под названием псилофиты. Псилофиты — это такие растения, которые не имеют листьев. В основном они росли близ мелких водоемов. Но так как псилофиты были первыми наземными растениями, то их строение не было настолько отчетливым.

В конце силурийского периода очень бурно шли горообразовательные процессы, которые привели к образованиям Скандинавских, Кембрийских гор, гор Южной Шотландии и Восточной Гренландии. Полезными ископаемыми являлись золото, медь, железная руда и др.

Далее следует девонский период, который длился, возможно, около60 миллионов лет. Девонский период назвали веком рыбы, потому что само собой здесь бесчелюстные и челюстноротые обитают во всех морях, тем временем их численность и разнообразие резко увеличивается. В девонском периоде обитали такие рыбы, как кистеперы, от которых образовались земноводные, например, акантостеги, ихтиостеги, имевшие форму рыб, но у них полностью были сформированные конечности.

Также в этот период появились первые пауки, клещи и насекомые. В морях появились аммониты, или по-другому, головоногие моллюски. Но, в девонском периоде все больше вымирали трилобиты из-за большого разнообразия животных. Если обратить внимание на полезные ископаемые, то в песчаниках и гравелитах Тимана и Западного Урала были найдены алмазы.

Таким образом, закончился девонский период и начал свое существование каменноугольный или карбонский период, который длился, возможно,около65–75 миллионов лет. Здесь преобладали два массива Лавразия на севере и Гондвана на юге.

Гондвана передвигалась к серверу, и из-за этого происходило вздымание горных массивов. Этот период особенен тем, что началось настоящее зазеленение лесов. Именно из-за того, что огромные территории превращались в заболоченные низины, а климат стал еще жарче. В таких условиях деревья, да и вся растительность росла быстрей.

Например, такие деревья, как каламиты, которые достигали до 30 метров в длину, образовывали болотные леса. В водной среде обитали членистоногие, к ним относятся ракообразные, насекомые, скорпионы. А уже ближе к концу карбонового периода появляются травянистые растения, такие как папоротники.

Многие растения, животные отмирали и разлагались в воде, так они превращались в уголь. Отсюда и название каменноугольный период.

Так постепенно карбоновый период сменяется пермским. Данный период длился, возможно,около55 миллионов лет. Он является последним периодом палеозоя. Пермский период подразделяется на нижний и верхний.

В нижней перми в Предмугоджарском прогибе добыли большое количество углеводородов, а также в Западной Европе образовались газоносные бассейны, месторождения нефти, а в верхней перми в Приуралье распространены пестроцветные отложения.

Климат здесь преобладал сухой, больше похожий на современный. Особенностью пермского периода является то, что растения и животные приспосабливаются к разным условиям, также как и к засушливым местам. Именно в этот период были резкие изменения в климате. В начале этого периода было оледенение, образовывались ледниковые осадочные породы. Они были в основном в Антарктиде, Австралии, Южной Африке.

Но к середине периода оледенение сменилось резким потеплением. Животный мир все больше походил на современный. Вымирают трилобиты, кораллы, ракоскорпионы. В морях появлялись костные рыбы, а на суше позвоночные, но они быстро вымирали, так как не выдерживали переменного климата.

Самыми многочисленными и лучше приспособленными к такому климату стали рептилии. Именно они заселили большие пространства. Что касается растительного мира, то появляются языковые и древовидные папоротники, саговники, каламиты. Особо больших изменений в частности у растений нет.

  1. Мезозойская эра. Эта эра также именуется мезозой [35] или средний период развития самой Земли. Она сыграла большую роль в формировании земной коры. Возможно, около250 миллионов лет назад образовалась мезозойская эра. Это время совпало с окончанием горообразовательных процессов, которые начинали образовываться еще в палеозое.

В отличие от других эр, согласно [35], мезозой отличается своей стабильностью формирования, а также тем, что не было сильных разрушений пород, но время от времени были незначительные складкообразования.

Мезозойская эра делится на три периода. Первый период триасовый. Это время, когда только начался формироваться мезозой. Данный период особенен тем, что в это время появились первые динозавры, такие как целофизис, герреразавр. А также в это время существовал единственный материк Пангея. Но вскоре она поделилась на северную часть под названием Лавразия и южную Гондвана.

Южная часть отличается тем, что во время ее формирования образовывалось много впадин и тектонические процессы проходи намного быстрее, чем в северной части. В триасовый период начал свое существование знаменитый Атлантический океан. В середине этого периода усиливались вулканические процессы.

Но у каждого периода есть минусы, так и у данного периода. К концу произошли большие изменения, например, высохли многие реки и озера, климат стал сухим, местами стало холоднее, а также обширные территории занимали пустыни.

Вторым периодом является юрский. Это средний период мезозоя, который начался, возможно, около200 миллионов лет назад. В это время образовывались разнообразные отложения, например, сланцы, магматические породы, известняки, глины, пески и др. Особенность этого времени является начальное формирование таких материков, как Австралия, Африка, Антарктида, а также Южная и Северная Америка.

Юрский период знаменит тем, что именно в нем начали свое развитие динозавры. Однако, интереснее еще то, что именно в этом периоде появились на свет крокодилы, беспозвоночные, коралловые рифы, которые существуют сегодня.

Следом за юрским периодом идет меловой период. Он является последним периодом мезозойской эры. Появился, возможно, около145 миллионов лет назад, и закончился, возможно, 65 миллионов лет назад. Меловой период особенен тем, что в нем появились самые разнообразные цветковые растения, что повлекло за собой резкое увеличения численности насекомых. Произошла бурная эволюция растительного мира и насекомых.

Но также в меловой период происходили тектонические движения, например, расхождение материков. Лавразия и Гондвана поделились на Африку, Индию и Австралию. Они в свою очередь тоже начали отдаляться друг от друга. И за счет таких перемен формировались новые острова огромных размеров. Именно в меловой период появились на свет первые ящерицы и змеи, которые сохранились и в наше время.

Таким образом, мезозойская эра вошла в историю как средняя эра, в которой появились новые и более усовершенствованные виды живых существ. Но мезозойские группы животных и растений вымирают, что присущи для каждого живого организма. И на горизонте появляется новый кайнозойский мир, в котором будут новые преобразования и формирования ныне живущих организмов.

  1. Кайнозойская эра. Последний этап развития жизни на Земле известен под названием кайнозойской эры [36]. Началась она, возможно, около66 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. С нашей точки зрения эта эра имеет огромное значение в жизни человечества, ведь именно в это время из насекомоядных развились приматы, от которых возможно, происходит человек.

Согласно [36], в результате трагических событий тех далеких времен, с мира нашей планеты исчезли все животные, размером крупнее крокодилов. В кайнозое продолжалось расхождение континентов, и на каждом из них формировались уникальные сообщества растений и животных. Если смотреть с геологической точки зрения, то именно в данный период наша планета обрела свой современный внешний вид.

В период кайнозойской эры было много изменений. Сначала кайнозой делили на третичный и четвертичный периоды. Но со временем понятие «третичный период» устарел, и в него внесли современные названия палеоген и неоген. Теперь кайнозойская эра делится на три периода: палеоген, неоген и четвертичный период.

Палеогеновый период (палеоген) — это первый период кайнозоя. В первой половине палеогена климат был ровным тропическим. Почти вся Европа была покрыта тропическими лесами, и только в северных областях показывались листопадные деревья. А во второй половине палеогена климат становится континентальным.

Если вкратце затронуть животный мир этого периода, то там преобладает немало видов млекопитающих. Были распространены яйцекладущие, сумчатые и плацентарные. С поверхности Земли исчезли динозавры и большинство мезозойских групп рептилий.

Однако, в воздухе господствуют веерохвостые беззубые птицы. Широкое распространение имеют крупные бегающие хищные птицы (диатримы).

Становится обширнее разнообразие насекомых и цветковых растений. Что касается морской фауны, то тут господствуют головоногие и двустворчатые моллюски, кораллы, появляются примитивные раки, китообразные. В океане в это время процветают костистые рыбы.

Неогеновый период (неоген) — это второй период кайнозоя. Продолжался, возможно, около20 миллионов лет. Климат в эпоху неогена остается сравнительно теплым и довольно влажным. Но затем возникают резкие похолодания. Это повлияло на окружающую среду неогена: влажность падает, ледники уже не тают, усиливается континентальность климата.

Существовало разнообразие растительного мира. В этот период были распространены широколиственные леса, главным образом вечнозеленые. Также были и хвойно-широколиственные леса, которые демонстрировали богатство видов, от секвойи до каштана. И снова из-за похолоданий, появились такие формы ландшафта, как тайга, тундра, лесостепь. Таким образом, там, где раньше были саваны, возникли полупустыни и пустыни.

Фауна неогена сильно изменилась с начала палеогена. Властвующими млекопитающими стали плацентарные. Вначале фауна называлась анхитериевой, а затем гиппарионовой. Анхитерий — это предок лошади, отличавшийся тем, что имел небольшие размеры и по три пальца на каждой конечности. Гиппарион — это, собственно, лошадь, но еще трехпалая. К фаунам неогена относятся не только родственники лошадей и простокопытные, но и хищники, грызуны. Ведь жизнь в кайнозойскую эру очень отличалась от ранних эр.

Выводы и заключение. Таким образом, мы кратко рассмотрели все эры на Земле. Интересно, а в каком периоде мы живем? Наверное, многие люди задавались этим вопросом. Так вот, мы на него сейчас попытаемся ответить, приведя пару аргументов из периодов, которые мы проанализировали.

Мы живем сейчас в кайнозойскую эру, потому что она началась сравнительно недавно, успел истечь всего только один период. Истекший период — третичный, нынешний — четвертичный.

Четвертичный, или антропогеновый период — самый короткий период в истории Земли. Начался он, возможно, около2 миллионов лет назад. Геологи подразделяют его на плейстоцен и голоцен.

Плейстоцен — время великих оледенений. Оледенения чередовались с межледниковыми периодами, когда льды отступали, и на земле временно царствовал умеренный климат. Из-за понижения температуры на возвышенных местах образовывались ледники, снежники, не успевали растаять летом, за счет своей тяжести сползали с гор в долины, и заполняли всю поверхность северного и южного полушария.

Такое похолодание привело к образованию четко обособленных климатических зон или поясов, проходящих через все континенты. С этим великим оледенением совпадает быстрая эволюция приматов и появление на земле человека. Особенно важную роль в четвертичном периоде сыграла культура и жизнедеятельность человека, и поэтому этот период называют «век человека».

Следы технической и общественной деятельности человека для археологов выступают в том же качестве, что и окаменелости для палеонтологов. Произошел отбор среди древних животных, преобладающее место внезапно получили млекопитающие.

Голоцен — эпоха четвертичного периода. Началась она, возможно, примерно11,7 тысяч лет назад и продолжается до сих пор. Начало этой эпохи характеризуется вымиранием большого количества видов животных, а именно таких как мамонтов, мегатерий и т. д.

А середина голоцена характеризуется становлением человеческой цивилизации и началом ее технического развития. Климат стал несколько теплее, растаяли Североамериканский и Евроазиатский континентальные ледники, распался Арктический ледниковый покров. Как известно, в период ХХ века началось развитие генетики и генной инженерии

Следовательно, мы живем в кайнозойскую эру, а если быть точнее, то в четвертичном периоде эпохи голоцен.

Литература:

1. Сорохтин О. Г., Ушаков С. А. Развитие Земли. — М.: Издательство «МГУ», 2002. — 506 с.

2. Richard de Bury. Philobiblon: (Special term geologia). // Translated by E. C. Thomas, 1888. — New York: «Cosimo», 2006. — 132 p.

3. Геохронология. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геохронология (дата обращения 25.08.2016).

4. Стратиграфия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратиграфия (дата обращения 25.08.2016).

5. Филогенез. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филогенез (дата обращения 25.08.2016).

6. Геология. Российская геологическая энциклопедия. — М., СПб: Издательство «ВСЕГЕИ», 2010. — С.319.

7. Жарков В. Н. Внутреннее строение Земли и планет. — М.: Издательство «Наука», 1978. — 192 с.

8. Аблесимов Н. Е. Синопсис химии. Справочно-учебное пособие по общей химии. — Хабаровск: Издательство «ДВГУПС», 2005. — 84 с.

9. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. — М.: Издательство «ЮНИТИ», 2007. — С.495.

10. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. // Успехи современной биологии. — 1944. — № 18. — С.113–120.

11. Палеонтология. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Палеонтология (дата обращения 27.08.2016).

12. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И.. Анатомия человека. — СПб: Издательство «Гиппократ», 2001. — 704 с.

13. Garrison Fielding H. History of Medicine. — Philadelphia: «W. B. Saunders Company», 1966. — pp.92–93.

14. Оноприенко В. И. Научные открытия живут в веках. Заметки о драматической судьбе Николая Стенона. // Вестник РАН. — 2007. — Т.77. — № 12. — С.1127–1133.

15. Щербаков Р. Н. Роберт Гук. // Физика в школе. — М.: «Школьная Пресса», 2010. — № 5. — С.3–8.

16. Баландин Р. Михаил Ломоносов. — Серия «Великие исторические персоны». — М.: Издательство «Вече», 2011. — 352 с.

17. Бюффон, Жорж-Луи Леклерк де. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюффон,_Жорж-Луи_Леклерк_де (дата обращения 27.08.2016).

18. Геттон, Джеймс. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геттон,_Джеймс (дата обращения 27.08.2016).

19. Принцип актуализма. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Принцип_актуализма (дата обращения 27.08.2016).

20. Кювье, Жорж Леопольд. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кювье,_Жорж_Леопольд (дата обращения 27.08.2016).

21. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология. М.: Издательство «РГГУ», 2009. — 613 с.

22. Онтогенез. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Онтогенез (дата обращения 28.08.2016).

23. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. — М.: Издательство «Академия», 2001. — 425 с.

24. Северцов, Алексей Николаевич. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Северцов,_Алексей_Николаевич (дата обращения 28.08.2016).

25. Филэмбриогенез. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филэмбриогенез (дата обращения 28.08.2016).

26. Wilkins John S. «Darwin», in Tucker, Aviezer, A Companion to the Philosophy of History and Historiography, Blackwell Companions to Philosophy. — Chichester: «Wiley-Blackwell», 2008. — pp.405–415.

27. Mark Perakh, Matt Young. Is Intelligent Design Science? / Ed. Matt Young, Taner Edis. — Why Intelligent Design Fails. — Rutgers University Press, 2004. — pp.185–196.

28. Дарвин, Чарлз. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дарвин,_Чарлз (дата обращения 29.08.2016).

29. Morton J. L. Strata: The remarkable life story of William Smith, «The Father of English Geology». — New edition. — West Sussex: «Brocken Spectre Publishing», 2004. — 170 p.

30. Руководящие ископаемые. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Руководящие_ископаемые (дата обращения 29.08.2016).

31. Радиоактивный распад. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиоактивный_распад (дата обращения 29.08.2016).

32. Архей. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архей (дата обращения 01.09.2016).

33. Протерозой. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Протерозой (дата обращения 03.09.2016).

34. Палеозой. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой (дата обращения 07.09.2016).

35. Мезозой. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой (дата обращения 07.09.2016).

36. Кайнозой. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой (дата обращения 07.09.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): время, кайнозойская эра, архейская эра, миллион, организм, девонский период, мезозойская эра, наука, геологическое время, животный мир.


Похожие статьи

Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания

Похожие статьи

Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания

Задать вопрос