В статье авторы оценили степень актуальности проблемы финансовых махинаций в современной России на основании анализа открытой информации и результатов опроса; вывели понятие «финансовое мошенничество», «социальная инженерия»; выявили и проанализировали уловки мошенников в сфере финансовых операций; подготовили материал для создания программы мастер-класса для учеников средних, старших классов, запуска канала для актуализации знаний молодых людей в данной области.
Ключевые слова : финансовое мошенничество, социальная инженерия, махинации, мошеннические уловки, фишинг, кибермошенник.
Введение
Несмотря на то, что проблема финансового мошенничества не является новой, она не теряет своей актуальности. Псевдоосведомленность и самоуверенность большинства молодых россиян с одной стороны и низкая финансовая культура и финансовая грамотность с другой, является благодатной почвой для роста различных мошеннических схем. Это обуславливает актуальность проблемы исследования.
Цель — выявить и проанализировать распространенные формы финансового мошенничества, на основании этого разработать и провести мастер-класс для учеников старшей и средней школы, в перспективе запустить канал распространения актуальной информации по снижению рисков финансовых махинаций для молодого человека.
Методы исследования: анализ источников информации, анкетирование, группировка данных опроса, графическое предоставление информации, сравнение, анализ, разработка макета.
По данным Банка России за 2023 г. мошенники украли у россиян 15,8 млрд руб., что на 1,6 млрд руб. (11,5 %). По итогам 2024 года эта цифра может вырасти. При этом, кибермошенники в 2023 г. украли в среднем у одного клиента банка 13,5 тыс. руб., что на 11 % меньше, чем в 2022 г. Для сравнения, в 2022 году средний чек злоумышленника составил 15,2 тыс. рублей [2].
В рамках данного исследования проведен опрос для оценки уровня заинтересованности вопросом финансового мошенничества. Метод — онлайн опрос по структурированной анкете. Объем выборки — 383 респондента. Период сбора данных 1.11.2023–18.01.2024 г. Задан ряд вопросов по теме заинтересованности темой финансового мошенничества [3].
Результаты опроса.
Возрастная структура опрашиваемых: 1,8 % респондентов до 12 лет, 13 % — от 12 до 17 лет, большая доля опрашиваемых — 53,6 % — наиболее финансово активная часть населения, люди от 18 до 30 лет и 10 % — от 31 до 45 лет, 3,6 % — старше 46 лет.
На вопрос: «Часто ли вы пользуетесь онлайн платежами?» подавляющее большинство, а именно 73,2 % ответили, что пользуются «постоянно»; 23,2 % пользуются «время от времени»; 5,4 % — «редко», ответ «никогда, предпочитаю другие варианты расчетов» не дал никто — 0 % респондентов (рис. 1).
Рис. 1. Результаты опроса. Вопрос «Часто ли вы пользуетесь онлайн-платежами?» [3]
Уверенно ответили, что знают об уловках финансовых мошенников 89,3 % опрошенных, 10,7 % «что-то слышали». 50 % респондентов считают, что никогда не общались с социальным инженером, 25 % общались, 28,6 % не знают такого понятия, как «социальный инженер».
Никогда не попадались на уловки финансового мошенника 62,5 % выборки, при этом, 23,2 % знают о таких случаях, произошедшими с людьми из своего окружения (родственники, знакомые); а 16,1 % попадались сами (рис.2).
Рис. 2. Результаты опроса. Вопрос «Попадались ли вы на удочку финансового мошенника» [3]
На вопрос: «Приходилось ли Вам терять сбережения после общения с социальным инженером?», подавляющее большинство анкетируемых (94,6 %) ответили, что нет. Суму до 10 000 руб. потеряли 71,1 % опрошенных (или люди из окружения), от 10 000 до 100 000 руб. — 13,2 %, 15,8 % потеряли более 100 000 руб. (рис 3).
Рис. 3. Результаты опроса. Вопрос «Какую суммы вы (ваши знакомые потеряли)» [3]
Таким образом, анализ информации из открытых источников и онлайн опрос, по структурированной анкете подтвердил актуальность проблемы заинтересованности вопроса финансового мошенничества.
Исходя из анализа источников информации по теме исследования вывели общее понятия «финансовое мошенничество» и «социальный инженер». Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения. Социальные инженеры — это специалисты, которые умеют манипулировать другими. Чаще слышим о тех социальных инженерах, которые с помощью психологических приемов выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету [1].
Распространенные уловки социальных инженеров.
В рамках исследования уделяли внимание преимущественно тем схемам, целевыми жертвами которых выступают именно дети и молодые люди. Среди актуальных на сегодня выделим следующие.
1) Вызвать доверие / сильную эмоцию, запугать потерей денег. Социальные инженеры представляются приятелем, родственником, сотрудником банка, налоговой, военкомата или другой официальной организации. Для внедрения в доверие заранее собирают информацию о жертве при помощи фишинговых сайтов, купленных информационных баз, из социальных сетей. Данной информации не хватит, чтобы украсть деньги, но достаточно, чтобы начать разговор, стать «виртуальным другом» и усыпить бдительность.
Мошенники, чтобы втереться в доверие к несовершеннолетним, сидят на тематических форумах. Пользуясь доверием, выманивают данные карт, карт родителей, вовлекают молодых людей в совершение экономических и иных преступлений. Злоумышленники активно орудуют в социальных сетях и мессенджерах, взламывают аккаунты и рассылают по спискам контактов просьбы срочно перевести деньги, или присылают ссылку на вредоносный ресурс.
2) Заманить выигрышем, легким заработком. Данные схемы наиболее часто по статистике работают для юных и молодых людей, желающих заработать быстро и без особого труда. Предлагается заработать на заполнении анкет, прохождении тестов за денежное вознаграждение; получить выигрыш от участия в конкурсе, лотерее на страницах социальных сетей блогеров.
Злоумышленники привлекают молодых людей, несовершеннолетних к переводу денег со счета на счет за процент, выдавая за легальный заработок, а по сути, вовлекая в мошеннические схемы отмывания денег (грозит уголовной ответственностью).
3) Использовать желание играть в компьютерные игры. В денном сегменте злоумышленники предлагают конвертировать игровой результат в реальные деньги; предлагают услуги по обходу территориальных ограничений, установленных некоторыми игровыми сервисами, выманивая деньги с карты или внедряя вредоносный софт; создают фишинговые магазины онлайн игр. Предлагают участвовать в «инвестиционных онлайн играх», которая работает по принципу обычной финансовой пирамиды: мошенники собирают деньги и требуют приводить новых участников для бонусов, потом исчезают.
4) Использовать громкие информационные поводы: пандемия, уход компаний с российского рынка, мобилизация, повышение налогов, выборы, пр. Мошенники рассылают под видом повесток военкоматов, платежных требований от налоговой и пр. вредоносные программы, используемые для кражи документов и личных данных.
5) Восстановить справедливость. Попавшись однажды, жертва находится в списке потенциально возможных жертв и далее, на основании психологической предрасположенности. Мошенники могут предложить помочь вернуть украденное, или наказать преступника, т.д. далее по известной схеме.
6) Фишинговые письма, сайты, фейковые интернет-магазины популярных среди молодежи товаров, требование вернуть деньги «по ошибке» перечисленные на счет, прочее.
Следует отметить, что мошенники постоянно следят за современной ситуацией и видоизменяют формы мошенничества в соответствии с актуальными возможностями мошеннической наживы.
В результате, можно сделать следующие выводы.
Проведен анализ открытых источников и опрос по теме исследования, которые подтвердили актуальность проблемы. Большинство респондентов знают о финансовых махинациях и социальных инженерах, при этом реально сталкивались с угрозой финансового мошенничества так или иначе.
Выведены понятия «финансовое мошенничество», «социальный инженер».
Исследованы актуальные уловки и схемы финансовых мошенников, направленные в первую очередь именно на молодых людей и несовершеннолетних. Среди которых: вызвать сильную эмоцию, втереться в доверие, заманить легким заработком, выигрышем, фишинговые письма, сайты, но-лайн игры, инвестиционные игры, прочее. Список уловок постоянно меняется под влиянием современных тенденций.
На основании проведенного исследования собран материал и разработан макет мастер-класса для учеников 7–10 классов, который планируется проводить в школе.
Разработана концепция и макет телеграм-канала.
Перспективы результатов проекта:актуализация и проведение мастер-класса по теме среди учеников средней и старшей школы; запуск, рост охвата и поддержание телеграмм-канала для целевой аудитории.
Литература:
- Меры защиты финансового рынка. Противодействие недобросовестным практикам // Банк России URL: https://www.cbr.ru/faq/pnp/?utm_source=w&utm_content=page
- Мошенники в 2023 году украли у клиентов банков в среднем 13,5 тысячи рублей // РИА Новсти URL: https://ria.ru/20240214/moshenniki-1927212915.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile %D1 %8D
- Анкета. URL: https://docs.google.com/forms/d/16JFerEPA3fXPl6Cy6YrRSeI5YOO9M0p77Dvj2Gn-dkA/edit