Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Проценко, М. А. Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте / М. А. Проценко, О. Н. Сакина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4474/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлено, что подростки, у которых выявлен безопасный тип привязанности имеют позитивную Я-концепцию без выраженных искажений в её эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах, а также адекватную самооценку, позволяющую трезво оценивать собственные возможности. Подростки, с выявленными небезопасными (амбивалентным, дезорганизованным и тревожно-избегающим) типами привязанности имеют негативную Я-концепцию, некоторые искажения в её эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах, тенденцию к заниженной самооценке.

Ключевые слова: привязанность, тип привязанности, Я-концепция, самоотношение, подростки.

Находясь в социуме, человек неизменно вырабатывает некоторые модели поведения, которые, в свою очередь, начинают формироваться ещё с глубокого детства, когда ребенок только знакомится с окружающим миром и учится анализировать полученную информацию. От окружающих людей он перенимает знания о мире, запоминает ситуации и явления, заставляющие действовать в моменты сильного эмоционального напряжения или же, наоборот, в моменты спокойствия. То есть, модель поведения — это произвольное (сознательное, намеренное) включение человеком нужного состояния, отыгрыш «роли» для решения конкретной жизненной задачи. Именно на основе модели поведения человек создает стандарты, нормативы реагирования, действий и оценок в различных ситуациях .

Важным следствием здесь является то, что независимо от того, чувствует ли себя человек комфортно или нет, во взаимоотношениях может присутствовать частичное отражение привязанности из раннего детства. Ожидания, убеждения, правила или сценарии поведения и мышления, которых придерживается уже взрослый человек, исходят из детства, опыта заботы о нем. Как только он начинает развивать подобные ожидания, то начинает стремиться к поиску межличностных переживаний, согласующихся с этим опытом; воспринимает окружающих людей через призму, окрашенную этими убеждениями.

В связи с этим была сформулирована цель настоящего исследования: выявление особенностей Я-концепции подростков с разными типами привязанности.

Материалы и методы. Исследование, в котором приняли участие 30 старших школьников в возрасте 16–19 лет, проводилосьвянваре 2024 года на базе МБОУ СОШ «Школа № 34» (г. Нижний Новгород).

В качестве материала исследования были использованы публикации в научных журналах, в той или иной мере затрагивающие тему исследования. Поиск подходящего материала осуществлялся в научной электронной библиотеке cyberleninka.ru.

В качестве методов исследования были использованы такие теоретические методы как анализ, сопоставительный анализ.

Диагностика типов привязанности и параметров Я-концепции при помощи следующих методик:

  1. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева.
  2. Тест-опросник на определение типа привязанности Криса Фрейли.

Результаты и обсуждение. Итак, среди подростков безопасная и тревожная привязанности оказались самыми распространёнными — 44 % (13 чел.) и 33 % (10 чел.) соответственно; избегающий тип имеет среднюю представленность — 13 % (4 чел.), а тревожно-избегающий — наименее распространён — 10 % (3 чел.).

Далее с целью выявления особенностей Я-концепции проанализируем результаты в группах с различными типами привязанности. Их вы можете увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Процентные доли лиц с различной выраженностью параметров самоотношения

Параметры самоотношения /

тип привязанности

Надёжный

Амбивалентн.

Дезорганизов.

Тревожно-избегающий

Ярко

выр.

Слабо выр.

Ярко

выр.

Слабо выр.

Ярко

выр.

Слабо выр.

Ярко

выр.

Слабо выр.

Самоуважение

45 %

14 %

27 %

43 %

9 %

43 %

18 %

Аутосимпатия

45 %

50 %

27 %

17 %

9 %

17 %

18 %

17 %

Ожидание + отношения

43 %

43 %

29 %

21 %

14 %

14 %

14 %

21 %

Самоинтерес

35 %

100 %

29 %

18 %

18 %

Отношение других

70 %

50 %

30 %

30 %

67 %

33 %

Самоуверенность

64 %

25 %

18 %

38 %

9 %

13 %

9 %

25 %

Самопринятие

58 %

25 %

25 %

25 %

17 %

50 %

Саморуководство

58 %

67 %

25 %

33 %

17 %

Самообвинение

25 %

64 %

50 %

9 %

8 %

9 %

17 %

18 %

Самоинтерес

40 %

75 %

40 %

13 %

10 %

10 %

13 %

Самопонимание

57 %

17 %

14 %

50 %

7 %

33 %

21 %

У школьников, с выявленным безопасным типом привязанности наиболее выраженными оказались параметры самоотношения, направленные на их собственное Я, а также понимание себя — как личности. Это самоинтерес (75 %), самоуверенность (64 %), самопринятие (58 %), саморуководство (58 %) и самопонимание (57 %). К тому же, в данной группе слабо выражены параметры, отвечающие за негативное отношение к самому себе и ожидание негативной оценки себя от окружающих — самообвинение и др.

В группе с амбивалентным типом привязанности наиболее широкое распространение получили параметры, связанные с высокой мерой близости к самому себе. Перечислим их: самоуважение (27 %), аутосимпатия (27 %) — самоинтерес (69 %), отношение других (30 %), самопринятие (25 %), саморуководство (25 %), самообвинение (40 %). При этом мало распространён самоинтерес и ожидание положительного отношения к себе, а также — самообвинение.

Для подростков с дезорганизованным типом привязанности характерными особенностями самоотношения можно назвать самоуважение (9 %), аутосимпатия (9 %), самоинтерес (28 %), самоуверенность (9 %), самопонимание (7 %). То есть, им свойственна высокая степень независимости, самодостаточности. Примечательно, что одновременно с этим, достаточно выраженными являются тенденции к самообвиненению, некоторая враждебность к собственному «Я» и низкая степень аутосимпатии. Отметим, что полученные результаты несколько расходятся с теоретическими положениями, характеризующими избегающий тип как имеющий, по большей части, позитивную Я-концепцию. Вероятно, это может быть связано с возрастными особенностями респондентов, ведь Я-концепция в подростковый период нестабильна, претерпевает значительные изменения и часто имеет негативную окраску.

Среди школьников с выявленным тревожно-избегающим типом привязанности наиболее распространены самоуважение (18 %), самоинтерес (28 %), отношение других (67 %), самопонимание (21 %). Также для них характерным является отсутствие ожидания к себе положительного отношения, невысокая степень самоуважения и самопонимания.

Заключение. Входе исследования, проведённого среди старших школьников, удалось установить, что:

– подростки, у которых выявлен безопасный тип привязанности имеют позитивную Я-концепцию без выраженных искажений в её эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах, а также адекватную самооценку, позволяющую трезво оценивать собственные возможности.

– подростки, с выявленными небезопасными (амбивалентным, дезорганизованным и тревожно-избегающим) типами привязанности имеют негативную Я-концепцию, некоторые искажения в её эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах, тенденцию к заниженной самооценке.

Соответственно, подростки с различными типами привязанности имеют определённые особенности Я-концепции: неадекватная — сниженная или завышенная самооценка при ненадёжных типах привязанности и адекватная при надёжном типе привязанности. В целом же, можно сделать вывод о том, что у подростков с безопасным типом привязанности более позитивная Я-концепция, чем у подростков с ненадёжными типами привязанности.

Литература:

  1. Бернс Р. Что такое Я-концепция [WWW-документ] URL: http://www.nsu.ru/psych/bits/burns0.htm
  2. Боулби, Дж Привязанность / перевод с английского Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской [Электронный ресурс] // Библиотека персонального сайта Николая Козлова. — 2003
  3. Долгова, В. И., Кошелева, А. А. Феномен «Я-концепция» подростка [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета — 2016. — № 7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-ya-kontseptsiya-podrostka
  4. Махалова, В. Р., Краснощеков, В. О. Удовлетворенность собой у подростков 15–16 лет с разными типами привязанности [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. — 2023. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-soboy-u-podrostkov-15–16-let-s-raznymi-tipami-privyazannosti/viewer
  5. Рыжова, О. Б. Определение эмоционального благополучия и его соотношение с типами привязанности [Электронный ресурс] // Мировая наука. — 2021. — № 8(53). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-i-ego-sootnoshenie-s-tipami-privyazannosti
  6. Хмелевская, О. Е., Дмитриева, О. Б. Взаимосвязь я-концепции с типами привязанности у молодежи [Электронный ресурс] // Киберленинка. — 2022. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-ya-kontseptsii-s-tipami-privyazannosti-u-molodezhi?ysclid=lv5cm74hw7648757674


Похожие статьи

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов

В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрас...

Связь личностной зрелости и активности в социальных сетях

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования на тему связи личностной зрелости и уровня активности в социальных сетях. В исследовании приняли участие 39 человек в возрасте от 18 до 27 лет. На основании полученных результатов был...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Самоотношение женщин с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения женщин с различным уровнем удовлетворённости жизнью. Эмпирическое исследование, проведённое среди женщин в возрасте от 25 до 35 лет, показало, что высокий уровень удовлетворённости жизнью связан с по...

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Похожие статьи

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов

В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрас...

Связь личностной зрелости и активности в социальных сетях

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования на тему связи личностной зрелости и уровня активности в социальных сетях. В исследовании приняли участие 39 человек в возрасте от 18 до 27 лет. На основании полученных результатов был...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Самоотношение женщин с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения женщин с различным уровнем удовлетворённости жизнью. Эмпирическое исследование, проведённое среди женщин в возрасте от 25 до 35 лет, показало, что высокий уровень удовлетворённости жизнью связан с по...

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Задать вопрос