Статья посвящена понятию мышления, его классификации, основам тайм-менеджмента, исследованию взаимосвязи аналитического мышления и способности к рациональной самоорганизации времени. Благодаря изучению литературы выполнен анализ типологии мышления, понятия тайм- менеджмента. Актуальность работы заключается в важности информирования целевой аудитории — подростков 15–17 лет — о влиянии преобладающего типа мышления на способность к формированию навыков самоорганизации времени. Автором делается вывод о том, что между навыками тайм-менеджмента и аналитическими способностями существует следующая зависимость: чем больше доля участия дискурсивного мышления в жизни, тем выше успешность самоорганизации времени у обучающихся 10-го класса.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, самоорганизация времени, типы мышления, дискурсивное мышление, аналитическое мышление.
The article is devoted to the understanding of thinking, its classification, the basics of time management, and the study of the relationship between analytical thinking and the ability to rationally organize time. Through the analysis of literature and the typology of thinking, the concept of time management was explored. The relevance of this work lies in the importance of informing the target audience — teenagers aged 15–17 years — about the influence of their prevailing type of thinking on the ability to develop skills for self-organization of time. The author concludes that there is a relationship between time management skills and analytical abilities: the greater the proportion of discursive thinking in life, the higher the success in self-organization of time among students in the 10th grade.
Keywords: time management, self-organization of time, types of thinking, discursive thinking, analytical thinking.
В современном мире человечество всё чаще сталкивается с огромным количеством задач, а значит навык выполнять их быстро и качественно приобретает всё большую ценность. [1] По данным исследования, проведённого профессором факультета социальных наук НИУ «ВШЭ», темп современной жизни ускоряется с каждым днём. Это означает, что человеку в XXI веке жизненно необходимо уметь решать любые вопросы быстро. При этом нельзя терять собственную эффективность, т. е. пренебрегать здоровым образом жизни и оптимальным равновесием между отдыхом и работой. Это касается всего населения, независимо от возраста и социального слоя.
Был проведён опрос среди обучающихся 10-х классов двух образовательных организаций, в ходе которого была выявлена следующая статистика: проблема комфортной и эффективной организации своего дня возникает у 62 % учащихся, 68 % отмечают у себя низкую работоспособность, среднее количество сна в день составляет 5–6 часов, однако его качество в большинстве случаев не страдает: 64 % опрошенных не сталкиваются с нарушениями сна, качество питания и его регулярность также не коррелирует с нормой — 61 % обучающихся не следят за своим питанием. Говоря про здоровье: 70 % прошедших опрос не делают упражнения для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы или не занимаются спортом. Критерии данного опросника были выведены на основе работы А. С. Ромашенко и О. В. Савельевой «Негативные последствия быстрого темпа жизни для здоровья человека». [2]
По приведённым ранее причинам, а также по результатам опроса, рациональная организация своего времени является как никогда актуальной темой. Но несмотря на стремления к оптимальному расписанию дня, далеко не у всех это получается. Особенно это касается студентов и обучающихся старшей школы, ведь количество учебного материала и другие факторы создают существенную нагрузку на молодой организм. Для предотвращения подобных случаев стоит обратиться к тайм-менеджменту — набору навыков, стратегий и методов организации времени с целью эффективного использования временных ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Однако можно заметить, что мышление оказывает основное действие на появление и развитие данного навыка, так как анализ информации и её восприятие — задача человеческого мышления. Для развития рассматриваемого умения необходимо мыслить определённым образом — стратегически, чтобы предвидеть какое количество времени будет затрачено на то или иное действие. Далее разберёмся в понятии мышления и его типах.
Мышление в общем — это процесс, в рамках которого индивид или группа формирует представления, анализирует информацию, находит решение проблем и генерирует новые идеи. Оно играет ключевую роль в понимании окружающего мира, принятии решений и обучении.
Мышление подразумевает ряд следующих операций: анализ, синтез, систематизация, абстракция, конкретизация, обобщение, сравнение. Подробное описание ряда приводится в работе «Психофизиология и патопсихология мышления» И. В. Реверчука — доктора медицинских наук. [3]
Рис. 1
В рис. 1 приведены все типы мышления по определённой классификации. Наиболее интересным является распределение мышления по степени развернутости. Данная классификация основана на способности к глубокому анализу и развитию мыслей. Следуя этой характеристике, выделяют интуитивное и дискурсивное (аналитическое) мышление. Интуитивное предопределяется способностью воспринимать информацию, ссылаясь не на логически обоснованные суждения, а на ощущения, возникающие без каких- либо объяснений. Дискурсивное или аналитическое, напротив, предполагает использование логики, языка и размышлений для анализа и решения задач.
Теперь более подробно рассмотрим понятие тайм-менеджмента. Первичный его смысл закладывался в термине «стратегическое мышление», разработанном Анри Файолем в 1916 году. [4] Современная интерпретация понятия упоминалась ранее в статье; сам тайм-менеджмент имеет длинную историю возникновения и приобретения известного нам вида. Большой вклад в его развитие был внесён А. К. Гастевым, Ф. У. Тейлором, П. М. Керженцевым и др. [5]
Перейдём к практической части, которая была проведена с целью доказательства того, что ключевую роль в мыслительных процессах, происходящих в ходе использования технологий тайм-менеджмента, играет аналитическое мышление.
Для этого было проведено тестирование 19 обучающихся 10-х классов двух образовательных организаций. Тест включал в себя 2 части: первая составлена по VI субтесту теста Амтхауэра, вторая — по опроснику самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Ю. Мандриковой. Тест интеллекта Амтхауэра был разработан ещё во 2 половине 20 века. [6] Его предназначение — измерение уровня интеллектуального развития людей в возрасте от 13 до 61 года. Он включает в себя 9 субтестов, однако в тестировании использовался только VI субтест, т. к. ZR шкала наилучшим образом отражает непосредственное участие логики в мыслительном процессе. Опросник Мандриковой состоит из 25 вопросов, каждый из которых предназначен для оценки рассматриваемого явления по критериям: планомерность, целеустремлённость, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее. [7] Совмещая эти два теста, представляется возможным обнаружить прямую зависимость степени развития аналитических навыков и успехов в самоорганизации времени.
При проведении тестирования была выявлена следующая зависимость.
Представленная рис. 2 и 3.
Рис. 2
Рис. 3
На рис. 2 показатели обеих кривых, присущих одному респонденту, соответствуют друг другу. Исходя из этого утверждения, на нём показана динамика результатов первой тестовой части (см. кривую «Аналитические способности»), соизмеримая с показателями второй части (см. кривую «Самоорганизация времени»). Можно заметить, что обе кривые одновременно возрастают, поэтому из совокупности данных факторов имеем вывод 1.
Из вывода 1 следует, что между навыками тайм-менеджмента и аналитическими способностями существует зависимость. Из приведённого утверждения и ранее выведенного факта о дискурсивном типе мышления, отвечающем за применение аналитических способностей в мыслительном процессе следует, что чем больше доля участия аналитического мышления в жизни, тем выше успешность в тайм-менеджменте у учащихся 10-го класса. Из корреляции можно прийти к правомерному умозаключению.
Выводы
Между навыками тайм-менеджмента и аналитическими способностями существует следующая зависимость (вывод 1): чем больше доля участия аналитического мышления в жизни, тем выше успешность самоорганизации времени у учащихся 10-го класса. Представляется возможным сделать вывод 2: у обучающихся 10-го класса ключевую роль в мыслительных процессах, происходящих в ходе использования технологий тайм-менеджмента, играет аналитическое (дискурсивное) мышление.
Литература:
1. А. Б. Гофман «Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире» // Социологические исследования — 2017 г. — № 10 — С. 141–150
2. А. С. Ромашенко, О. В. Савельева «Негативные последствия быстрого темпа жизни для здоровья человека» // International Journal of Humanities and Natural Sciences [электронный ресурс]: международный информационный интернет журнал/Электронный журнал — 2019 г. — № 5–2 — С. 27–29 — Режим доступа: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2019/06/Mezhdunarodnyj-ZHurnal- 5–2.pdf
3. И. В. Реверчук — «Психофизиология и патопсихология мышления» // уч. пособие — 2016 г. — С. 15–16
4. А. А. Матвиевский «История тайм-менеджмента» // Молодой учёный. — [электронный ресурс]: — 2021 г. — № 32 (374) — С. 34–35 — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/374/83537/
5. М. А. Реунова «Тайм-менеджмент студента университета» // Учебное пособие — 2012 г. — С. 9–18
6. Р. Амтхауэр «Тест структуры интеллекта»» — [электронный ресурс]: https://z-cvr.ru/wp-content/uploads/Amthaujer_rudolf_struktury_intellekta.pdf
7. Е. Ю. Мандрикова «Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД)» // Психологическая диагностика — 2010 г. — № 2 — [электронный ресурс]: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/i41i2cox7a/direct/73401318.pdf