Возникновение и развитие литературного жанра ужасы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (81) июль 2024 г.

Дата публикации: 02.07.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Ходарева, Е. А. Возникновение и развитие литературного жанра ужасы / Е. А. Ходарева, О. П. Корявко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 7 (81). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/81/4583/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Ключевые слова : ужасы, Эдгар Аллан По, Говард Филлипс Лавкрафт, жанр, готический роман, литература.

Самое древнее и самое сильное чувство человека — страх.

Г. Ф. Лавкрафт

Наверное, каждый из нас хоть раз читал книгу, от которой кровь стынет в жилах. Ужасы — жанр литературы, который предназначен шокировать или даже напугать читателя. В настоящее время этот жанр все больше набирает популярность среди читателей по всему миру. Однако зародился он очень давно.

Родоначальником ужасов стал готический роман (от англ. gothic novel) — жанр художественной прозы, зародившийся в Англии во второй половине XVIII века. Для него характерна мрачная и таинственная атмосфера, а также присутствие сверхъестественного: призраки, монстры, зомби. Герои обречены, они часто сталкиваются с безумием, что усиливает ощущения страха. Термин связан с местом действия в произведениях — готические старинные замки, с множеством лестниц, с темными тайными комнатами и с пугающими предметами интерьера. Роман «Замок Отранто» Хораса Уолпола считается первым произведением в жанре готического романа. Последователями стали Радклифф, Смит, Льюис, Мэтьюрин, Шелли, Стокер.

Несмотря на то, что жанр ужасы появился из готического романа, между ними есть отличия: готический роман более оптимистичен, чем произведение ужасов, там всегда присутствует свет. У каждого героя есть возможность спастись и победить зло. В романе ужасов же центральным персонажем становится сам ужас.

Эдгар Аллан По

Эдгар Аллан По (1809–1849 гг.) американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, жизни и творчество которого неразделимы. Родился в Бостоне в семье бродячих артистов. После смерти родителей был усыновлен богатым торговцем Джоном Алланом. Новый статус позволил путешествовать и учиться в разных странах. Аллан По соприкоснулся с культурами, которые несомненно повлияли на него как на человека, так и на писателя. В 1827 году за свои деньги опубликовал свой первый поэтический сборник «Тамерлан и другие стихотворения». Он первым создал из готического романа новый жанр — детектив.

Основоположником детективов стало произведение «Убийство на улице Морг». Аллан По подарил всему миру первого сыщика — Огюста Дюпена, который стал прототипом знаменитого Шерлока Холмса. Рассказчик вместе с гениальным детективом — Дюпеном — расследуют двойной убийство. Применяя свои блестящие аналитические способности, сыщик с раскрывает преступление. «Убийство на улице Морг» отличается инновационной структурой рассказа, использованием символики и метафор для исследования сложных тем и идей, особым языком и стилем, создающими напряженную атмосферу.

Рассказ «Сердце-обличитель» также является значимым в творчестве писателя. В нем описано «идеальное» преступление. Герой-рассказчик убил старика, с которым жил в одном доме. Утверждая о своей вменяемости он в своем признании подробно описывает убийство и его причину — ненавистный глаз старика. Автор на протяжении всего рассказа подробно описывает возникавшую злобу. Существуют разные трактовки произведения. Самая обсуждаемая тема — неоднозначность отношений между героями. Рассказчик может быть слугой героя или даже его сыном. Поэтому глаз старика, возможно, символизирует родительский контроль и представления о хорошем и плохом, уничтожение глаза — убийство совести.

Новатор в области литературы ужасов, мистики и детективов, По создал темы и атмосферу, которые даже сейчас, более полутора веков спустя, действуют на нас все так же.

Говард Филлипс Лавкрафт

Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель, журналист. Родился в 1890 году. Когда Лавкрафту было 2 года, его отец попал в психическую больницу и умер там от сифилиса. Говард Лавкрафт вместе с матерью жили в доме дедушки и бабушки по отцовской линии. Большое влияния на Лавкрафта оказывал его дедушка. Он рассказывал страшные истории собственного сочинения, учил ценить литературу. Также Лавкрафт мог подолгу находиться в библиотеке дедушки. Его любимая книга — «Тысяча и одна ночь». Бабушка умерла, когда Говарду было 5 лет, это события его сильно потрясло и после этого начали мучить ночные кошмары, позднее отразившиеся в его творчестве. В страшных снах его преследовали существа с перепончатыми крыльями, которых он называл «Ночными призраками». Говард Лавкрафт стал родоначальником хоррора, наполнил свои произведения зомби, загадочными чудовищами. Он оставил богатое наследие, самые известные — «Мифы Ктулху».

«Мифы Ктулху» — целая литературная вселенная, созданная Лавкрафтом и позже дополненная его последователями. В основе мифов лежат инопланетные существа, древние боги, запретные книги. Важная часть — создание сверхъестественного ужаса, непонятного для человека. Люди с ограниченным восприятием сталкиваются с аномальными явлениями. Литературный стиль Лавкрафта передает психологический страх, обрывочные факты, неясные намеки, над которыми можно бесконечно долго размышлять. Автор не указывает на что-то конкретное и предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. Все это лежало в основе его философии — Космицизм.

Лавкрафт придумал свою мифологию, но не объединял свои произведения. Именно Август Дерлет — его друг — ввел термин «Мифы Ктулху», упорядочил вселенную Лавкрафта и дописал незаконченные произведения. Позже издавал его последователей.

Произведения Лавкрафта отделяют в отдельный поджанр — «Лавкрафтовские ужасы». Он вывел ужасы на новый уровень, сделав их экзистенциальными. От его кошмаров невозможно спастись и скрыться. По сравнению с ними человек кажется ничтожным.

Нельзя переоценить вклад в развитие литературы ужасов Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта. Их с уверенностью можно отнести к числу наиболее примечательных представителей американской литературы XIX века. Они открыли новы пути в литературе нашим современникам.

На данный момент литература ужасов разнообразна и включает в себя множество поджанров, но объединяет их единственная задача — страх.

Литература:

  1. П41 Безумие любви и смерти / Э. А. По: [пер. с англ. К. Д. Бальмонта, пер. предисловия и послесловия с англ. А. А. Липинской;]. — М.: Издательство «Омега-Л»: METAMORPHOSES, 2022. — 184с.
  2. П41 Страшные рассказы / Э. По; [пер. послесловия с фр. В. М. Липки; пер. с англ. К. Д. Бальмонта и др.]. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — 224с.
  3. https://lit-gothic.livejournal.com/2184.html
  4. https://bigenc.ru/c/goticheskii-roman-fa3718?ysclid=lxyh02lzew122650354
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мифы_Ктулху
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лавкрафт,_Говард_Филлипс
  7. https://gallerix.ru/news/lit/202303/zamok-otranto-goraciya-uolpola/
  8. https://lewisforemanschool.ru/projects/articles/mysteriousaspectsofedgaallanpoeswork


Ключевые слова

литература, готический роман, жанр, ужасы, Эдгар Аллан По, Говард Филлипс Лавкрафт

Похожие статьи

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Изменения в понимании фантастического начиная с мифа и фольклора и до современных жанров фантастики

Настоящая статья сравнивает различные определения и подходы к определению фантастики на протяжении истории в попытке проследить эволюцию самого понятия «фантастическое» и как оно понималось людьми.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Прагматические особенности жанра антиутопии в подростковом романе Дж. Дэшнера «Бегущий в лабиринте»

Данная работа рассматривает подростковый роман Дж. Дэшнера с прагматической стороны. Рассматриваются особенности жанра антиутопии и также влияние этого жанра на подростковый роман.

Детектив как жанр художественной литературы

В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.

Экранизация как форма киноискусства

Изучен процесс экранизации. Выделены виды данного процесса и их особенности. Рассмотрены наиболее экранизируемые жанры, их особенности и наиболее удачные примеры. Выявлено, что экранизация является новым феноменом.

Фразеологизмы: место в современном английском, применение в литературе разных периодов и современности

В статье авторы сравнивают роль фразеологизмов в произведениях начала XX и XXI веков, определяют их смысловую нагрузку, а также определяют место идиом в современном английском.

Особенности современного молодежного сленга

В данной статье представлен анализ и история понятия сленг, в частности молодежный сленг, с примерами его применения в современных литературных произведениях. Целью настоящего исследования было изучение история термина сленг и проследить его применен...

Черты южной готики на материале творчества Фланнери О’Коннор

В статье авторы пытаются характеризовать жанр южной готики на примере творчества Фланнери О’Коннор.

Похожие статьи

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Изменения в понимании фантастического начиная с мифа и фольклора и до современных жанров фантастики

Настоящая статья сравнивает различные определения и подходы к определению фантастики на протяжении истории в попытке проследить эволюцию самого понятия «фантастическое» и как оно понималось людьми.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Прагматические особенности жанра антиутопии в подростковом романе Дж. Дэшнера «Бегущий в лабиринте»

Данная работа рассматривает подростковый роман Дж. Дэшнера с прагматической стороны. Рассматриваются особенности жанра антиутопии и также влияние этого жанра на подростковый роман.

Детектив как жанр художественной литературы

В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.

Экранизация как форма киноискусства

Изучен процесс экранизации. Выделены виды данного процесса и их особенности. Рассмотрены наиболее экранизируемые жанры, их особенности и наиболее удачные примеры. Выявлено, что экранизация является новым феноменом.

Фразеологизмы: место в современном английском, применение в литературе разных периодов и современности

В статье авторы сравнивают роль фразеологизмов в произведениях начала XX и XXI веков, определяют их смысловую нагрузку, а также определяют место идиом в современном английском.

Особенности современного молодежного сленга

В данной статье представлен анализ и история понятия сленг, в частности молодежный сленг, с примерами его применения в современных литературных произведениях. Целью настоящего исследования было изучение история термина сленг и проследить его применен...

Черты южной готики на материале творчества Фланнери О’Коннор

В статье авторы пытаются характеризовать жанр южной готики на примере творчества Фланнери О’Коннор.

Задать вопрос