В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.
Ключевые слова : правовое просвещение, правовое сознание, правовая профилактика, правовая культура, правовое мышление, правовая помощь.
В настоящее время считаю необходимой активную пропаганду правового просвещения молодежи, что связано с ее современной трансформацией в активно развивающемся российском обществе. Успешная модернизация современной правовой системы не могла не отразиться на формировании правовых установок у молодежи и вызвала необходимость проводить правовую воспитательную работу с молодежью, прививая ей посылы на право- и законопослушное поведение. Это важно потому, что именно современная молодежь будет в скором времени «двигателем» российского общества.
Конечно, не все представители молодежи позитивно воспринимают данные правовые установки, а некоторые откровенно избегают и даже отрицают их. Но государство и в отношении таких лиц должно продолжать работу по их правовому просвещению, обеспечению их правовым образованием, правовой помощью, правовой культуры и мышления. Всего этого возможно достичь при работе с молодежью лишь развивая у них знания о праве, законных правах и интересах детей и подростков; уважение к закону; формирование «привычки» правового поведения.
Я думаю, что правовое просвещение должны активно проводить образовательные организации, при этом учитывая, что важно формировать у молодежи не только правовые знания, но и правильные ценности (например, патриотические). Я считаю, что только в таком случае дети и подростки будут уважать закон и считает его нормы единственно верным путем применения в любой жизненной ситуации.
В качестве примера развития патриотических ценностей хочется привести такую позицию молодёжи Орловской области, которая сложилась в моем регионе в настоящее время, когда при атаке силами ВСУ приграничной к нашей Курской области в Орловскую область приехали более 1500 беженцев и были объявлены сборы гуманитарной помощи. Жители Орловской области активно откликнулись на этот призыв и на пункты ее сборов гуманитарной помощи были приглашены волонтеры из Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (Далее — РДДМ), которые оказали помощь в фасовке и сортировке гуманитарного груза, работая ежедневно на этих пунктах в несколько рабочих смен [1].
Однако нельзя не сказать и о том, что не все дети и подростки готовы беспрекословно следовать нормам закона, отдельная их часть может эти нормы вообще игнорировать и не соблюдать в своей ежедневной жизни. Для устранения таких явлений важно в образовательных организациях не только «сухо» в форме лекций рассказывать о нормах права и правосознании, а проводить для них различные мероприятия правового характера. К примеру, в настоящее время активно развивается информатизация общества, что дает возможность для формирования правильных правовых установок и дает возможность проводить занятия через информационную сеть Интернет с другими образовательными учреждениями как города, так и страны в целом, что дает возможность почерпнуть интересный опыт по просвещению молодежи в области права.
В настоящее время дети и молодежь, знакомясь на учебных занятиях с правовыми нормами, с большим желанием стремятся изучить свои права и возможности их защитить, интересуясь активно такими своими правами как «право на жизнь», «право на свободу», «цифровые права» и другими, при этом забывают об обязанностях, которые определяют совершать определенные действия, как в пользу государства, так и конкретных лиц. Также при этом подростки не спешат знать, как уважать права своих сверстников и «возрастных» лиц, что приводит к выводу о том, что современная молодежь не в полной мере усматривает возможность соотнесения таких категорий как «право» и «ответственность».
Нельзя не упомянуть и тот факт, что правовое сознание современной молодежи, формируясь в условиях рыночной экономии, показывает критический уровень действенности права, т. к. многие подростки считают, что их права не защищены или защищены частично. Это связано с тем, что молодые люди ставят соблюдение закона в зависимость от: правового поведения представителей власти («если они не соблюдают, то значит и мне не нужно»), от соответствия законов принципам справедливости («не так важно, что соответствуют ли поступки людей нормам закона или нет — главное, чтобы эти поступки были справедливыми») [2, с. 112].
Для устранения такого «перекоса» в правосознании молодежи администрации образовательных организаций необходимо приглашать на занятия представителей правоохранительных органов, которые наглядно на ряде практических примеров из богатого профессионального и житейского опыта расскажут о направлении борьбы с преступностью, о профилактике правонарушений и преступлений, тем самым формируя у них «позитивное правовое сознание». В частности, можно привести «живой» практический пример, когда представители Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова посетили в рамках «правовых часов» МБОУ-школу № 23 г. Орла, где с обучающимися затрагивались темы наступления ответственности за террористические акты, об использовании мошенниками детей в корыстных и противоправных целях, в частности распространения наркотических средств бесконтактным методом.
При наличии правового мышления ребенок или подросток уже на вряд ли будет подвержен наркомании или алкоголизму, а также влиянию из вне (например, сеть Интернет). В настоящее время на подростков активно влияет Интернет, бесконтрольное использование которого приводит к психологическим нарушениям, преждевременному взрослению, восприятию лишней, зачастую негативно окрашенной информации [3, с. 57], вызывающей расстройство личности, неприязненному отношению к окружающим, приобщению к сомнительным группам [3, с. 57] (например, группы в социальной сети #СинийКит; #ТихийДом; #ЯвИгре, нашедшие своё распространение в 2016 году и склоняющие к самоубийствам) и, что самое страшное, к совершению в дальнейшем преступлений. В качестве яркого примера можно указать и на факты информации, поступавшие в сеть Интернет после террористического акта, произошедшего 22 марта 2024 года в Крокус Сити Холле и унесшего жизни множества людей, с призывами к несовершеннолетним готовить и совершать подобные террористические акты уже в своих городах.
Кроме того, сейчас часто в средствах массовой информации говорится об идеологии молодежного терроризма и экстремизма, но я считаю, что хороших позитивных правовых мероприятий, проводимых с детьми и молодежью в этом ключе намного больше. Например, можно вспомнить Всероссийский правовой диктант, волонтёрские и добровольческие движения, которые уделяют также внимание развитию правового просвещения и правосознания молодежи и дают возможность проявить свои знания в юридической плоскости.
Также, например, в рамках Акселератора Движения Первых #ВПРАВЕ подростки смогут создать и защитить свой проект в сфере юриспруденции. Данная проектная инициатива для подрастающего поколения была организована РДДМ, Молодежным движением, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Университетом «Синергия». В рамках данного мероприятия, созданного по инициативе юристов-практиков, ученых, государственных и общественных деятелей, для детей и молодежи активно внедряется правовое просвещение и проводится пропаганда права. Кроме того, например, в Краснодаре ежегодно для молодежи проходит проект «Почувствуй себя юристом», который направлен на повышение уровня правовой грамотности населения и имеет своей целью познакомить молодежь Краснодарского края с основами правовых знаний, для того чтобы они могли решать текущие вопросы в области права, возникающие в повседневной жизни.
Подводя вывод выше сказанному, хочется отметить, что современное российское общество и государство должно ставить перед собой четкую задачу по формированию позитивного правового сознания молодежи через его правое просвещение и координации усилий в этом направлении образовательных организаций и семьи, призванных осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие на представителей молодого поколения. Кроме того, считаю немаловажной в формировании правового просвещения подрастающего поколения и роль СМИ, которые могут распространять доступные информационные материалы правового характера, необходимые для развития правосознания современной российской молодежи.
Литература:
- https://vk.com/mypervieorel
- Самыгин П.С, Попов М. Ю., Самыгин С. И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 112–128
- Чаплыгина В. Н., Иванюшин Д. В. Особенности расследования уголовных дел по преступлениям, связанным с суицидальными действиями несовершеннолетних при использовании ими социальных сетей // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2020. № 1 (82). С. 56–64