Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (82) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Батраченко, А. А. Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения / А. А. Батраченко, И. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 8 (82). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/young/archive/82/4622/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Ключевые слова : правовое просвещение, правовое сознание, правовая профилактика, правовая культура, правовое мышление, правовая помощь.

В настоящее время считаю необходимой активную пропаганду правового просвещения молодежи, что связано с ее современной трансформацией в активно развивающемся российском обществе. Успешная модернизация современной правовой системы не могла не отразиться на формировании правовых установок у молодежи и вызвала необходимость проводить правовую воспитательную работу с молодежью, прививая ей посылы на право- и законопослушное поведение. Это важно потому, что именно современная молодежь будет в скором времени «двигателем» российского общества.

Конечно, не все представители молодежи позитивно воспринимают данные правовые установки, а некоторые откровенно избегают и даже отрицают их. Но государство и в отношении таких лиц должно продолжать работу по их правовому просвещению, обеспечению их правовым образованием, правовой помощью, правовой культуры и мышления. Всего этого возможно достичь при работе с молодежью лишь развивая у них знания о праве, законных правах и интересах детей и подростков; уважение к закону; формирование «привычки» правового поведения.

Я думаю, что правовое просвещение должны активно проводить образовательные организации, при этом учитывая, что важно формировать у молодежи не только правовые знания, но и правильные ценности (например, патриотические). Я считаю, что только в таком случае дети и подростки будут уважать закон и считает его нормы единственно верным путем применения в любой жизненной ситуации.

В качестве примера развития патриотических ценностей хочется привести такую позицию молодёжи Орловской области, которая сложилась в моем регионе в настоящее время, когда при атаке силами ВСУ приграничной к нашей Курской области в Орловскую область приехали более 1500 беженцев и были объявлены сборы гуманитарной помощи. Жители Орловской области активно откликнулись на этот призыв и на пункты ее сборов гуманитарной помощи были приглашены волонтеры из Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (Далее — РДДМ), которые оказали помощь в фасовке и сортировке гуманитарного груза, работая ежедневно на этих пунктах в несколько рабочих смен [1].

Однако нельзя не сказать и о том, что не все дети и подростки готовы беспрекословно следовать нормам закона, отдельная их часть может эти нормы вообще игнорировать и не соблюдать в своей ежедневной жизни. Для устранения таких явлений важно в образовательных организациях не только «сухо» в форме лекций рассказывать о нормах права и правосознании, а проводить для них различные мероприятия правового характера. К примеру, в настоящее время активно развивается информатизация общества, что дает возможность для формирования правильных правовых установок и дает возможность проводить занятия через информационную сеть Интернет с другими образовательными учреждениями как города, так и страны в целом, что дает возможность почерпнуть интересный опыт по просвещению молодежи в области права.

В настоящее время дети и молодежь, знакомясь на учебных занятиях с правовыми нормами, с большим желанием стремятся изучить свои права и возможности их защитить, интересуясь активно такими своими правами как «право на жизнь», «право на свободу», «цифровые права» и другими, при этом забывают об обязанностях, которые определяют совершать определенные действия, как в пользу государства, так и конкретных лиц. Также при этом подростки не спешат знать, как уважать права своих сверстников и «возрастных» лиц, что приводит к выводу о том, что современная молодежь не в полной мере усматривает возможность соотнесения таких категорий как «право» и «ответственность».

Нельзя не упомянуть и тот факт, что правовое сознание современной молодежи, формируясь в условиях рыночной экономии, показывает критический уровень действенности права, т. к. многие подростки считают, что их права не защищены или защищены частично. Это связано с тем, что молодые люди ставят соблюдение закона в зависимость от: правового поведения представителей власти («если они не соблюдают, то значит и мне не нужно»), от соответствия законов принципам справедливости («не так важно, что соответствуют ли поступки людей нормам закона или нет — главное, чтобы эти поступки были справедливыми») [2, с. 112].

Для устранения такого «перекоса» в правосознании молодежи администрации образовательных организаций необходимо приглашать на занятия представителей правоохранительных органов, которые наглядно на ряде практических примеров из богатого профессионального и житейского опыта расскажут о направлении борьбы с преступностью, о профилактике правонарушений и преступлений, тем самым формируя у них «позитивное правовое сознание». В частности, можно привести «живой» практический пример, когда представители Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова посетили в рамках «правовых часов» МБОУ-школу № 23 г. Орла, где с обучающимися затрагивались темы наступления ответственности за террористические акты, об использовании мошенниками детей в корыстных и противоправных целях, в частности распространения наркотических средств бесконтактным методом.

При наличии правового мышления ребенок или подросток уже на вряд ли будет подвержен наркомании или алкоголизму, а также влиянию из вне (например, сеть Интернет). В настоящее время на подростков активно влияет Интернет, бесконтрольное использование которого приводит к психологическим нарушениям, преждевременному взрослению, восприятию лишней, зачастую негативно окрашенной информации [3, с. 57], вызывающей расстройство личности, неприязненному отношению к окружающим, приобщению к сомнительным группам [3, с. 57] (например, группы в социальной сети #СинийКит; #ТихийДом; #ЯвИгре, нашедшие своё распространение в 2016 году и склоняющие к самоубийствам) и, что самое страшное, к совершению в дальнейшем преступлений. В качестве яркого примера можно указать и на факты информации, поступавшие в сеть Интернет после террористического акта, произошедшего 22 марта 2024 года в Крокус Сити Холле и унесшего жизни множества людей, с призывами к несовершеннолетним готовить и совершать подобные террористические акты уже в своих городах.

Кроме того, сейчас часто в средствах массовой информации говорится об идеологии молодежного терроризма и экстремизма, но я считаю, что хороших позитивных правовых мероприятий, проводимых с детьми и молодежью в этом ключе намного больше. Например, можно вспомнить Всероссийский правовой диктант, волонтёрские и добровольческие движения, которые уделяют также внимание развитию правового просвещения и правосознания молодежи и дают возможность проявить свои знания в юридической плоскости.

Также, например, в рамках Акселератора Движения Первых #ВПРАВЕ подростки смогут создать и защитить свой проект в сфере юриспруденции. Данная проектная инициатива для подрастающего поколения была организована РДДМ, Молодежным движением, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Университетом «Синергия». В рамках данного мероприятия, созданного по инициативе юристов-практиков, ученых, государственных и общественных деятелей, для детей и молодежи активно внедряется правовое просвещение и проводится пропаганда права. Кроме того, например, в Краснодаре ежегодно для молодежи проходит проект «Почувствуй себя юристом», который направлен на повышение уровня правовой грамотности населения и имеет своей целью познакомить молодежь Краснодарского края с основами правовых знаний, для того чтобы они могли решать текущие вопросы в области права, возникающие в повседневной жизни.

Подводя вывод выше сказанному, хочется отметить, что современное российское общество и государство должно ставить перед собой четкую задачу по формированию позитивного правового сознания молодежи через его правое просвещение и координации усилий в этом направлении образовательных организаций и семьи, призванных осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие на представителей молодого поколения. Кроме того, считаю немаловажной в формировании правового просвещения подрастающего поколения и роль СМИ, которые могут распространять доступные информационные материалы правового характера, необходимые для развития правосознания современной российской молодежи.

Литература:

  1. https://vk.com/mypervieorel
  2. Самыгин П.С, Попов М. Ю., Самыгин С. И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 112–128
  3. Чаплыгина В. Н., Иванюшин Д. В. Особенности расследования уголовных дел по преступлениям, связанным с суицидальными действиями несовершеннолетних при использовании ими социальных сетей // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2020. № 1 (82). С. 56–64


Похожие статьи

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Задать вопрос