В статье автор показывает самые простые методы экономии электроэнергии. Рассказывает, как можно сэкономить, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и демонстрирует опытный макет «Преобразователь энергии».
Ключевые слова: бережное отношение, электрическая энергия, экологическая культура, жизнь человека, метод проектов, проблема энергосбережения, окружающая среда, этапы проектов, задачи, участники образовательного процесса, энергоресурсы, преобразователь энергии.
Тип проекта: познавательный, научно-исследовательский, информационный, практико-ориентированный «Дети — идея — природа — полученный результат».
Участники проекта: дети, взрослые, родители.
Сроки реализации: краткосрочный, декабрь.
Направленность: социально-педагогическая, экологическая.
Этапы проекта: 1 этап: подготовительный, 2 этап: основной, 3 этап: заключительный.
Актуальность проекта. Современная жизнь невозможна без электричества. Оно окружает нас повсюду: дома, на улице, в школе и детских домах. Электроэнергия ‒ высочайшее достижение современной цивилизации. Она заменила свет керосиновых ламп и свечей на свет электрических лампочек, принесла в наш дом электронагреватели, кондиционеры, телевизор и радио, компьютер и интернет. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить энергоресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Ведь ограниченность энергетических ресурсов, негативное влияние на окружающую среду, связанное с её производством — все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать её производство.
Главенствующую роль в этом процессе занимает экологическое воспитание, привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам. Перед педагогами стоит важная задача воспитать новое поколение, которое будет понимать важность экономии энергоресурсов, ведь бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. Совместная работа над проектом:
— повысит интерес детей и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области;
— будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.
Описание проблемы. Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Как получить энергию, экономив полезные ископаемые планеты и не причиняя вреда окружающей среде. Энергосбережение — это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Чтобы энергосбережение стало осознанной необходимостью у людей нашей страны, мы должны с ранних лет говорить детям о том, что нужно беречь природные ресурсы.
Цель: расширение представление о происхождение энергии, воспитание у детей элементарной культуры энергосбережения с помощью создания модули «Преобразователь энергии».
Задачи: пропаганда энергосбережения;расширение знаний детей и их родителей о видах энергии;вовлечение ребенка и родителей в деятельность по практическому применению полученных знаний; создание возможностей для детской самореализации;создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии; развивать познавательный интерес детей в процессе деятельности, показать новизну работы, устанавливать причинно-следственную зависимость, учить умению делать выводы.
Ожидаемые результаты: мы уверены, что участники проекта научатся сами и поделятся своими знаниями с близкими: идеи сбережения электричества; энергосбережение ‒ это образ жизни, что может изменить в решении проблем всего Земного шара.
Первый этап — подготовительный: анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»;анкетирование других родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»;определение цели и задач ; создание необходимых условий для реализации проекта.
Второй этап — основной: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников об электричестве, его происхождении; ознакомление с предметным миром «Предметы, облегчающие жизнь человека в быту»; Ознакомление с предметным миром«Волшебное электричество»; просмотр мультфильмов «Фиксики-советы: осторожно,электричество!», «Экономьте электроэнергию!».
Последовательность работы: установление мотора 1, установление лампочки 1; фиксирование батареи, установление выключателя; соединение проводов в системе; включение системы 1 — свечение 1 лампочки; установление мотора 2, фиксация лампочки 2; стяжка резинок между двумя моторами; включение и освещение 2 лампочки .
Выводы: формирование первоначальных представлений: об электрическом токе и его роли в жизни человека; об энергии и энергоресурсах;
о необходимости бережного отношения к энергоресурсам; о простейших способах экономии электрической энергии; применение изученные правила эффективного энергопользования в быту; превращение энергии электрической энергии в механическую и обратно; создание новой модели; представление и демонстрирование продуктов творчества детей новой модели «Преобразователь энергии».
Этап — опытно-экспериментальная работа. Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Опытная деятельность
В результате проделанной работы мы смело можем сказать, что сегодня перед обществом стоит очень важная задача ‒ изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить нельзя. Но детям можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.
В поисках наиболее эффективных методов решения этой задачи мы остановились на методе проектов. Он способствует поддержке детской познавательной инициативы, развитию творческих и коммуникативных способностей, обеспечивает интеграцию образовательных областей и сочетание интересов всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Именно метод проектов даёт возможность в увлечённой активной совместной деятельности познакомить каждого участника с такими понятиями, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и приобщить детей к ценностям экологической культуры [1].
Наш опыт показал, что в силу наглядности мышления детей, результаты познания окружающего мира лучше всего реализуются в продуктивной деятельности и воплощается в реальные продукты. Поэтому мы решили итоговым продуктом поисково-исследовательской деятельности детей по проблеме энергосбережения сделать макет практико-ориентированной направленности. Макет многофункционален и его применение в работе может носить разноплановый характер. Он может служить как объектом, так и средством деятельности детей, даёт возможность обобщить и систематизировать знания детей и одновременно выступает, как способ формирования познавательного интереса, эстетических чувств и творческих способностей.
Литература:
- Зуева С. Е. Проект «Экономим энергию — бережем планету» / С. Е. Зуева // Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия педагогических знаний», ‒ Краснодар, Выпуск № 63, 2021 г., часть 5., С.48.
- Миронов А. В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Миронов, ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2024. ‒263 с.
- Котова, О. В. Исследовательский проект «Экономим электроэнергию — бережем планету» / О. В. Котова, И. В. Сторублева. — Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/663978???history=6&pfid=1&sample=4&ref=0 (дата обращения: 25.08.2024).