В последние годы во многих развитых странах мира при определении важнейших стратегических проблем развития цивилизации особое внимание уделяется принципу информатизации знаний, и Казахстан в том числе. Об этом свидетельствует политика государства в области образования в Казахстане. Особое место в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы в Казахстане занимает электронное обучение. Важно отметить, что электронные образовательные ресурсы сегодня широко применяется на всех уровнях образования. ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и данные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [1].
В связи с этим, в учебный план специальности 5В011100 — Информатика за последние годы введены две элективные дисциплины «Технология разработки ЭОР» и «Программирование в Macromedia Flash», которые позволяют приобрести компетенции по разработке современных электронных образовательных ресурсов.
В данной статье представлен ЭОР по изучению возможностей трехмерной графики в программе 3Ds max studio, созданный студенткой 4 курса специальности 5В011100 — Информатика.
Выбор темы «трехмерная графика» связан с тем, что в государственном образовательном стандарте среднего образования по предмету «Информатика и ИКТ» определены темы: понятие компьютерной графики, виды компьютерной графики, трехмерная графика, создание 3D объектов: создание моделей, преобразования, эффекты, конструированиеи т. д.
Для этой темы, как показано в таблице 1, в 10 классе по Информатике отведено 8 часов на изучение трехмерной графики и 4 часа на разработку проекта по «Моделированию 3D графики». За указанное количество часов пройти по системе 3D графики можно только «по верхушкам», поэтому созданный ЭОР позволяет углубить знания школьникам.
Для изучения возможностей трехмерной графики была выбрана система 3Ds max studio. В силу своих уникальных возможностей и доступности в освоении эта программа сегодня имеет наибольшее количество поклонников, как среди любителей, так и среди профессионалов. Пожалуй, осталось очень мало сфер деятельности человека, связанных с трехмерной графикой, в которых не используется 3ds Max. Ее активно применяют для создания игр и фильмов, в архитектуре и строительстве, в медицине и физике, а также во многих других областях. 3ds Max является наиболее сложным приложением и имеет достаточна сложный интерфейс.
Для начинающих сложность программы особенно может усложниться пугающим интерфейсом — выпадающие меню, панели, свитки и меню, всё будто создано, чтобы запутать. Знание английского языка и правильное использование модификаторов — это основные трудности в изучении 3Ds max. Изучение принципа работы 3ds max может занять какое-то время, и часто так получается, что те, кто освоил основной интерфейс, не догадываются о некоторых маленьких секретах, скрываемых в нём. Например, правильно подобранное освещение является одним из наиболее существенных факторов обеспечения реализма сцены при ее визуализации. Поэтому освещение сцены требует не меньших усилий, чем ее моделирование, ведь в большинстве случаев необходимо обеспечить реалистичный эффект.
Учебный ЭОР по изучению моделирования в системе 3Dx max studio предоставляет собой программный комплекс состоящих из нескольких частей (рис. 1).
Рис. 1. Содержание ЭОР
В теоретической части содержится информация из различных источников в виде текста с картинками. С помощью теоретического материала учащийся может освежить полученные знания или же узнать что-то новое для себя. Особенностью данного ЭОР является включение видеоряда в каждый раздел материала. В данном ресурсе использование видеоряда обусловлено тем, что только этот вид представления информации дал положительный результат при анализе. Видеоряд — это метод, который повышает интерес к изучаемому предмету, и дает возможность качественно улучшить свои результаты.
Рис. 2. Структура теоретической части
Обучающий модуль практических занятий включает в себя несколько примеров создания объектов. Этот раздел развивает логическое и творческое мышление, повышает познавательный интерес учащийся.
Рис. 3. Структура практического модуля
Модуль “проверки знаний” представлен различными видами тестовых заданий (тест опознание; тест различие; тест соотношение; тест подстановка; конструктивный тест и другие). Данный модуль позволяет проводить широкий спектр видов тестирования.
Рис. 4. Задание для тестирования знаний
Данный ЭОР создан в программной среде Аdobe Flash Professional, который позволяет в мультимедийной платформе создать векторные анимации и интерактивных приложений и в том числе игр, а также для интеграции видеороликов в веб-страницы. Данный ЭОР не только облегчают доступ к информации, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы учащийся был бы активным и равноправным его членом.
Литература:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы // Индустриальная Караганда. — 2010. — № 199–200. — С. 5–10.
- Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» // Казахстанская правда. — 2011. — 28 января. — С.1–6.
- Келли Мэрдок. Autodesk 3ds Max 2013. Библия пользователя = Autodesk 3ds Max 2013 Bible. — М.: «Диалектика», 2013. — 816 с
- Харьковский А.В «3ds Max 2010 на практике» Феникс, 2010. — 159 с».
- Е-обучение введут во все учебные заведения Казахстана //http://profit.kz/news/6699-E-obuchenie-vvedut-vo-vse-uchebnie-zavedeniya-Kazahstana
- Концепция системы электронного обучения на 2010–2015 годы //http://www.moodle.citpvl.k