В настоящее время существование современного человека является немыслимым без гаджетов.
Телевизоры уже способны передавать нашу реакцию на выступление артистов, современные фитнес-браслеты и смарт-часы могут показывать не только количество пройденных шагов или потраченных калорий, но и страхи, переживания, так как умеют измерять уровень стресса. Безусловно, это важно и для подростка, который постоянно находится под воздействием внешней среды и изменчивых внутренних переживаний. Кроме того, постоянный стресс ослабляет иммунную систему, что часто приводит к развитию болезней, которые уже есть внутри нашего организма, но постоянно подавляются иммунитетом.
Бесконечное выделение определенных гормонов стресса, нагрузка на надпочечники и другие органы, могут спровоцировать сахарный диабет, появление прыщей, выпадение волос, потерю веса, язву желудка, замедление восстановления тканей организма и костей.
Мы предполагаем, что гаджеты, используя уже имеющиеся программы для выявления стресса и дополняя их новыми сегментами программирования, могут помочь и детям в период подросткового возраста, когда человеку тяжело сохранять стабильное эмоциональное состояние. Наличие такого гаджета или встроенное программное обеспечение, в используемые обозначенной категорией людей, необходимо для сохранения/возвращения/поддержания стабильности психологического состояния, т. к. подростки — особенно уязвимая социальная группа, способная спонтанно совершать необдуманные действия и поступки. Гаджет для подростка мог бы определить стресс, помочь подростку переключить эмоцию или снизить степень его выраженности.
Ключевые слова: стресс, способы подавления стресса, современные гаджеты, программы, измеряющие уровень стресса, психолингвистический анализ.
Есть такая современная дисциплина, возникшая на стыке психологии и лингвистики — психолингвистика, которая занимается изучением речи человека, ее возникновения, передачи информации и функциональности. Всегда существует неразрывная и сложная связь между речью и человеком, она проявляется в одновременном сочетании мировоззрения, социальной необходимости, психических и внешних условий.
Отметим, что у каждого человека свои особенности восприятия и понимание той или иной информации. Также у всех людей уже есть какой-то конкретный и более удобный способ решения возникших проблем. Все это выражается с помощью особенностей человеческой речи.
Сама речь является социально обусловленным психологическим процессом использования языка в решении межличностных проблем. Также она помогает человеку решать проблемы, связанные только с самим собой, потому, что речь является средством мышления. Речь и мышление тесно связаны и не могут существовать друг без друга.
Слова, которые мы произносим, делятся на те, что несут основной смысл, и мы их выбираем вполне сознательно (это обычно глаголы и имена существительные), и служебные слова, которые помогают прояснить то, что сказано — они проскакивают в нашей речи бессознательно, и ими обычно оказываются местоимения, наречия и прилагательные.
В стрессе речь становится напряженной, значительное место в ней начинают занимать междометия. Наблюдаются повторы. Под его воздействием в речи увеличивается однообразие лексикона, происходит стереотипизация, упрощение, увеличивается количество ошибок, сообщение приобретает характер размытости и нецелостности, что, мы и наблюдаем в записях нашего главного героя (особенно в первой части произведения) и что, по нашему мнению, является следствием дестабилизации сознания в результате выраженного эмоционального напряжения.
Анализируя словоупотребление, можно было бы легко и вовремя отслеживать изменения в психологическом состоянии подростка. И с помощью гаджетов влиять на состояние используя базовые принципы преодоления стресса и опыт нашего героя.
Мы предлагаем ввести в гаджет следующие программы:
– в момент, когда эмоции берут верх над разумом подростка, можно предложить «приземлить эмоции». Игровая ситуация «Найди выход из лабиринта», где подростку можно было бы предложить несколько вариантов решения жизненной проблемы и «проиграть» последствия выбора, поможет включиться в осмысление жизненных ситуаций, находить причины, «проигрывать» последствия выбора.
– предложить способ выхода их кризиса: новое увлечение или музыку. Предлагается введение опции «включи музыку» или «выбери хобби»;
– помочь испытать эстетическое наслаждение посредством просмотра доброго фильма, прослушивания музыки, наслаждения видом картин;
– воздействовать на интерес и любознательность. Например, ввести познавательные уровневые квесты «По части узнай целое», «Как из мухи получился слон» (история изобретений)
– создать ощущение нужности, способствовать социализации подростка. Например, в программу ввести приложение «Ты нужен».
Обратим внимание на тот факт, что подростки испытывают стресс не реже, чем взрослые, а порой даже чаще. Это связано с их возрастными особенностями: в подростковом возрасте происходят серьезные изменения во всем организме ребенка — это период бурного неравномерного физического развития.
Особенности переживания стресса подростками было проанализировано на основе произведения Андрея Геласимого «Нежный возраст».
Было установлено, что в подростковом возрасте стремление к независимости становится едва ли не ведущим мотивом деятельности. Обычно используются внешние, демонстративные формы отстаивания независимости, такие, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Дерзость может проявляться не только в тоне и содержании речи, но и в использовании определенных речевых единиц.
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что психолингвистический анализ текста и речи заключается в том, что на основе анализа языковых единиц делается вывод о психотипе автора или персонажа, о его психическом и эмоциональном состоянии.
Анализируя словоупотребление, можно было бы легко и вовремя отслеживать изменения в психологическом состоянии подростка. Можно ввести в программу анализ речи, ее фонетического и синтаксического строя для определения уровня тревожности и агрессивности подростка и с помощью гаджетов влиять на состояние, используя базовые принципы преодоления стресса и опыт нашего героя.
Отметим, что в настоящее время есть необходимость совершенствования технологических программ для выявления (измерения) уровня напряжения и стресса подростков, как наиболее уязвимой социальной группы, а также влияния на их состояние некоторым способом. Например, апатию или утомление может снять мобилизующая и вдохновляющая музыка или электродное влияние на мозговые центры. При высоком напряжении — медитация, релакс и т. д. Так как и в одном и в другом состоянии человек, и особенно подросток, как правило, не занимается активным поиском самопомощи.
Литература:
- Бурмистрова Л. В. Прагматические характеристики веллеризмов // Гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 6–11.
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса/ Н. В. Водопьянова— СПб.: Практикум по психологии, 2009.— 568 с.
- Данилова 77 Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов н/Д: Феникс, 2022, 406 с.
- Ефимов А. И. Об изучении языка художественных произведений. М., 1952. С. 63.
- Калинина, Л. В. Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм / Л. В. Калинина // Молодой ученый. — 2018. — № 32(218). — С. 81–83
- Карцева, Ю. Б. Признаки стресса у детей. Помощь детям при стрессе / Ю. Б. Карцева // Вопросы педагогики. — 2022. — № 2. — С. 85–89.
- Коршунова, А. Н. Социально-психологические особенности стресса у подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 749–752.
- Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, 208 c
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.