Экологическое воспитание: уроки трагедии Аральского моря | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Актуальная тема исследования

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №9 (83) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, А. В. Экологическое воспитание: уроки трагедии Аральского моря / А. В. Меденцева, Х. М. Нуритдинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 9 (83). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/young/archive/83/4649/ (дата обращения: 20.12.2024).



Основной целью образования в Республике Узбекистан является воспитание гармонично развитой личности, способной ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, сохраняя при этом культурные и нравственные ценности, свойственные узбекскому народу. [4]

А добиться этого невозможно без экологического воспитания. Экологическое воспитание должно способствовать развитию интеллектуальной и духовной сферы общества во взаимоотношениях с природой, окружающей природой и людьми. Внимание к экологическим проблемам позволяет со школьной скамьи задуматься о сохранении среды обитания человечества, мира природы.

В Узбекистане активное участие в экологическом воспитании принимают общественные организации и неравнодушные активисты-блогеры. «Чаты, блоги, форумы, социальные сети, сайты, СМИ становятся не только источником новостей, но и позволяют наладить двустороннюю связь» [5] с активистами и волонтерами.

Проводимые в Республике Узбекистан государственные социальные программы, в том числе «Здоровое поколение», «Мать и ребенок», «Год здоровья», «Год социальной защиты», и другие, создали в нашей стране все условия для защиты социальных прав человека [3], права на здоровую окружающую среду. Однако в регионе все же существует нерешенная глобальная экологическая проблема.

Самой крупной глобальной экологической катастрофой в Центральноазиатском регионе стала трагедия Аральского моря. Она затронула судьбы более 62 миллионов человек, проживающих в Узбекистане и Казахстане, представляя собой угрозу для устойчивого развития региона, а также генофонду и здоровью больших социальных групп.

Когда-то Аральское море было одним из самых крупных водоёмов мира, красивейшей жемчужиной региона, уникальным природным явлением. И в течение жизни всего одного поколения это озеро оказалось на грани практически полного исчезновения. Это не могло не сказаться на всей экосистеме, что, в свою очередь, отразилось и на всех аспектах жизнедеятельности проживающего на территории Приаралья населения.

Площадь Аральского моря составляла 68,9 тыс. кв. км, объёмом воды — 1083 куб. км по показателям 1960 года. Озеро распростиралось на 426 километров в длину и 284 километров в ширину. Губина озера составляла 68 метров.

Прилегающие к озеру территории были регионом с уникальнейшим биоразнообразием: флора была представлена свыше 638 видами высших растений, среди обитателей фауны числился целый ряд редких животных, более 38 видов рыб, поголовье сайгаков доходило до одного миллиона.

В промышленных масштабах велась добыча рыбы. Каждый год объём улова составлял не менее 3035 тысяч тонн. Почти все жители Приаралья были так или иначе задействованы в рыбной промышленности: в рыбной ловле, в переработке рыбопродуктов, в транспортировке деликатесов населению. Более ста тысяч человек были заняты в сфере животноводства, птицеводства, сельского хозяйства. Все территория дельты двух крупнейших рек Центральной Азии представляла собой оазис с плодородными, хорошо орошаемыми почвами.

Огромный закрытый водоём выполнял важную климаторегулирующую функцию. В условиях резко- континентального климата Арал становился регулятором колебания погоды. Воздушные массы, вторгаясь в регион, в летнее время охлаждались над поверхностью моря-озера, а в зимний период акватория Арала обогревала воздух, и тем самым смягчала температурные скачки. Такая климатическая обстановка положительно влияла на развитие сельхозпроизводства, на условия проживания людей и на экологическую обстановку в целом.

Крупные масштабы катастрофа стала обретать в шестидесятые годы двадцатого века в результате непродуманного использования вод крупнейших рек региона — Сырдарьи и Амударьи, сток которых являлся гарантом получения Аральским морем около 56 кубометров воды. Другими факторами выступили ускоренная урбанизация, интенсивное освоение земель, демографический рост, возведение крупных ирригационных и гидротехнических сооружений.

Когда-то Аральское море было четвертым по величине озером мира. Неразумный забор воды в ирригационных целях стало причиной превращения четвертого по величине озера, прежде наполненное жизнью, в солевую пустыню, Ведь Амударья и Сырдарья обеспечивали почти весь приток воды в Арал.

В настоящее время Аральское море представлено тремя акваториями: Западный и Восточный бассейны Большого моря и Малое море на севере. Благодаря Кокаральской плотине Северное Аральское море еще накапливает стоки Сырдарьи, что приводит к распреснению воды, позволяющему постепенное восстановление ихтиофауны.

Гораздо опаснее ситуация в Большом Арале, где уровень воды стремительно снижается, что приводит к росту минерализации воды. Увеличение солености воды в Большом Арале привело к гибели ихтиофауны. Рыбный промысел в крупнейшем озере Центральной Азии прекратился в 1983 году. Сейчас в нём может выжить только солелюбивый рачок-артемия, который поселился в Арале в 1998 году.

Солевая песчаная пыль стала катализатором утери эндемических видов растений и животных в бывшем бассейне Арала, повлияла на исчезновение уникальных экосистем.

Многие ученые считают потерю Аральского моря безвозвратной. Но оптимизм внушает успешное восстановление северной части Аральского моря, которое демонстрирует, что до сих по значительные части этого уникального водоёма могут быть весьма продуктивными как в экономическом, так и экологическом плане.

Науке известно немало случаев, когда природа демонстрировала удивительную способность к восстановлению. Поэтому ученые не теряют надежду найти пути спасения и не оставляют попыток в поиске оптимальных путей. Есть уверенность в том, что в нашей стране ученые и волонтеры всегда будут на страже охраны здоровья населения и сохранения экологии.

Узбекистан — это страна с древней и великой историей, богатой и разнообразнейшей культурой, уникальными архитектурными памятниками, умными и гостеприимными людьми, которые по праву гордятся как своим прошлым, так и настоящим. [6] Главное — не останавливаться в поисках решения исправления ошибок прошлого, привлекать внимание общественности к экологическим проблемам, особое внимание уделяя экологическому воспитанию растущего поколения.

Литература:

  1. Бортник В. Н. Современные и прогнозируемые изменения гидрологических, гидрохимических и гидробиологических условий Аральского моря И Водн. Ресурсы. 1983. — № 5. — С. 3–16.
  2. Давлетов С. Р. Проблема Арала и Приаралья: вчера и сегодня // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 634–636.
  3. Меденцева Н. П. Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи //Образование и воспитание. — 2015. — №. 5. — С. 4–6.
  4. Меденцева Н. П. Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана //Педагогика высшей школы. — 2015. — №. 1. — С. 41–42.
  5. Меденцева Н. П. Влияние современных медиа на выбор методики обучения письменной речи //Проблемы и перспективы развития образования. — 2019. — С. 1–3.
  6. Меденцева Н. П. Значение литературных памятников для развития духовности и науки в Узбекистане //Journal of innovations in scientific and educational research. — 2023. — Т. 6. — №. 12. — С. 127–129.
  7. Миклин Ф., Аладин Н. В., Плотников И. С.,А. Смуров О., Жакова Л. В., Гонтарь В. И. Возможное будущее Аральского моря и его фауны // Вестник экологического образования № 2 (36) 2016. С. 16–37.


Задать вопрос