Музеефикация исторических памятников Туркестана | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №10 (84) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ералиева, С. Б. Музеефикация исторических памятников Туркестана / С. Б. Ералиева, А. Т. Ибраева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 10 (84). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/84/4639/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует перспективы музеефикации малоизученных исторических памятников города Туркестана.

Ключевые слова: памятник, культурное наследие, музеефикация.

Туркестан — один из старейших городов Казахстана и Средней Азии. Город упоминается в арабских источниках IV–ІХ веков под названием Шаугар. Арабский историк-географ аль-Истахри ибн Кордаубех в своих трудах отмечает: «Шаугар существовал до XI века, а с XI века стал именоваться городом Яссы» [1 с. 5]. Эти данные подтверждают современные ученые и археологи. Туркестан в средние века являлся крупным политическим и экономическим центром. Известно, что многие Караханидские правители были похоронены в данном городе, в частности, Отырарский правитель Ильяс Хан, а также Ахмет Яссауи родившийся в Туркестане, похоронен там же. После строительства мавзолея Яссауи в XIV веке, Туркестан стал религиозным центром всех тюркоязычных народов и получил название «Малая Мекка». Это предположение поддерживает востоковед, академик В. В. Бартольд. В XV веке Туркестан стал политическим и экономическим центром Сырдарьинского региона, а в 1598 году стал столицей Казахского ханства. Об этом свидетельствует захоронение казахских ханов вокруг мавзолея Яссауи. В Средние века Туркестан стал центром культуры и образования, а труды и проповеди исламских поэтов и ученых высоко ценились в культурной жизни города. Среди них Ахмет Яссауи и его ученики Сулейман Бакыргани, Ахмет Жуйнеки, Жусуп Баласагуни. Туркестан, который существует уже более 1500 лет, является отражением героизма и патриотизма. Священный Туркестан пережил множество военных вторжений, крупнейшими из которых были монголо — татарское и джунгарское нашествия. Со времен Средневековья до наших дней сохранились остатки таких городов Сырдарьинского региона, как Сыгнак, Сауран и Отрар. С XVII века Туркестан стал столицей Казахского ханства. Были налажены тесные дипломатические связи между Казахским ханством и Россией. Есть свидетельства того, что Туркестан был великой столицей казахского народа, в этом городе жили Шыгай хан, Есим хан, Жангир хан, Тауке хан, Абылай хан, Казыбек би, Айтеке би, Толе би, видные казахские батыры [2, с.4]. Согласно письменным источникам IX-X веков, на месте современного Туркестана в раннем средневековье располагался округ Шаугар. Шаугар был главным городом региона между VI и XI веками. Среди подчиненных ему небольших городов и поселков был и Ясы, он в дальнейшем стал центром уезда. Арабский географ первой половины X века аль-Истахри писал: «границы страны Огузов — территория между хазарами и кимаками, карлуками и булгарами и мусульманскими странами-простираются от Джурджана до Фараба и Испиджаба». Ибн Хаукаль отмечает огузов среди жителей Фараба, Сайрама, Суткента. В конце Х в. владения огузов простирались на юге до Шаша, на западе вдоль рек Куандария и Жанадария, на северо-западе до Уральских гор. Территория Испиджаба была юго-восточной границей Огузов и карлуков [3 с.7].

Комплексное использование археологических данных и письменных данных в сочетании с общей историей города Туркестан позволяет определить периоды Туркестанского некрополя. В зависимости от социального статуса можно выделить несколько этапов. Первый период, то есть раннее средневековье, охватывает примерно V-X века. В этот период здесь находилось кладбище небольшого поселения, представленного нижними этажами Культобе. Второй период-середина X-XII веков, когда в городской среде Южного Казахстана утвердилась религия ислам. Третий этап начинается с похорон Ходжи Ахмеда Яссауи и продолжался до конца XIV века. Этот период можно считать основанием мавзолея. Примерно в это же время появляется культ, связанный с приходом шейха к святости, рядом с мавзолеем возводятся сооружения. Четвертый этап начинается со строительства архитектурного комплекса железного века в XV веке и продолжается до середины XVI века. А пятый период-со второй половины XVI века до начала XIX века, когда Туркестан стал подчиняться Кокандскому ханству [4 с.7].

Мировой опыт музеефикации.

Музеефикация — процесс преобразования историко-культурных и природных объектов в музейные. Этот процесс включает в себя этапы их идентификации, исследования, консервации, реставрации, интерпретации музейных выставок и дальнейшего использования в качестве музейных экспонатов. Термин музеефикация используется в широком смысле для обозначения любых объектов, имеющих музейное значение, но чаще всего используется для обозначения неподвижных, нематериальных объектов и объектов окружающей среды; их музеефикация приводит к созданию ансамблевых музеев и музеев окружающей среды. Термин музеефикация впервые был использован Ф. И. Шмитом и стал широко использоваться в Советской музеологической литературе в первой половине ХХ века, в период становления и развития музейного дела.

В целом, музеефикация представляет собой направление музейной деятельности и охраны памятников, заключающееся в превращении историко-культурных и природных памятников в объекты музейной выставки, цель которой — максимально сохранить и определить их историко-культурные, научные, художественные ценности (Каулен М. Е., 2005, с. 363). В ходе музеефикации осуществляется открытие археологического памятника, который в зависимости от его технического и экологического состояния становится экспонатом.

Рассматривая опыт зарубежной музеефикации, М. И. Гарбер (1982, с. 124) приводит множество европейских, американских и азиатских примеров и подчеркивает важность строительства павильонов на археологических памятниках, что создает дополнительные условия (служебные места, туалеты, библиотека, кафетерии и др.) не только для создания оптимальных условий для сохранения и демонстрации объектов, но и для обслуживания туристов и исследователей.

Николаева Н. С. (1997, с.209) в одной из своих статей, пытаясь обобщить основные подходы в области музеефикации археологических объектов, выразила мнение, что рассмотрение памятника в неразрывной связи с окружающей его средой является основным принципом сохранения культурного наследия.

Ценные рекомендации предложены В. В. Тихоновым (2003) для развития архитектурно-этнографического музея-заповедника «Тальцы», расположенного в 47 километрах от Иркутска. Где особое внимание исследователь уделил развитию экспозиционных и видеопозиционных зон в музее, выявил их структуру и особенности.

Музеефикация в России (Петропавловская крепость). Петропавловская крепость сыграла важную роль во время Октябрьской революции. Когда гарнизон большевиков восстал против Временного правительства, несколько артиллерийских залпов были выпущены с крейсера Авроры, что ознаменовало начало революции и нападения на Зимний Дворец. После успешного завершения операции члены Временного правительства и министры были заключены в бастион Трубецкой, который с декабря этого года был включен в систему тюрем ВЧК. Сегодня Петропавловская крепость является музеем, который ежегодно посещают миллионы туристов и граждан России. Одна из примечательных черт Петропавловской крепости, каждый день точно в полдень делают сигнальный выстрел из пушки.

Музей в Мексике (Темпло Майор).Темпло Майор был построен примерно в 1325 году, а в начале XVI века храмы были центром религиозной жизни всех ацтеков, которые жили на территории Мексики (в то время насчитывалось до 300 тысяч человек). Вокруг храма был комплекс, состоящий из множества небольших зданий и платформ. На одной из платформ, ведущих к храму, есть рельеф, изображающий цомпантли — пьедестал для черепов. 22 мая 1520 года в Великом храме произошла массовая резня, в ходе которой конкистадоры во главе с Педро де Альварадо убили более 600 ацтекских аристократов, собравшихся на праздник Тошкатль. Большая часть комплекса была разрушена в 1521 году, когда испанские конкистадоры завоевали империю ацтеков во главе с Эрнаном Кортесом. Остатки нижних частей были обнаружены во время прокладок кабеля 21 февраля 1978 года. Раскопки продолжались до 1982 года, когда можно было посетить руины и музей.

Музей в Италии (Колизей). Колизей был построен в Риме в I веке и предназначен для гладиаторских боев и различных сцен. Он мог вместить до 50 тысяч зрителей и был важным центром общественной жизни Римской империи. После падения Римской империи Колизей потерял свое первоначальное предназначение и начал приходить в упадок, используя его в качестве насыпи и строительного материала.

С XIX века начались работы по восстановлению Колизея. Археологические раскопки и реставрационные работы привели к изучению и восстановлению его структуры. Стены были укреплены, фасады реконструированы, а внутренние конструкции очищены.

Современные технологии также сыграли важную роль в процессе музеефикации Колизея. Внутри находятся интерактивные экспонаты, аудиогиды и мультимедийные презентации, которые помогают посетителям понять его историю и архитектуру. Колизей стал популярным местом для туристов, ежегодно привлекая миллионы посетителей и обеспечивая глубокое понимание его исторического и культурного значения.

Музеефикация в Узбекистане (Гур-Эмир). Мавзолей Гур-Эмир расположен в Самарканде и является одним из выдающихся архитектурных памятников Узбекистана. Построенный в начале XV века, мавзолей служил могилой Тимуридов, в том числе великого завоевателя Тимура (Тимуридов) и его внука Улугбека и других членов династии.

Архитектурный стиль мавзолея отражает сочетание элементов традиционной исламской архитектуры и необычных декоративных решений. Главный купол мавзолея украшен замысловатой плиткой, а внутренние стены и купол украшены замысловатыми орнаментами и надписями. Торжественные и гармоничные формы Мавзолея, а также синяя керамическая плитка, характерная для Тимуридской архитектуры, подчеркивают его индивидуальность.

Мавзолей Гур-Эмир был преобразован в музей и демонстрирует архитектурные особенности и исторические артефакты, связанные с династией Тимуридов. В музее можно увидеть уникальные рукописи, инструменты и декоративные предметы, относящиеся к Тимуру и его временам. Мавзолей Гур-Эмир имеет важное значение как культурное и историческое наследие и привлекает множество туристов и исследователей, интересующихся историей и культурой Центральной Азии.

Мероприятия и перспективы развития современной казахстанской музейной отрасли. В Казахстане осуществляются значимые мероприятия по развитию и цифровизации музеев и исторических памятников.

Во-первых, Национальный музей Республики Казахстан оснащен в соответствии с мировыми стандартами и использует современные выставочные технологии. Особенности музея включают в себя специальный изогнутый экран, медиа пол, динамические макеты и другие интерактивные элементы, что позволяет популяризировать культурное наследие и повышать интерес посетителей.

Во-вторых, по данным Национального бюро статистики, количество музеев в Казахстане в последние годы стабильно растет. В 2021 году в стране функционировало 264 музея, что значительно больше, чем в 1995 году. Музеи разделены на различные категории: исторические, краеведческие, памятные, научные, искусствоведческие и музеи-заповедники.

В-третьих, в 2023 году в Северо-Казахстанской области завершена музеефикация двух важных археологических объектов. В районе Шал акына отреставрированы храмовый комплекс «Байкара», относящийся к скифо-сакскому периоду, и памятник золотоордынскому периоду в Уалихановском районе — «Красная курган». На памятнике «Красный курган» установлены ограждения, применены конструкции и новая кладочная техника, позволяющая увидеть площадь из кирпича. Эти мероприятия направлены на сохранение старого кирпича и восстановление исторического облика памятника.

Можно сделать вывод, что значительный вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия вносит цифровизация и модернизация музеев и исторических памятников Казахстана. Рост количества музеев и развитие региональных музеев повышают возможности широкой освещенности в изучении культурного наследия страны. В Туркестанской области много малоизученных объектов, который требуют реставрации и музеефикации в целях предотвращения полного разрушения объектов. К ним относятся ворота Такия, городище Култобе, ворота Жеты Ата и другие исторические объекты.

Городище Культобе является памятником древнего Туркестана. Городище расположено восточнее мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи, на расстоянии около 300 метров и представляет собой холм высотой 9 метров, занимающий площадь около 150x120 метров. По мнению археологов, Культобе возникло в конце I тысячелетия до н. э. и до второй половины XIX века было ядром Туркестанского края. Изучение городища Культобе началось в 1940-х годах благодаря стараниям археологов, в 1970-х годах были обнаружены некоторые строения и монеты относящиеся к VII-VIII векам. Однако, археологические исследования 1980-е годов, определили, что Культобе — город, относится к более древнему периоду. Большой вклад внесла группа во главе с археологом Ерболатом Смагуловым, которые раскрыли 1500-летнюю историю городища. С 2010 года была определена цитадель городища Культобе и другие важные архитектурные сооружения, что стало большим научным новшеством. Масштабные реставрационные работы, начатые в 2019 году, еще более утвердили историческую значимость городища.

Решение обозначенных и иных проблем может способствовать решению вопроса о музеефикации мусульманских памятников Туркестана и включению их в состав историко-культурного наследия. Это, в свою очередь, привлечет внимание местных жителей и гостей к формам организации музейной деятельности и может способствовать повышению статуса музея как социально-культурного института.

Литература:

  1. Археологическая карта Казахстана. Реестр. Алма-Ата. 1961.
  2. Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1998.
  3. Азар В. И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития.//Труды Академии туризма. 1. СПб, 1999. — С. 21–30.
  4. Новиков А. М. Регионализация профессионального образования: управление учреждением профессионального образования: Руководство для работников региональных органов управления образованием. М., 2006.
  5. https://old.archaeology.kz/mura?id=515


Похожие статьи

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Архитектурное наследие: теория реставрации, методы и проблемы восстановления и сохранения

В статье автор рассматривает теоретические основы, методы реставрации и примеры практики. Исследует процессы, связанные с реконструкцией и реставрацией исторических зданий, проблемы, с которыми приходится сталкиваться, и важность сохранения этих здан...

Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области

В статье рассматриваются отдельные вопросы государственной охраны объектов археологического наследия, как одной из приоритетной составляющей современной культурной политики. Описана практика применения действующего законодательства по охране объектов...

К вопросу об охране культурного наследия в Курганской области

В статье автор пытается определить важность сохранения культурного наследия.

Проблемы современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму в конце XIX — начале XX в.

Статья представляет собой исследование проблем современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму на примере дворца Александра III в Массандре.

Об актуальности использования родовых поместий

В статье акцентируется внимание на многовековой культурно-исторической традиции создания родовых поместий.

Специфика паломнического туризма в Узбекистане

В статье представлены факторы уникальности паломнического туризма в Узбекистане и рассматриваются категории культурного, исторического и природного наследия. Также анализируется нынешняя ситуация в сфере охраны и управления объектами исторического, к...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий г. Курска и Курской области

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уник...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Похожие статьи

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Архитектурное наследие: теория реставрации, методы и проблемы восстановления и сохранения

В статье автор рассматривает теоретические основы, методы реставрации и примеры практики. Исследует процессы, связанные с реконструкцией и реставрацией исторических зданий, проблемы, с которыми приходится сталкиваться, и важность сохранения этих здан...

Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области

В статье рассматриваются отдельные вопросы государственной охраны объектов археологического наследия, как одной из приоритетной составляющей современной культурной политики. Описана практика применения действующего законодательства по охране объектов...

К вопросу об охране культурного наследия в Курганской области

В статье автор пытается определить важность сохранения культурного наследия.

Проблемы современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму в конце XIX — начале XX в.

Статья представляет собой исследование проблем современной реставрации объектов культурного наследия периода эклектики в Крыму на примере дворца Александра III в Массандре.

Об актуальности использования родовых поместий

В статье акцентируется внимание на многовековой культурно-исторической традиции создания родовых поместий.

Специфика паломнического туризма в Узбекистане

В статье представлены факторы уникальности паломнического туризма в Узбекистане и рассматриваются категории культурного, исторического и природного наследия. Также анализируется нынешняя ситуация в сфере охраны и управления объектами исторического, к...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий г. Курска и Курской области

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уник...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Задать вопрос