Ключевые слова: эмоциональное состояние человека, музыка, влияние музыки, изучение влияния музыки, прослушивание музыки, звук, эмоция.
Изучение значения музыки как одного из самых давних и универсальных видов искусства в разнообразных сферах деятельности человека представляет особый интерес. Музыка способна вызвать у людей различные эмоции и чувства, влиять не только на физическое состояние, но и на их настроение. В последние десятилетия интерес к изучению влияния музыки на эмоциональное состояние человека значительно возрос. Это связано с тем, что музыка стала неотъемлемым спутником в различных областях, таких как медицина, образование, спорт и т. д., использование которой преследует достижение определённых целей.
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты положительного влияния музыки на эмоциональное состояние человека, а также проведём анализ существующих исследований по этой теме. Мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какие механизмы лежат в основе воздействия музыки на эмоции человека? Какие факторы определяют характер этого воздействия? Каковы перспективы использования музыки для улучшения эмоционального состояния человека?
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью более глубокого понимания механизмов воздействия музыки на человека с целью разработки эффективных методов её применения в различных сферах жизни общества.
Физика определяет звук как энергию, а также механические колебания, распространение упругих волн в газообразных жидких и твёрдых средах. Следует отметить разницу между шумом и музыкальными звуками. В первом случае, мы имеет дело с беспорядочными колебаниями, во втором — с гармоническими. Звук имеет волновую структуру, характеризуется чередованием максимумов и минимумов напряжения по разным величинам. В силу своих параметров, музыка оказывает влияние на пространство, вызывая перераспределение волн. В результате изменения исходного порядка среды состояние человека, находящегося в зоне воздействия, преобразуется.
Сведения о влиянии музыки мы можем почерпнуть из исторических письменных артефактов, мифов и сказаниях. «Магическая» сила звука использовалась в древних племенных обрядах, сопровождала первобытные ритуалы и инициации. Известны случаи, когда в Египте музыкой сопровождали роды, а посредством хорового пения избавляли от бессонницы и головной боли. Учёные античности: Пифагор, Платон, Аристотель, — отмечали профилактические и лечебные свойства музыкальных звуков. Философы ссылались на способность музыки налаживать гармонию души и тела. Основные структурные компоненты музыки — ритм и мелодичность -выделял Аристотель. Он предполагал, что вышеназванные факторы обладают организационным свойством, строил гипотезу об их способности регулировать духовность человека. Суждения Аристотеля базировались на видимых изменениях психологического состояния воина, находящегося под воздействием музыки. [3, с. 115] Данные аспекты легли в основу учения о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.
В Средневековье понятие катарсиса стало основой для теории аффектов, согласно которой допускалась связь между воздействием ритмов и мелодий на психоэмоциональное состояние человека. Учёные обнаруживали наличие прямых связей между характером человека и его музыкальными предпочтениями.
В XVII в. феномен музыки рассматривался как инструмент воздействия на сознания человека, а в конце XIX — началу XX в. были зафиксированы первые экспериментальные разработки. [1, с. 46] Ж.-Э. Эскироль, французский врач, основоположник научной психиатрии, первым начал применять музыку для стабилизации состояния душевнобольных в специализированных учреждениях.
В России исследования по изучению влияния музыки на человека начинали И. Р. Тарханов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. И. Р. Тарханов в труде «О влиянии музыки на человеческий организм» описывает изменение мышечной возбудимости вследствие прослушивания музыки различного настроения. Он описывал случаи, когда при прослушивании грустной музыки мышцы находились в стадии утомления, и наоборот — при прослушивании весёлой музыки был зафиксирован прилив энергии в тканях испытуемого. [3, с. 46] В. М. Бехтерев утверждал, что человеку в состоянии навязчивой тревоги и страха нужно предложить послушать грустную мелодию, которая будет вызывать сочувствие и сострадание, затем более радостную, лирическую. Таким образом музыка соотносилась с текущим состоянием меланхолика, что позволяло прожить негативные эмоции и сублимировать их. Также он полагал, что мелодии со стабильным ритмом способствуют умственной концентрации на определенном занятии и не дают отвлекаться на посторонние раздражители. Подобные «биты» нашли отражение в современных музыкальных подборках композиций в жанре хип-хоп, которые преподносятся как средство для более успешного сосредоточения на необходимой задаче.
В теории музыки существует раздел, описывающий эффективность эмоционального воздействия на психическое и духовное состояние человека. В данном случае, следует отметить, что важную роль в восприятии музыки играют ассоциации, которые возникают у человека при прослушивании определённых композиций. Цель создания мыслительных образов преследовали французские композиторы-импрессионисты в XIX в. Музыка благоприятствует формированию настроения, при этом эмоциональная окраска представляемых идей, вызванных её восприятием, может отличаться в связи с индивидуальными особенностями слушателя. Существует прямая взаимосвязь между характером раздражителя, такими как ритм и тональность, и возбуждаемом состоянием. По мнению Л. С. Выготского: «Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение» не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное». [2]
Во второй половине XX в. исследования американских учёных выявили явление, получившее название «Эффект Моцарта». Результаты по улучшению интеллектуальных способностей приписывали музыкальной стимуляции работы мозга или положительным эмоциям, которые вызывают композиции. Несмотря на то, что единого мнения нет до сих пор, необычный положительный эффект классической музыки сегодня признают во всем мире. Существует предположение, что ключ к понимаю благотворного влияния классической музыки — она написана в ритме сердца, это 60–80Гц.
Человек может различать звуки, которые имеют частоту от 16 Гц до 20 кГц. Подобные частоты приводят к колебаниям барабанных перепонок. В свою очередь слуховые нервы передают сигнал в мозг. Стоит отметить, что глухие воспринимают музыку иными способами: прикладывают руки к поверхности музыкального инструмента, посредством чего воспринимают его колебания. Они также могут ощущать колебания воздуха всем телом, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента. Известны случаи, когда полностью глухие посещали концерты и после свидетельствовали о наслаждении от музыки, воспринятой посредством вибрационной чувствительности.
Музыка, содержащая определённый набор частот может воздействовать не только на мозг, но и оказывать непосредственное влияние на работу отдельных органов. Она способна повысить или понизить содержание гормонов в крови, например, дофамин при прослушивании любимой композиции.
Ведущими факторами, воспринимаемыми человеком на не подсознательном уровне, являются частота и интенсивность. Левое полушарие обрабатывает тональность и ритм, правое — мелодию и тембр. Темп обрабатывается двумя полушариями. Соответственно при прослушивании музыки активизируются все отделы мозга единовременно.
В начале XX в. возникло направление психологической коррекции, применяющее для лечения искусство и творчество, — арт-терапия. Данный метод состоит из многих видов и элементов, одним из которых является музыкотерапия. В соответствие с современной концепцией, музыкальная терапия — это система психосоматической коррекции и оздоровления человека с помощью музыкально-акустических воздействий. [4]
Музыкотерапия способствует позитивным изменениям психического состояния, что благотворно влияет на жизнь человека. Духовное воздействие на человека песни или инструментальной композиции осознаётся не только обывателями, но и научным сообществом. На сегодняшний день научная музыкотерапия, обладает большим арсеналом инновационных методов и технологий, которые продолжают традиции налаживания гармонии между телом и эмоциями. Так или иначе, использование музыки в общественной практике предполагает наличие ответственности, особенно по отношению к людям поражённых соматическими или нервными болезнями.
Литература:
- Бобылева Н. В. Социокультурная природа музыки: монография. М.: Русайнс, 2016. 154 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 480 с.
- Тарханов, И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. Санкт-Петербург: Типография В. Демакова, 1893. — 62 c.
- Холопова В. Н. Феномен музыки: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 378 c.
- Шушарджан C. B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.-М.: «Антидор», 1998.-363 с.
- Шушарджан С. В. Инновационная технология музыкально- акустического оздоровления и омоложения кожи. — М,, Материалы международного профессионального форума «Daily Beauty». 2009.-С. 74–77.