Статья посвящена одной из актуальных тем сегодняшнего дня — социокультурному становлению подростков, но глазами самого подростка. Подростковый кризис в науке считается важным периодом становления личности, поскольку именно в этом возрасте происходит поиск себя, своего места среди сверстников. Именно с этого поиска начинается период саморазвития и самоутверждения подростка. Этот процесс должен происходить в условиях свободного выбора в неформальных объединениях. В них же осваиваются нормы социального поведения и морали, что в будущем предопределит социокультурную идентичность современных подростков.
Ключевые слова: социокультурная идентичность, социокультурный портрет, подростковый максимализм, психическая подвижность и возбудимость, интеллектуальная мобильность и др.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в каждую эпоху формируется своя система ценностей, связанная с происходящими в обществе экономическими, культурными и другими изменениями. Современные подростки — не такие, какими были подростки 10, 20, 30 лет назад. Что их интересует, о чем они мечтают, везде ли они одинаковые, чем отличаются?
В своем исследовании мы поставили цель : изучить особенностисоциокультурного портрета вилюйских подростков. Объект исследования : особенности социокультурного портрета вилюйских подростков. Предмет: изучение социокультурного развития вилюйских подростков с опорой на их предпочтения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что социокультурный портрет вилюйских подростков представляет среднестатистический портрет подростков в России, однако имеет свои особенности.
Социокультурные особенности личности были предметом изучения таких исследователей как Г.Тэджфел, Э.Эриксон, русских учёных — Л. И. Божовича, А. Н. Леонтьева, из современных исследователей И. В. Дубровиной, А. И. Юдиной и мн. др.
Понятие и становление социокультурной идентичности. Социокультурная компетенция есть показатель социокультурной идентичности личности. Г. В. Елизарова даёт следующее определение: « социокультурная компетенция — это... комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его» [1, с. 28].
Классическое определение социальной идентичности принадлежит Генри Тэджфелу: социальная идентичность есть часть индивидуальной «Я-концепции», происходящая от знаний индивида о собственном групповом членстве в сочетании с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [2]. Мы в своей работе будем придерживаться термина Г.Тэджфела.
Обобщая эти определения, можно выделить следующие постоянные характеристики социальной идентичности :
— знания индивида о том, что он принадлежит к определенной группе;
— отнесение себя к этой группе («идентичность принадлежности»);
— эмоциональную значимость для индивида собственного группового членства;
— осознание подростком своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.
Формирование идентичности в подростковом возрасте происходит по нескольким направлениям. С одной стороны, изменения, связанные с периодом полового созревания и бурным физическим ростом, приводят подростка к поиску новых критериев оценки своей внешности и личности.
С другой стороны, подросток становится способным к самоанализу, в силу подросткового максимализма он очень критично начинает оценивать свой «образ Я». По мнению Л. И. Божович, девочки больше становятся недовольны своим внешним видом, фигурой, лицом, а мальчики — подростки своим физическими качествами, особенно их беспокоит быть физически слабым. Так происходит изменение отношения подростков к миру и к самому себе (А.Валлон, Л. И. Божович, А. М. Прихожан).
Подростки от родителей хотят признания их «взрослости» и однозначно у них растет стремление ко взрослости. Поэтому «местом», где подросток может примерить на себя различные качества «взрослого поведения» является общество сверстников . Д. Б. Эльконин считал, что именно в общении со сверстниками у подростков устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, осваиваются нормы социального поведения и морали [1].
Эту же мысль подтверждал классик русской психологии А. Н. Леонтьев, — все значимые изменения в структуре личности подростка происходят под влиянием значимых для него сверстников (друзей), которые становится для него моделью для подражания. Через эту ситуацию активно развиваются процессы самосознания и самоопределения, что приводит к формированию ценностных ориентаций (И. В. Дубровина) и жизненной позиции (Л. И. Божович). Таким образом, в подростковом возрасте складываются условия для развития рефлексии, определения своей групповой принадлежности, осознания своей уникальности, формирования временной перспективы развития [там же].
За основные показатели социокультурной идентичности нами выбраны следующие показатели (по Н. Л. Ивановой и А. И. Юдиной):
1. Показатели деятельности подростка:
— наличие положительных жизненных планов;
— отношение к учебной деятельности;
— отношение к социально значимой деятельности;
— внешняя культура поведения.
2. Показатели самопознания подростков:
— развитие полезных знаний, навыков, интересов;
— критичность, способность правильно оценивать себя;
— уровень личностных притязаний.
3. Показатели общения:
— взаимоотношения в коллективе класса;
— адекватность отношений к воспитательным воздействиям родителей и школы;
— межличностное общение в дружеской компании [4].
Культурно-досуговая деятельность в подростковом возрасте как показатель социокультурной идентичности
В жизни подростков пространство досуга приобретает особое значение. Именно там он чувствует себя свободно, комфортно, где его никто не заставляет насильно заниматься нелюбимым делом, и оно способно стать комфортным условием для личностного времяпровождения.
Развивающий досуг все чаще подменяется культурно-потребительскими развлекательными мероприятиями, различными шоу и это связано с утратой ценностных установок. Разница может быть в выборе способов проведения досуга от таких факторов, как пол, возраст, местожительство, финансовые возможности родителей, социальное и культурное составляющее их семей.
Однако подросткам присуще нечто общее:повышенная впечатлительность, подростковый максимализм, психическая подвижность и возбудимость, интеллектуальная мобильность, преобладание эмоций над разумом и логикой и т . д . Добавим к этому, что у подростков свободного времени в 2–3 раза больше, чем у взрослых. Поэтому можно утверждать, что досуг и свободное время — проблема прежде всего подростковая.
Однако принципы «хочу» и «надо» имеют весьма относительный характер: зачастую многие способы проведения досуга выбираются по стадному принципу — общегрупповым предпочтениям, диктуемым лидерами группы.
Считаем нужным привести некоторые данные о досуге подростков в России, полученные специалистами :
— 59 % подростков в РФ предпочитают в свободное время общаться с ровесниками;
— 24 % молодых россиян ходят в кино и 23 % — читают (предпочтительно в инете);
— 22 % подростков 12–15 лет общаются в интернете, 50 % — играют в компьютерные игры;
— подростки 12–15 лет вдвое чаще чем старшеклассники проводят отдых в кругу сверстников (46 % и 23 % соответственно), в том числе общаются по интернету (49 % и 31 %);
— чаще всего подростков можно встретить в торговых центрах, кафе (53 %), в парках и кинотеатрах (45–46 %) [4;5].
Полученные данные подтверждают, что чем ребята помоложе — больше уделяют времени свободному неформальному общению, а также активному и творческому отдыху — спорту, музыке, танцам, художественному творчеству. Больше времени они любят проводить вместе в дружеских компаниях. Много времени тратят на самопознание и самооценку своей активности и общения. Мы, изучая труды ученых, сделали попытку составления социокультурного портрета московских подростков (См. Приложение 1)
Таким образом, можно констатировать, что сущность подросткового досуга является неким показателем его социокультурного портрета. Он — показатель того, что как подростки коллективно усваивают формы и способы общественного поведения, что в целом формирует социокультурную идентичность подростков.
Исследование популярных форм досуга вилюйских подростков как показатель их социокультурного портрета. Наше исследование проведено в течении 2-х лет. В исследовании, проведенном нами в октябре 2022 года, приняли участие мои сверстники — учащиеся 7-х классов. Некоторые опросники проведены в октябре 2023 года среди — 8-х классов. Ответы школьников в целом связаны с летним отдыхом, когда было много свободного времени.
Экспериментальной базой исследования являлись три школы г. Вилюйска, всего 20 подростков, знакомых и поддерживающих дружескую связь (9 мальчиков и 11 девочек, представляющих 4 тусовочные группы). Исходя из того, что предметом нашего исследования является процесс формирования социокультурной идентичности у подростков, мы проводили наш эксперимент в параллелях 7–8-х классов. Для исследования нами были выбраны следующие методики (Н. Л. Иванова, А. И. Юдина):
- Опросник « Количество моего свободного времени ». Цель: изучение наличия и объема свободного времени у подростков [3].
Таблица 1
Количество моего свободного времени |
Кол-во подростков |
|
4 |
|
9 |
|
8 |
|
- |
|
- |
Исследование проведено среди 20 подростков 20 октября. Анализируя результаты методики « Количество моего свободного времени », мы сделали вывод, что свободного времени у подростков более чем много. Это объясняется, скорее всего тем, что школьники учатся всего второй месяц, у многих воспоминая связаны с летним отдыхом.
Всего 7 подростков летом располагали свободными 2–3 часами (это очень занятые школьники, у которых есть другие занятия — спорт, музыка, репетитор, трудовые обязанности дома.
9 подростков располагают большим объемом свободного времени — в среднем 5–6 часов в день, можно предположить, что у некоторых нет домашних обязанностей, они ведут свободный образ жизни. Объясняют, что родители больше времени выделяли на летний отдых.
Еще 4 подростка могут отдыхать 3–4 часа свободно с друзьями, так, как тоже имели возможность гулять с друзьями по разрешению своих родителей.
Исследование позволило нам сделать вывод о том, что летом большинство подростков предпочитают отдых в лагерях свободному времяпровождению со своими друзьями. Причем состав дружеских групп разный, в большинстве случаев это группы школьников из разных школ, с другой стороны, такое явление объясняется наличием интереса у подростков к дружбе с незнакомыми ровесниками.
2. Методика « Формы времяпровождения » позволяет выявить приоритетные и популярные формы времяпровождения вилюйских подростков [3].
Таблица 2
Формы времяпровождения |
Кол-во подростков |
|
9 |
|
5 |
|
12 |
|
8 |
|
11 |
|
6 |
|
14 |
|
16 |
Исследование проведено также 20 октября. участников — 20. Анализ данных показывает, что, во всех группах заметен общий подход — у подростков в выборе формы времяпровождения преобладают личностные мотивы. Выбор форм в нашем городе — достаточно разнообразный. 100 % все подростки предпочитают проводить время со сверстниками.
Больше половины подростков предпочитают гулять в центре городе и купаться. Излюбленным местом встречи являются торговые центры. Большей половине подростков нравится проводить время в кафе. С карманными денежными средствами больших проблем нет. Некоторые подростки деньги зарабатывают дома, выполняя «договорные работы» с родителями — помощь семье в уходе за цветами, овощами, сборе грибов, ягод, выполнении ремонтных работ. 3 подростка — мальчика трудятся с отцами в оказании частных строительных и других услуг.
3. Методика «Формы домашнего времяпровождения» позволяет изучить особенности домашнего времяпровождения подростков [3].
Таблица 3
Формы домашнего времяпровождения |
Кол-во подростков |
|
16 |
|
21 |
|
14 |
|
11 |
|
12 |
|
11 |
|
14 |
|
4 |
|
9 |
Исследование проведено 22 октября в индивидуальной форме. участвовало 21 подростков.
Методика доказывает, что часть своего времени подростки проводят дома, в семье. Так было установлено, что все подростки в домашних условиях много времени опять же общаются с друзьями. Чуть меньше времени уходит на просмотр по интернету различных роликов, все еще популярны любимые мультики, что говорит о том, что большинство еще — дети. Девочки больше времени проводят на самопрезентацию в фотографиях.
Больше половины школьников читают паблики, но только половина из них сами ведут паблики. Троллингом занимаются всего 3–4 человека. Однако можно установить, что юмор у этих детей достаточно мягкий, не злой и носит неагрессивный характер.
Огорчает то, что пока учебной информацией занимается мало подростков, возможно с ноября количество, интересующихся учебой вырастет. Среди учащихся больше успешных подростков, хорошистов и школьников, среди них есть спортсмены, девочки, занимающиеся хореографией и т. д.
Таблица 4
Показатели социокультурного портрета вилюйских подростков
№ |
Основные показатели |
Результаты исследования |
|||||||
1 |
Общение |
Со сверстниками, в т. ч. по комп.сети |
С семьей |
С собой |
|||||
20 (100 %) |
14 (+70 %) |
7 (+35 %) |
|||||||
2 |
Интересы подростков |
Музыка |
Спорт |
Комп.игры Тлф |
Танцы |
Чтение |
Пр |
||
13 (65 %) |
9 (45 %) |
17 (85 %) |
6 (30 %) |
13 (65 %) |
7 (35 %) |
||||
3 |
Активное занятие |
Музыка 9 (45 %) |
Спорт 11 (55 %) |
Комп.игры 12 (60 %) |
Танцы 5 (25 %) |
Чтение 13 (65 %) |
Кружки 9 (45 %) |
||
4 |
Личное пространство |
Имеется — 16 |
Не имеется — 4 |
||||||
мягкими игрушками, картинами из пазлов, постерами, книгами, плакатами и картами, комнатными цветами и др. — 11 предпочитают мало вещей: тлф, компьютеры, игровые |
Делят комнату с братьями или сестрами — имеют свою зону все — мечтают иметь личное пространство |
||||||||
5 |
Чем еще хотел бы заниматься |
По иерархии: — отдыхать с друзьями: больше развлекательных центров — 17 — улучшить успехи в учёбе — 16 — ездить в путешествие — 12 — летом больше купаться и загорать — 11 — подработать летом, копить деньги на мечту — 5 |
|||||||
6 |
Ожидания от жизни |
- реализовать себя» (81,5 %). — хочу покоя 10,7 % респондентов и большинство их них — девушки. — хочу много денег — 57,2 %. — жить богато 52,4 % и — заниматься любимым творчеством (50 %). |
|||||||
7 |
Планы на будущее |
- иметь много друзей (85 %) — быть успешным (ой) в жизни (95 %) — стать непохожими на других (55 %) — поступить на учебу по выбору (65 %) — заниматься своим хобби (45 %) — стать независимой (100 %) |
|||||||
Выводы . Мы с самого начала решили дать оценку качествам социокультурной идентичности — активной деятельности подростков, их общению, самопознанию и самооценке. По отношению к изученным подросткам можно сделать вывод о том, что все подростки более или менее благополучные.
Анализ проведенного исследования по изучению социокультурного портрета подростков, показывает, что большинство подростков объединяются по своим интересам и предпочтениям в разные тусовочные неформальные объединения. Количества участников групп небольшое — от 6 подростков и даже меньше. Подросткам г. Вилюйска присущи добровольные досуговые формы объединений, основанные на личностно-ориентированном предпочтении в соответствии с принятыми ими социально-культурными и духовными потребностями. Подростковые неформальные объединения стараются свободное время проводить с пользой в соответствии с их интересами и личностными социальными потребностями быть принятым, услышанным в коллективе сверстников.
У большинства подростков семейное положение спокойное, мирное, конфликтных ситуаций не наблюдается. В целом все 20 подростков составляют 4 неформальные дружеские компании, во всех группах лидеры также благополучные. Радует то, что среди изученных обучающихся нет неблагополучных подростков, нарушающих правила внутригруппового благополучия. Очень хорошо, что среди этих подростков нет проблемы с курением и нет заинтересованности в распитии пива и спиртных.
Почти все подростки дорожат своими семьями, помогают родителям, имеют разные трудовые обязанности, некоторые занимаются посильным трудом, зарабатывают на карманные расходы. Все подростки ответственно относятся к своему главному делу — учебной деятельности, и это замечательно.
Подростки имеют достаточно четкое представление об экстремальных развлечениях подростков, таких как руфинг, скайуокинг, диггерство, сталкерство и др. Среди подростков есть мальчики, так и девочки, которые хотели бы гонять на мотоциклах, водить машину. однако они только готовятся к езде на транспортных средствах и растут законопослушными молодыми людьми.
Таким образом, полученные нами данные позволяют определить досуговые предпочтения и интересы, ценностные ориентации, социально-культурные особенности, стремление и мотивацию подростков г. Вилюйска. Личностный опыт и предпочтения подростков — самые разнообразные.
Отличие социокультурного портрета вилюйских подростков от подростков центральных городов небольшой. так, у московских подростков посещение музеев является одним из приоритетных видов досуга, у наших этого нет. Также у наших подростков мало более занимательных видов дополнительного образования. Считаем, что позитивный социокультурный портрет наших подростков подтверждается полученными нами результатами исследования:
Считаем нужным вовлекать подростков в процесс изучения истории и лучших традиций, известных людей одного из старинных малых городов России. Ведь наш любимый город — малый город России, основанный в 1634 году указом императрицы Екатерины II. Вилюйск нынче встречает 390-летний юбилей, и мы свое исследование посвящаем этой замечательной дате.
Приложение 1
Социокультурный портрет московских подростков
по иерархии выбора
Возраст — 14–15 лет
Школьники — все
Желают больше общаться со сверстниками — все
Предпочитаемые интересы: компьютерные игры, телефон — на первом месте, музыка, чтение (больше — электронные информации), музеи, концерты, парки, развлекательные места и др.
Активно занимаются: чтением, спортом, путешествием, личными хобби, подготовкой к учебе.
Личное пространство: нуждаются все, имеют — большинство, не имеют — меньшинство, большинство украшают комнату по своему желанию, некоторые живут в общежитии или делят свою комнату с братьями или с сестрами.
Чем еще хотел бы заниматься:
— летом больше отдыхать с друзьями;
— ездить в путешествие;
— подработать летом, копить деньги на мечту;
— ничего не делать.
Ожидания от жизни:
— реализовать себя;
— жить богато;
— заниматься любимым творчеством;
— хочу покоя — меньшинство и большинство их них — девушки;
— хочу много денег.
Планы на будущее:
— иметь много друзей — почти все;
— быть успешным (ой) в жизни — все;
— стать непохожими на других — большинство;
— поступить на учебу по выбору — почти все;
— заниматься своим хобби — большинство;
— стать независимой — меньшинство [2;5].
Литература:
- Елизарова, Г. В. О природе социокультурной компетенции /Г. В. Елизарова // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguitica 8. — Санкт Петербург: Тригон, 2018. — С. 25–31.
- Иванова Н. Л. Исследование социальной идентичности у подростков // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. — Москва: 2002. — С. 134–150.
- Опрос, направленный на изучение удовлетворённости свободным временем [Электронный ресурс] // Всерос. центр исслед. обществ. мнения. — URL: www.wciom.ru4.
- Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Юрайт, 2022, — 406 с. — Текст: непосредственный.
- Юдина А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга. — Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск; Барнаул. — 2013. — № 4 (41). — С. 215–218.