В статье проводится анализ образа бабочки в произведении Андрея Федоровича (Пирокинезиса) «Дети бабочек». Цель исследования — выявить ценности, заключенные в этом образе. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом лингвистов к различным аспектам рэп-поэзии как литературному жанру, оказывающему большое влияние на молодое поколение.
Ключевые слова : рэп-поэзия, образ бабочки, ценности.
В настоящее время существует достаточно большое количество работ, посвященных современной русскоязычной рэп-поэзии. Исследуется творчество отдельных поэтов [2,3,4,5], определенные аспекты рэп-поэзии [6] и даже поэтика рэп-баттлов [1]. Однако, несмотря на это, мы разделяем точку зрения Д. Л. Карпова, который утверждает, что рэп-поэзия в России всё ещё воспринимается как нечто нелитературное, он даже не включён в область массовой литературы [3, c. 4]. При этом значение рэп-поэзии для молодежи трудно переоценить, молодые люди цитируют современных авторов, воспитываются на их произведениях, подражают своим кумирам и потому мотивируются для саморазвития. Поэтому достаточно актуальным представляется изучение рэп-поэзии с точки зрения культурной и ценностной составляющей.
В современном рэпе периодический возникают образы насекомых, они имеют глубокий скрытый смысл и большое значение для понимания всего произведения. Это явление нельзя назвать новым, образы насекомых в произведениях поэзии также являлись объектом изучения лингвистов и литературоведов [7,10].
В рамках данной статьи рассмотрим образ бабочки в произведении Андрея Федоровича (Пирокинезиса) «Дети бабочек», опираясь при этом на анализ художественного текста [8,9].
Трек русскоязычного исполнителя Андрея Пирокинезиса «Дети бабочек» был написан в рамках альбома «Моя милая пустота», вышедшего в 2019 году. Что интересно, при прослушивании в предложенном автором порядке, эта песня является завершающей, однако сам артист подтвердил, что альбом строится по принципу ризомы, а значит выбранное произведение может рассматриваться и как заключение и как центральный трек.
Безусловно представленное лирическое произведение относится к философским. Во многом этот текст передаёт идею из известной цитаты, авторство которой приписывают Платону или Г. Майклу Хопфу: «Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена»
Строчки припева:
Нету нигде тепла,
То чернеет над головой
То над ней уже светит тапочек
Примечательно, что тапочек над головой «светит», ведь в этом же альбоме Андрей обращается к образу Чёрного солнышка, т. е. солнечного затмения, которое опасно для человечества так же, как тапочек для насекомого. Союз «то…, то» подчеркивает неизбежность и цикличность проблем, нависающих над нашим миром.
Но конечность близка,
И толкаясь от этих лапок, чем
Вертит планеты шар,
Так рождаются дети бабочек
Автор высказывает интересную мысль. С его слов следует, что именно конечность жизни и её осознание и заставляет человечество прогрессировать, побуждает к изменениям. Мы можем сказать, что автор транслирует своим слушателям безусловную ценность жизни и развития.
Чем больше счастья червям,
Тем уродливей дети бабочек
В коконах снова брак
Важно отметить, что для автора образ гусеницы и червя обозначает одно и тоже. Из выше указанных строчек мы понимаем, что поколение людей, выросших в спокойствие и достатке с его точки зрения, будет состоять из уродливых и бракованных личностей. Желание стать лучше, сделать лучше этот мир и отсутствие страха перед трудностями — это те ценности, которые неявно присутствуют в строках автора.
Раз нигде нет тепла,
то, чем в коконе холодней,
тем прекраснее дети бабочек,
так что — туши огонь
Андрей приходит к выводу, что при воспитании детей абсолютно правильное решение — позволить им понять объективную реальность на собственном опыте. Он призывает: туши огонь поскольку больше нигде, кроме кокона нет его тепла. Если большинство людей будут воспитываться с полным осознанием всех качеств окружающего мира и не будут подвержены гиперопеке, человечество будет состоять преимущественно из сильных, а потому и прекрасных личностей.
В коконах снова брак,
и гуляет моя прецессия
Жизнь — это лишь явление,
смерть — это лишь процесс
Я тоже всё прячу в коконе,
просто чтобы росло
Но вопрос в нём потом увидишь:
«Уродство или родство?»
И придётся это принять
Обратив внимание на бридж, можно сделать вывод, что речь идет в том числе о творчестве, которое лирический герой прячет ото всех. Хотя он и не может не задаваться вопросом, что всё-таки будет, если то, что он писал в стол, найдут. Увидят ли люди в этом себя, что-то родное или сочтут уродливым? В конце концов приходя к выводу, что никак повлиять на реакцию читателя он не может, а значит останется только смириться.
Приняв словосочетание «дети бабочек» за метафору на искусство, идею всего трека можно сформулировать так: человек способен создавать что-то действительно ценное, только страдая, либо публика способна признать творчество таковым, только если художник в их глазах предстаёт мучеником. Но при этом всё тот же артист в глазах слушателя является мессией, кем-то вроде бога: Кто пел песни, тот и распят. Интересно, что во всём своем творчестве Федорович (Пирокинезис) ставит знак равенства между художником, поэтом, или любым другим творческим деятелем.
Важно, что для лирического героя тождественно болезненно как скрывать своё творчество, так и получить признание. Последнее в свою очередь не менее губительно для артиста, поскольку человек не должен ни в чьих глазах стоять на одном уровне с богом, особенно в своих:
И, как гвоздик в ладонь,
почти что вбил в крылышко зубочистку
Но как бы теперь извлечь?
Лирический герой буквально отожествляется с Иисусом и пытается распять себя, однако он не готов к той боли, которую вынужден терпеть и почти сразу пытается снять себя с креста.
Вернувшись к образу насекомого, поймём, что в выбранном тексте автор в первую очередь рассматривает с разных углов дихотомию бабочки и гусеницы. Такая антитеза равносильно противопоставлениям: творец/его творение и поколение родителей/поколение детей.
Поскольку про первую интерпретацию уже было написано достаточно, разберём вторую:
Но на этот раз в чьём рту бабочка тонет,
брыкаясь в густой слюне
Она явно обречена, но ручаюсь, что вовсе нет
Получается, значит, нам все прощается в пустоте
И я жук, победивший тапочек
Раз нигде нет тепла,
То, чем в коконе холодней,
Тем прекраснее дети бабочек
(Так что туши огонь)
Гениальное произведение, принадлежащее любому виду искусства в ушах/глазах ничего непонимающего и нежелающего понять слушателя, утонет, подобно бабочке. Оно обречено на это, однако это и не важно. После смерти гения вспомнят и вознесут, а значит и простят за всё.
Автор называет себя жуком, победившим тапочек . Маленький человечек может считать себя победителем, поскольку он пережил все уготованные ему испытания, чёрные полосы. И как бы тяжело герою не было, он призывает всех творцов не прятаться от жизни, а стойко вынести всё, что она предложит. Только через страдания душа человека очистится достаточно, чтоб создать шедевр, чтоб через кокон перевоплотиться в существо, созданное по образу и подобию отца-творца и способное к созиданию.
Так на образ бабочки автор накладывает образ и художника, и родителя. В конце концов это не так важно. И тот, и тот созидают, они оба пытаются оставить после себя что-то перед уходом в пустоту. Обеспечить своего рода бессмертие.
Таким образом, мы наблюдаем наслоение образа ребенка и образа творчества друг на друга, что также доказывает, что рэп-поэзия является жанром художественного произведения. «В образном слое художественного произведения также последовательные связи образов, их возникновение и смена создают не простое прибавление (сложение) смыслов, но наращивание, объёмное разрастание» [8, c. 8].
Именно поэтому именно этот трек был выбран для анализа. Образ бабочки как метафора может быть рассмотрен крайне многогранно. Итак, в образе бабочки содержатся следующие ценности: ценность жизни, желание стать лучше и сделать лучше этот мир, отсутствие страха перед трудностями, стремление молодого поколения к самостоятельности, ответственность за свои действия. Можно констатировать, что рэп-поэзия является оригинальным жанром художественной литературы, образ бабочки является сложным, многослойным и имеет большую силу воздействия на слушателя, неся в себе положительные ценности.
Литература:
- Горелов О. С. Поэтологическая аргументация в рэп-баттлах // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 5–19
- Жданова Е. С., Кобина Ю. Е., Илагаева Г. О. Русскоязычная рэп-поэзия как отражение духовных поисков (на примере текстов Д. Кузнецова) // МНКО. 2020. № 2 (81). С. 548–550
- Карпов Д. Л. Русский рэп и литературная традиция (versus/версия) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № S20. С. 4–15
- Корчинский А. В. Бог Хаски // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № S20. С. 116–123
- Курская В. А. Творчество Беры Иванишвили как образец грузинского рэпа 2010-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № S20. С. 99–103
- Масалов А. Е. Пост-ирония и «мерцание»: к вопросу о некоторых типологических схождениях русского рэпа и актуальных поэтических практик // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № S20. С. 22–31
- Рогова Е. Н. Образ бабочки и элегический код в литературном произведении // Новый филологический вестник. 2007. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-babochki-i-elegicheskiy-kod-v-literaturnom-proizvedenii (дата обращения: 13.08.2024).
- Рыбальченко Т. Л. Анализ художественного текста: учебник и практикум для среднего профессионального образования — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 141 с.
- Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.
- Шеина О. Г. «И радостно расправит стрекоза любовь мою»... (инсектные мотивы в любовной лирике М. А. Кузмина 1910–1920-х гг.) // Неофилология. 2015. № 4 (4). С. 23–28