В истории Якутии середины XVII — начала XX в. ссылка занимала важное место. Исследователи XIX — начала ХХ века называли Якутию «тюрьмой без решеток», советские историки — «каторжным мешком», а ученые постсоветского периода — «штрафным изолятором». В данной работе мы рассмотрим ссылку в Нахаринском наслеге через изучение истории ссылки в Якутии.
Тема исследования: Ссыльные в Нахаринском наслеге в XIX — начале ХХ века.
Цель исследования: Раскрыть историю ссылки в Нахаринском наслеге.
Чтобы достичь цели доклада, нами поставлены следующие задачи :
— Показать место Якутской области в системе политической ссылки России;
— Изучить материалы о ссыльных в Нахаринском наслеге;
— Собрать материал о ссыльных по воспоминаниям старожилов;
История ссылки в нашем наслеге выделяется своей скудностью. Отсутствуют не только какие-либо работы по её истории в целом, но и её отдельных этапов. В этом заключается актуальность данной проблемы.
Объект исследования: Ссыльные в Нахаринском наслеге, наименее изученные в исторической литературе.
Предмет исследования: Якутская ссылка
Методы исследования: изучение литературы по данной теме, сбор информации, представление работы в виде презентации.
Поставленные в работе цели, задачи предопределили и структуру работы.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.
Общеизвестно, что ссылка — карательный инструмент воздействия государства на «неугодного» человека, а отдаленная и отсталая Якутия с суровым климатом являлась прекрасным регионом для этого рода наказания.
В целях освоения якутских земель Российское государство с самого начала проводило политику их заселения, используя для этого и поселение уголовников, и ссылку политических противников. Ссыльные разделялись на следующие категории: уголовные, сектанты и политические. [1]
Со второй половины XVIII — начала XIX в. характер и численность ссылки претерпели значительные изменения — в составе ссыльных стали преобладать каторжане. Это было связано с отменой смертной казни в 1752 г., теперь каторга становится высшей мерой уголовного наказания.
Российское законодательство и практика осуществления ссылки в Сибирь предопределили дальнейшее становление системы уголовной расправы в России по политическим мотивам. Сибирская ссылка ознаменовала формирование в начале второй четверти XIX в. особой системы в карательной политике российского государства — системы политической ссылки. [1]
К концу 19 века Якутия была густо заселена ссыльными. Например, в 1883 г в Ботурусском улусе находились 248 ссыльных, а в Мегинском улусе 202. Подавляющее большинство — уголовники. В Мегино-Кангаласском районе отбывали ссылку около 80 политических ссыльных. Центрами политической ссылки стали наслега: Павловск, Табага, Нахара и наибольшее количество ссылочных мест в Алтанском наслеге, район Намчы. В основном, в Мегинский и Восточно-Кангаласский районы отсылали участников нелегальных кружков, организаций, противников самодержавия, народовольцев, членов РСДРП. [1]
Наибольшее количество политических ссыльных прибыло в Мегинский и Восточно-Кангаласский район в 1880-х — начале 20 века. Ссыльные: А. А. Петерсон, П. П. Подбельский, Стулов, Петров, Ростислав Стабелин-Каминский сыграли заметную роль в формировании мировоззрения мегинцев, деятельность политических ссыльных сыграла важную роль в развитии Якутии, Мегино-Кангаласского района. Они сыграли большую роль в становлении и развитии образования в районе.
Нахаринский наслег — один из наиболее крупных наслегов Восточно-Кангаласского улуса. Из ведомости представленного Мегинской управой Якутскому полицейскому управлению видно, что в 12 наслегах улуса проживало 358 ссыльных. Из них 107 были членами семей ссыльных (дети, жёны). Политических ссыльных из них было 2. В Нахаринском наслеге проживало 65 ссыльных.
С ссыльными, проживавшими в Нахаринском наслеге, можно ознакомиться в статье энтузиаста-краеведа, почетного жителя наслега Устинова Д., в книге «1 Наахара» выпущенной в серии «Саха Сирин нэьилиэктэрэ», в книге «Наахара мин дойдум» записанной по воспоминаниям Василия Уломжинского, в статье в газете «Бэлэм буол» от 24 октября 1982г в статье «Таалай куел кыыьа».
В книге «Наахара мин дойдум» есть статья «Наахара5а кимнээх диэн нууччалар олорбуттарай?», записанная по воспоминаниям Василия Уломжинского от 7 июля 1969 года. Старожилы хорошо помнили троих из них: Лотов Николай Елисеевич, Арон Цугель, Иванов Митрофан «Мииттэрэпээн нуучча» [2].
В книге «1 Наахара» в статье «1 Наахара5а сыылка5а кэлбит омуктар» Устинова Д. Х. пишется об Ароне Цугеле.
В статье П. Филиппова в газете «Бэлэм буол» от 24 октября 1982г «Таалай куел кыыьа» написано, что действительно дед Раисы Цугель Арон Цугель с семьей отбывал ссылку в Нахаринском наслеге.
Лотов Николай Елисеевич — русский, жил в местности Харданааччы. У него родился сын от местной жительницы, которого звали Сидоров Яков Семенович 2 «Нуучча Дьаакып». Он был статным, высокого роста, сильным. «Лотов Н. Е. Куохаан Сиидэр уола кэргэнин кытта билсэн онно уол о5олонор. Ол уола Сидоров Яков Семенович2 Нуучча Дьаакып диэн ааттанара. Нуучча Дьаакып улахан унуохтаах, куустээх киьи буолан 1 Тыыллыма5а Ларионов Иван диэн киьиэхэ хамначчытынан улэлээбит. Итинтэн кэлин Никифоров Гаврил Васильевич Манньыаттаа уолугар лааппытыгар улэлээбитэ. Кэлин Молотов колхозка ер сылларга тимир ууьунан улэлээбитэ». Лотов Николай Елисеевич взял в жены дочь Топпо Дьэппириэм. Научил местных сеять и выращивать пшеницу [2].
Еврей Арон Цугель вместе с женой, с 4 сыновьями, невесткой, внуком и с дочерью. Одним из сыновей был Израиль Цугель, отец Раисы Израильевны Цугель, жены Максима Кировича Аммосова. Семья Цугель была выслана в 1 Нахаринский наслег в 1883г. Достоверно неизвестно, в каком месте точно проживала семья. Как упоминает Д. Х. Устинов, семья проживала в алаасе Чохчо5ор, вблизи местности Чуочабылу местного якута Олооччу Хабырыыс. Чем занималась семья, как долго проживала в данной местности тоже неизвестно. Местные люди звали его «ыыһыт», что означало еврей. Потом семья переехала в город Якутск. Далее о семье Цугель можно узнать из источников в интернете на сайте «Еврейские корни». Состав семьи Израилья Цугель:Цугель Израиль Арон, жена Цивия, дети Левия 12 лет, Рая 8 лет, Матвей 6 лет, Иосиф 4 лет, Наум 3 лет и Лев 1 года. Якутские мещане, торговля разными товарами, жили в доме Попова на Малобазарной улице. [4]
Митрофан Иванов — русский. Жил в местности «Илин Бэс куел». Взял в жены якутку Марфу Федоровну Кириллину. Построил дом, три амбара, держал скот, сеял пшеницу, картофель. Родился сын Ион. Местные жители научились у него выращивать и сеять пшеницу и картофель. Сын Ион Митрофанович Иванов вырос статным, высоким, светлым. [2]
Русские ссыльные взяли в жены якуток и остались жить в Нахаринском наслеге. В Нахаринском наслеге, как упоминается в книгах, жили русские ссыльные. «Бу Тиэлиги бөһүөлэгин утары үрэх уҥуор халдьаайы мыраан анныгар бэс чагдаҕа соҕотох нуучча балаҕан туттан олорбут өтөҕүн онно билигин да омооно биллэр. Балаҕан баҕаналара тостон сыталлара баара эбитэ үһү». Факт проживания русских ссыльных в моем наслеге можно увидеть в названиях местностей: Ньуучча уруйэтэ, Дьааккаан кыыьа, Кааппын бэьин куелэ, Ньууччака. Как рассказывают старожилы, у речки Тохтоьут русские добывали известняк. «Үһүйээн кэпсээнинэн Тохтоһут үрэҕэр Киргиэлэй буор дьиэтин халдьаайы мыраанын анныгар нууччалар испиэскэ умата сылдьыбыттара диэн кырдьаҕастар кэпсииллэр. Ол дьон хаһан, ханна олоро сылдьыбыттара биллибэт ». [2]
Таким образом, по рассказам старожилов, Устинов Д. Х., Василий Уломжинский в своих работах упомянули факты проживания ссыльных в Нахаринском наслеге.
По итогам исследования, можно сделать следующие выводы:
- Политическая ссылка была главным инструментом российского самодержавия в борьбе против деяний, затрагивающих основу самодержавия.
- Анализ рассматриваемой проблемы показал, что в истории якутской политической ссылки наименее изученными являются ссыльные в Нахаринском наслеге. Это и обусловило выбор предмета исследования.
- Собран материал по воспоминаниям старожилов Нахаринского наслега о ссыльных проживавших в конце 19 века.
- Арон Цугель, дедушка Раисы Израильевны Цугель-Аммосовой действительно был сослан в Нахаринский наслег и проживал вместе с семьей.
- Вклад политических ссыльных имел огромное прогрессивное значение: Появилось пашенное земледелие, укрепились традиции оседлого быта; шел процесс приобщения к русской культуре, что не могло не повлиять на складывание яркой самобытной культуры северного общества.
Литература:
- Якутская политическая ссылка: историко-юридическое исследование: учебное пособие Казарян П. Л. Якутск. ЯГУ 1999г.
- Дойдум миэнэ Наахара. Дьокуускай 2014с. Мэнэ-Ханалас улууһа
- 1 Наахара. Мэнэ Хаҥалас нэһилиэктэрэ серия Дьокуускай. 2012с.4.
- Интернет сайт «Еврейские корни» https://www.forum.j-roots.info/viewtopic.php?t=1545