В статье рассматриваются особенности восприятия зрителем сценического выхода исполнителей в танце. Раскрываются аспекты танца как исполнительского и пространственно-временного вида искусства, формирующие механизмы управления интерпретацией хореографического произведения.
Ключевые слова: сцена, танец, зритель, восприятие.
Создание танцевального номера — сложный творческий процесс, требующий от его создателя — постановщика — знания особенностей хореографического искусства. Главная цель и смысл любого искусства заключается в художественном образе. Автор вкладывает в свое произведение конкретный смысл и идею, добиваясь постижения этой идеи зрителем через использование особых выразительных средств. При этом успех будущей постановки зависит от целого ряда критериев, среди которых особо стоит отметить зрительское восприятие — реакцию публики, уровень вовлеченности и интерес к выступлению.
Особую значимость зрительского восприятия подчеркивает тот факт, что танец — это вид исполнительского искусства, который предполагает создание художественного произведения в процессе его исполнения. Это означает непосредственное перцептивное взаимодействие зрителя и танцовщика. Зритель вступает в совместный творческий процесс с исполнителем по созданию художественных образов, сообразно своим индивидуальным особенностям восприятия. Субъективные факторы, такие, как сила эмоционального воздействия, эстетическое восприятие и личное отношение зрителя к танцу, играют доминирующую роль при формировании мнения о хореографическом номере.
Интерпретация хореографического произведения зрителем является важным аспектом зрительского восприятия. При восприятии художественного образа созерцающий сам наделяет его тем или иным значением. [3, с. 12] Каждый человек имеет свою точку зрения и своё понимание увиденного, что может привести к различным субъективным интерпретациям одного и того же произведения.
Отсюда следует задача постановщика — добиться максимального совпадения идей, заложенных в хореографическом произведении, с его смысловым восприятием зрителем. При этом стоит учитывать культурный контекст, который включает в себя традиции, обычаи, ценности и нормы, которые формируются в обществе и влияют на то, как человек воспринимает искусство. Например, в разных культурах существуют разные представления о красоте, гармонии и пропорциях. Это может отражаться в произведениях хореографического искусства, созданных в этих культурах. Также культурный контекст определяет отношение общества к искусству танца в целом, и его направлениям. Так, в классическом балете особое внимание уделяется технике и точности движений, когда в современном танце ценится импровизация и выражение индивидуальности.
В диалоге со зрителем постановщик должен учитывать то, что хореографическое искусство оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя, вызывая различные чувства и переживания. Поэтому постановщик должен владеть знаниями психологических механизмов, лежащих в основе реакции зрителей на сценические представления, учитывать факторы, влияющие на восприятие танца, такие как эстетика движений, гармония рисунков, музыкальное сопровождение, эмоциональный контекст и индивидуальные особенности зрителей.
Эмоции и ощущения играют ключевую роль в формировании восприятия. В художественном произведении способность его формы к эмоциональному воздействию является первостепенным условием для того, чтобы произведение могло быть воспринято и понято. [2, с. 13]
На специфику сценического бытования танца влияют его особенности как исполнительского, так и пространственно-временного вида искусства, объединяющего пространство, время, исполнителей и зрителей. [5, с. 135]
Танец существует исключительно во времени. Каждое движение, каждое па связано с определенным моментом времени. Ритм и темп определяют скорость исполнения танца, а длительность каждого элемента определяет его продолжительность. Важнейшим элементом временного аспекта танца является музыкальное сопровождение, которое задает ритм и темп движениям.
Танец существует в пространстве. Каждый шаг, поворот и прыжок занимают определенное положение в пространстве. Расположение танцоров на сцене, их перемещения и взаимодействия формируют пространственную структуру танца. Пространство может быть использовано для создания различных эффектов: симметрии, асимметрии, динамики и статики.
Одним из уникальных свойств танца является тесная взаимосвязь временных и пространственных характеристик. Время и пространство в танце неразрывно связаны: каждое движение происходит одновременно в определенном месте и в определенный момент времени. Эта взаимосвязь позволяет создавать сложные композиции, в которых движения плавно переходят одно в другое, формируя единое целое.
Поэтому восприятие танца отличается от восприятия других видов искусства. Оно основано на одновременном восприятии движения, звука и визуального образа. Зритель воспринимает танец как единый поток информации, который меняется во времени и пространстве. Это требует особого внимания и концентрации, так как информация поступает сразу по нескольким каналам.
Временная ограниченность определяет структуру, динамику и восприятие танца. Хореографическое произведение существует только в момент его исполнения и не может быть воспринято в другое время.
Временная ограниченность является важным фактором, влияющим на восприятие и интерпретацию произведения зрителями. Она может, как усилить воздействие произведения, так и снизить его качество. Этот временной лимит накладывает определенные ограничения на структуру, содержание и форму постановки.
В условиях временной ограниченности одним из важнейших аспектов восприятия хореографического номера является первое впечатление, которое формируется в первые 5–7 секунд его исполнения. Первое впечатление определяет настрой зрителя, его ожидания и предвкушение дальнейшего развития событий на сцене.
Кроме того, уже начальные строки, сцены, эпизоды произведения дают представление о его целостности, об особенностях того художественного единства, которое реципиенту предстоит эстетически освоить. [1, с. 445]
Со временным аспектом связаны скорость и темп выхода исполнителей. Медленный и грациозный выход может создать атмосферу таинственности и ожидания, в то время как быстрый и энергичный — моментально вовлекает зрителей в действие, заряжая их энергией.
Понимание механизмов формирования первого впечатления позволяет хореографам и постановщикам эффективнее управлять восприятием своей работы и достигать желаемых результатов.
Важность первого впечатление обусловлено и проблемой «клипового мышления». Внимание современного зрителя рассеивается быстро, и чтобы удержать его, нужно действовать эффективно. Это особенно актуально для танца, где первые секунды выступления решают многое. Концепция «5 секунд славы» в танце подразумевает, что именно это короткое время должно быть максимально впечатляющим, захватывающим и способным заинтересовать зрителя, чтобы он продолжил просмотр.
Чтобы создать сильное первое впечатление, хореографы используют различные стратегии:
— контраст. Резкий переход от спокойного начала к энергичному развитию или наоборот может привлечь внимание и заинтересовать зрителя.
— симметрия и асимметрия. Использование симметричных или асимметричных композиций в начальной сцене может создать ощущение стабильности или динамики соответственно.
— неожиданность. Неожиданные элементы, такие как внезапные смены темпа или неожиданная смена направления движения, могут удивить зрителя и удержать его внимание.
— минимализм. Минималистичный подход, когда акцент делается на простоте и чистоте линий, может создать сильное впечатление благодаря своей ясности и лаконичности.
— интерактивность. Включение элементов интерактивности, например, прямого обращения к зрителю или использования необычного пространства, может усилить эмоциональную связь и сделать первое впечатление более запоминающимся.
Пространство в танце определяется несколькими параметрами: размером сцены, расположением объектов и артистов, а также их движением. Одним из основных элементов сценического действия является рисунок. [5, с. 135].
Рисунок в контексте танца служит мощным выразительным средством. Танцор не только движется, но и занимает пространство сцены, используя его как средство выражения. Он может «заполнять» пространство или, наоборот, оставлять пустоты, создавая контрасты и подчеркивая определенные моменты. Перемещение исполнителей, использование разных уровней сцены (высоты), создание разнообразных траекторий — все это придает рисунку танца глубину и динамику.
Выбор направления для начала танца, а также сам способ выхода, — это важные элементы «рисовального» аспекта хореографии. Они задают тон, создают первое впечатление и влияют на восприятие всего последующего действия. Выбор не случаен и зависит от многих факторов:
— сюжет и идея танца. Если танец повествует историю, то выход из кулисы может быть частью повествования. Например, появление из-за темной кулисы может символизировать выход из мрака, а выход из светлой — начало нового дня.
— характер и настроение танца. Для драматичного, напряженного танца может подойти выход из глубины сцены, создавая ощущение тайны или угрозы. Для лёгкого, радостного — неожиданное появление из-за боковой кулисы, подчёркивающее динамику и энергию.
— композиция и пространственное решение. Выход из центральной кулисы часто используется для акцентирования на центральной фигуре или для создания симметричной композиции. Выход из боковых кулис может быть использован для создания движения, диагоналей, и асимметрии
— взаимодействие с декорациями. Выход из-за определённой декорации может добавить смысла и контекста. Например, появление из-за занавеса, скрывающего какой-то объект, может создать интригу.
— взаимодействие с другими танцорами. В групповом танце выбор кулисы и способ выхода могут подчеркнуть взаимоотношения между танцорами, их иерархию или взаимодействие.
Расположение исполнителей на сцене в момент выхода определяет визуальную композицию и восприятие общего образа. Различные варианты расстановки могут создавать совершенно разные впечатления:
— симметричная композиция. Создает ощущение порядка и гармонии. Подходит для классических и строгих постановок.
— асимметричная композиция. Добавляет динамики и интереса, подчеркивает индивидуальность каждого исполнителя.
— групповая композиция. Акцентирует внимание на коллективном взаимодействии и единстве исполнителей. Постепенное увеличение количества действующих лиц в постановке повышает интерес зрителя.
Варианты выхода создают различное визуальное воздействие. Два основных направления — горизонтальное и вертикальное — играют важную роль в создании визуальной композиции и эмоциональной атмосферы хореографического произведения.
Горизонтальное движение означает перемещение артистов вдоль сцены слева направо или справа налево. Оно наиболее естественно для человеческого восприятия, поскольку мы привыкли видеть объекты, движущиеся параллельно горизонту. Горизонтальное направление подчёркивает ширину и протяжённость пространства, успокаивает глаз и акцентирует тяжесть.
Выход исполнителей в танце слева направо традиционно воспринимается зрителем как естественный и позитивный. Это снижает когнитивную нагрузку и позволяет сосредоточиться на самом танце, а не на попытке понять, что происходит. Данное направление ассоциируется с прогрессом, развитием и продвижением вперед. Такое движение создает ощущение энергии, стремления и целеустремленности.
Для большинства зрителей движение справа налево выглядит менее привычным и естественным, чем противоположное направление. Это может привлечь внимание и вызвать интерес, создавая ощущение новизны и оригинальности. Такое движение может восприниматься как более медленное и задумчивое.
«Вертикальное» движение является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину, подчеркнуто акцентирует ритм композиции, может акцентировать индивидуальность объекта. При этом зрителем воспринимается движение сверху вниз как более естественное, чем движение снизу вверх.
Выход на просцениуме и первом плане воспринимается громоздко. Слишком крупное движение на «носу» у зрителя утомляет восприятие. На втором плане человек воспринимает всё сразу — хорошо делать выходы, когда выход персонажа нам бросается в глаза. На третьем и четвертом плане незаметнее становятся физические усилия и мимика исполнителей, но зато взгляд охватывает всю или большую часть сценического пространства. Поэтому задние планы хороши для больших монументальных композиций, масштабных мизансцен (статичное расположение на сцене). [4, с. 12]
«Диагональные» направления создают движение и развивают пространство сцены в глубину, диагональные композиции всегда динамичнее чисто вертикальных и, тем более, горизонтальных. Выразительность и визуальная активность перемещения объекта или объектов по диагонали вглубь сценического пространства достигается так же еще за счет двух факторов. Первый — диагональ, самая протяженная линия движения на сцене. Второй — возможность обозрения объекта в развороте трех четвертей объема.
Диагональ из левого дальнего угла в правый ближний угол сцены называется «диагональю входа». Зрители ожидают появления персонажа именно из этой области. Это диагональ зачина и пролога. Обратную диагональ называют демонстрационной или диагональю ухода. Она создает ощущение удаления, завершенности действия.
Диагональ из левого ближнего угла в правый дальний символизирует развитие событий, движение вперёд, переход к новой фазе действия. Она может использоваться для демонстрации изменений в персонаже или ситуации.
Диагональ из правого ближнего угла в левый дальний выражает возврат к началу, отступление или регресс. Она может указывать на возвращение к исходной точке, отказ от продвижения вперёд.
Известны постановки, которые начинаются, когда уже исполнители расположились, застыли на сцене. Такая пауза создает напряжение и ожидание. Резкий переход от статики к динамике может создавать сильный эффект контраста, привлекая внимание зрителей и подчеркивая важность первого движения.
В заключение следует отметить, что помимо факторов, связанных с классификацией танца как исполнительского и пространственно-временного вида искусства, на зрительское восприятие влияют и иные факторы, например, музыка, сценического освещение, эмоциональное подготовка, которые могут стать отдельными темами для исследований. Успешное сочетание всех этих элементов позволяет создать незабываемый первый момент, который задаст тон всему дальнейшему выступлению и оставит яркое впечатление у зрителей.
Литература:
- Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев — М.: Высш. шк., 2002. — 511с.
- Кондаков А. К. Основы художественной композиции: Учебное пособие. Томск: ТУСУР, 2012. — 39 с.
- Никитин В. Н. Арт-терапия. Учебное пособие / В. Н. Никитин — «Когито- Центр», 2014. — 328с.
- Особенности зрительского восприятия и его влияние на создание хореографического произведения: методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов / ГБПОУ ИОКК; сост. Кочева А. В., преподаватель ИОКК, Потапова А. А., студентка ИОКК. — Иркутский областной колледж культуры. Иркутск, 2021. — 39с.
- Панферов В. И. Искусство хореографа: учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» / В. И. Панферов; Челяб. гос. ин-т. Культуры. — Челябинск: ЧГИК, 2017. — 320с.