В статье автор исследует различия человеческого и искусственного интеллекта при решении математических задач.
Ключевые слова: искусственный интеллект, человеческий мозг, работа, задачи.
Искусственный интеллект очень быстро проник в жизнь современного общества, и многие люди уже не представляют свою жизнь без использования ИИ. А ведь ещё недавно его внедрение в человеческую жизнь казалось чем-то невозможным и фантастическим, но уже сегодня искусственный интеллект используется во всех сферах жизнедеятельности человека. Главные задачи ИИ — это упрощать и улучшать качество жизни человека там, где это возможно, а также понять, как устроен человеческий интеллект, и смоделировать его работу и функции.
Искусственный интеллект достаточно широко используется не только в быту, медицине или промышленности, но также и в образовании. В особенности среди школьников, которые решают задачи и выполняют задания не своими усилиями, а с помощью ИИ. Но если написать различные эссе, сгенерировать изображения, создать презентации или ответить на вопрос у искусственного интеллекта получается чаще всего очень хорошо, то вот решение математических и геометрических задач искусственному интеллекту удается решить не всегда. Но в чем же причина? Почему многофункциональный ИИ не справляется с математическим решением?
Рис. 1. Сгенерированное изображение с помощью ИИ
Начнем с того, что искусственный интеллект лишь имитирует и старается воспроизвести работу человеческого интеллекта. К счастью или сожалению, ИИ не может полностью воссоздать человеческое мышление, так как головной мозг имеет очень сложное строение, в нем более 86 миллиардов нейронов и большое количество мозговых соединений. Ученые сами еще имеют неполное представление о функциях мозга, взаимодействии нейронов и мозговых сигналов, они еще не до конца изучили работу человеческого мозга.
Структура и функции головного мозга гораздо сложнее и активнее, чем у нейросетей, потому что человеческий мозг обучается на протяжении всей своей жизни, что позволяет ему накопить опыт и знания, а позже применить эти новые навыки в различных ситуациях, адаптируясь к новым условиям. Наш мозг способен к самоорганизации, восприятию, мышлению, самообучению и даже генерации речи, что делает его невероятно мощным и гибким инструментом в решении различных целей. Таким образом, именно эти отличительные черты человеческого мозга позволяют ему беспрепятственно справляться с математическими задачами и решениями.
Далее следует отметить, что обучение ИИ основано на работе с огромным набором различных данных и по установленным шаблонам, а не на осмысленном анализе условия. Например, для решения сложных геометрических и математических задач недостаточно лишь знать теоремы и доказательства, нужно понимание и представление более глубоких взаимосвязей и зависимостей, чем решение по закрепленному шаблону. Математика в большинстве своем строится на абстракции: числа, символы, функции, бесконечности. Искусственный интеллект справляется с конкретными числами и задачами, но абстрактные понятия, такие как задания с пределами, функциями или доказательствами в геометрии, остаются для ИИ достаточно сложными.

Рис. 2. Искусственный интеллект в стадии работы
Также сложности для искусственного интеллекта может вызывать обработка языка при решении текстовой математической задачи. Так как ИИ сталкивается с дополнительными трудностями, такие как: опечатка или ошибка в веденном тексте, неоднозначный смысл слов и зависимость слов от контекста, синонимия и избыточность различных формулировок, также искусственный интеллект не всегда правильно «понимает» значение отдельных слов, допускает грамматические и орфографические ошибки и путается в синтаксисе языка.
Хочется еще добавить, что пока что невозможно создать подходящую структуру для сложных математических вычислений. Алгоритмы искусственного интеллекта не приспособлены для строгих математических вычислений и логики, так как их подход основан на вероятном анализе, ИИ лишь имитирует человеческий интеллект, поэтому не может также четко анализировать и рассуждать как головной мозг, что может привести к ошибкам в расчетах задачи, где требуется точность.
Таким образом, искусственный интеллект еще далек от того, чтобы соперничать с человеческим мозгом в математике. Проверка решений сложных математических задач с помощью искусственного интеллекта на данный момент требует участия человека, поэтому ИИ еще не способен создавать новые математические доказательства, концепции или теоремы. Пока что невозможно сымитировать полностью работу, функции и анализ головного мозга при помощи ИИ так, чтобы искусственный интеллект сам решал математические задачи на основе глубокого анализа и понимании, а не на заданных шаблонах и алгоритмах. Тем не менее, развитие искусственного интеллекта постоянно развивается, создавая новые усовершенствованные алгоритмы, что дает ему возможность в будущем познать и решать математические и геометрические задачи.
Литература:
- Анциферова, А. С. Искусственный интеллект, как область науки / А. С. Анциферова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. — Москва: Печатный цех, 2023. — С. 47–53.
- Что представляет собой искусственный интеллект (ИИ)? — Текст: электронный // Хабр: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/articles/710350/ (дата обращения: 21.01.2025).
- Может ли ИИ решать математические задачи? — Текст: электронный // dzen: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/Z2pNESLy7FdJdajH (дата обращения: 21.01.2025).