На одном из наших уроков информатики возник вопрос: «Может ли робот интегрироваться в человеческое общество? И в процессе поиска ответа на данный вопрос мы пришли к парадоксу: робот не может полноценно вписаться в человеческое общество, потому что слишком похож на человека. Да, человекоподобный робот не сможет стать полноценным членом общества, потому что человек будет сторониться его, и тому есть ряд причин, одна из которых — зловещая долина.
Понятие «Зловещая долина» описал в своем эссе японский профессор робототехники из Токийского технологического института Масахиро Мори в 1970 году. [2] В своей работе он описал явление, когда человек испытывает негативные эмоции при контакте с механическим объектом, максимально схожим внешне с человеком. Под словом «долина» в данном случае следует понимать впадину, критически низкую точку на графике. В эссе Масахиро Мори указан график зависимости эмоциональной реакции от человекоподобности объекта. [2] Одна из интерпретаций графика указана на изображении (рис. 1).
Рис. 1 График зависимости эмоциональной реакции человека на человекоподобные объекты
Серой вертикальной зоной на этом графике указана зловещая долина. На графике можно видеть, что подвижный человекоподобный объект вызывает более сильные негативные эмоции, чем неподвижный, и этому есть объяснение. Человекоподобный объект, другими словами, робот, не может показывать естественные эмоции, которые может выражать человек. Например, робот, разработанный американской корпорацией «Boston Dynamics» лишь отдаленно напоминает человека, его движения слишком механические, вместо головы расположены оптические датчики. И такой робот на графике находится в высокой положительной эмоциональной реакции. Но существует робот, который вызывает неосознанное чувство страха, паники. Робот София (Sophia), созданный основателем компании Hanson Robotics Дэвидом Хансоном, имеет образ актрисы Одри Хепберн и древнеегипетской царицы Нефертити. Этот робот был впервые представлен в 2016 году и был создан как «Социальный робот», способным проявлять чувство любви и имитировать социальное поведение. Однако при просмотре видеоинтервью с роботом появляются чувства тревоги, страха и дискомфорта. Простыми словами, становится не по себе. Это вызвано тем, как двигается робот, движения частей тела робота, которые по внешнему виду очень походят на человеческие, не отличаются плавностью, проявление эмоций на лице неестественные, более похожи на гримасу, чем на улыбку.
Рис. 2 Робот София на интервью
Этот робот получил различные отзывы со стороны общественности, кто-то восхищается, но некоторых людей робот пугает. Одна из гипотез происхождения данного эффекта описана в научной работе «Когнитивные маркеры эффекта «Зловещей долины» [1]. Эволюционная гипотеза говорит о том, что эффект зловещей долины возникает из-за биологических особенностей восприятия лиц себе подобных. Восприятие лица полностью здорового представителя своего вида формирует в сознании соответствующую категорию, которая имеет в себе ограниченный набор признаков. При исследовании данной гипотезы было замечено, что если представитель вида имеет на своем лице признаки проявления различных болезней (сыпь, язвы, и другие визуальные изменения), то такие проявления вызывают негативную эмоциональную реакцию, так как визуальное восприятие выходит за рамки привычной категории. Аналогичный механизм имеет эффект зловещей долины, но в нём негативную эмоциональную реакцию вызывают механические действия объекта. Подобный опыт проводился и с приматами. Макакам демонстрировали три вида изображений макак: фотографии, фотореалистичная компьютерная графика с изображением макак и компьютерная графика с низким уровнем детализации. Эксперименты показали, что макаки различают лица сородичей на фотографиях и могут отличить фотографию от плохой компьютерной графики. Ученые предположили, что макаки также испытывают эффект зловещей долины, так как уделяли меньшее количество зрительного внимания на фотореалистичное изображение лиц. Однако эксперимент подвергся критике и был сделан вывод, что, хотя распознавание лиц у приматов есть, однако такого же эффекта, как у человека у них не возникает. [1]
В своём эссе Масахиро Мори описал Всемирную выставку 1970 года в Осаке, Япония. [2] Для этой выставки был создан робот, у которого было 29 пар лицевых мышц, столько же, сколько и у живого человека, эти мышцы заставляли его улыбаться также, как человека. Однако при попытке сделать движения мышц медленнее, вместо планируемого результата, чтобы робот выражал счастье, лицо робота стало жутким. Сам Масахиро в своей работе писал, что он надеется, что людям получится сделать роботов, а также протезы для человека, с меньшим «падением в зловещей долины» и чтобы этого достигнуть, необходимо избегать максимальной схожести с человеком.
Рис. 3 Фотография, использованная в оригинальном эссе Масахиро Мори, демонстрирующая работу протеза руки под управлением человеческой руки
На фотографии процесс работы протеза руки, который управлялся человеческой рукой. Как описывает эту демонстрацию Масахиро: «поскольку движения даже механической руки вызывают негативные эффекты, то движения целого робота только усилили бы ощущение жути».
Поскольку эффект зловещей долины вызывает негативную реакцию у человека, то его особенность нашла широкое применение в культуре, литературе и кино. Ещё в 1969 году, за год до выхода эссе Масахиро Мори, в британском издании Harper’s Bazaar был опубликован научно-фантастический рассказ Брайана Олдисса «Суперигрушек хватит на все лето», история о мальчике, который как не пытался, не мог понравится своей матери, но он не знал, что он андроид. [3] Позже, в 2001 году этот рассказ лег в основу фильма «Искусственный разум» режиссера Стивена Спилберга. Также, фильмы «Терминатор», «Чужой» стали классикой научной фантастики, в которой с людьми контактируют андроиды и гуманоиды. Однако, не всегда эффект зловещей долины создается специально. Ошибки людей, отвечающих ща компьютерную графику, могут привести к тому, что некоторые сцены в фильмах выглядят настолько нереалистично, что пугают. Одним из таких фильмов был фильм «Сын маски» 2005 года. Из-за плохой компьютерной графики ребенок в фильме выглядел очень неестественно и пугающе.
Кроме того, эффект зловещей долины может вызывать не только компьютерная графика или человекоподобные роботы. Для некоторых людей чувство страха и дискомфорта могут вызывать клоуны. Примерно 20–30 лет назад получила распространение коулрофобия, так называется боязнь клоунов. Современная медицина не относит её к списку психиатрических заболеваний, но является неофициальной специфической фобией. К таким фобиям более предрасположены дети, в своей работе «Coulrophobia & The Trickster», профессор Калифорнийского университета Джозеф Даруин говорит о том, что «Дети наиболее сильно восприимчивы к знакомому телосложению, с незнакомым лицом». [4] Но есть и взрослые люди, которые боятся клоунов. Знаменитый голливудский актер Джонни Депп, на одном из интервью он признался, что боится клоунов и мимов. Механизм данной фобии работает по описанному выше механизму распознавания лица представителя своего вида: человек видит фигуру человека, но лицо искажено гримом и костюмом, черты лица изменены и движения непривычны. Отличным примером в кинематографе и литературе стало произведение Стивена Кинга «Оно». После выхода в свет данного произведения, началась волна коулрофобии.
Настоящее время стало прорывом во многих отраслях, в том числе в робототехнике и протезировании. Люди с ампутациями могут получить протезы, которые визуально очень похожи на человеческие конечности, а лицевые протезы могут помочь визуально полностью восстановить утраченную внешность при сильных повреждениях. При этом могут возникать негативные эмоции. Если человек получил серьезные повреждения лица и внешности, то специально под его внешность может быть изготовлен гиперреалистичный протез, который скрывает дефекты внешности. Однако, при общении с таким человеком может возникнуть чувство тревоги, так как протез может не двигаться, но выглядеть как живая часть тела.
Рис. 4. Пример восстановления внешности с помощью лицевого протеза при травмировании от огнестрельного ранения головы
Мы можем сделать вывод, что современная наука и технологии способны создать очень реалистичных роботов, протезы, фотореалистичную компьютерную графику, но всегда будут проблемы с восприятием этого со стороны живого человека. Человек как самый развитый вид на нашей планете получил такой необычный инструмент, и мы думаем, что он получил его не просто так.
Литература:
- В. Д. Илюшичев, А. В. Чистопольская, А. А. Курицын Когнитивные маркеры «Зловещей долины». Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, РФ.
- Masahiro Mori. The Uncanny Valley, 1970 г, Токийский технологический университет, Япония.
- Олдисс Брайан. Суперигрушек хватает на все лето, 1969 г. Harper’s Bazaar, Великобритания.
- А. Г. Некита. Демократический профиль развлекательной повседневности: символ клоуна-убийцы в американском фильме ужасов, 2020 г, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.