Влияние введения элементов йоги в урок физической культуры на объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников средних классов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Здоровьесбережение

Опубликовано в Юный учёный №2 (87) февраль 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Старостин, С. Д. Влияние введения элементов йоги в урок физической культуры на объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников средних классов / С. Д. Старостин, С. А. Серова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 2 (87). — С. 48-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/87/4768/ (дата обращения: 22.02.2025).



Цель исследования — выявить влияние элементов йоги на объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников после занятий физкультурой. В статье рассмотрена проблематика концентрации и устойчивости внимания школьников средних классов после занятий физкультурой, а также практики йоги, используемые для восстановления организма после нагрузок. Мы определили объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников после занятия физкультурой с помощью тестов Бурдона и теста «кольца Ландольта». Организовали и провели занятие физкультурой с элементами йоги и повторно определили объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников. Проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что включение элементов йоги в уроки физкультуры позволяют организму быстрее восстановиться и подготовиться к умственному труду. Проведенное нами исследование показало, что включение элементов йоги в уроки физкультуры положительно сказывается на объеме, устойчивости и концентрации внимания.

Ключевые слова: йога, внимание, тест Бурдона, урок физкультуры, кольца Ландольта, асана.

Введение

Занятия физкультурой — необходимый элемент здорового образа жизни.

Выполнение физических упражнений повышает уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижает заболеваемость. Регулярная физическая активность в детском и подростковом возрасте повышает силу и выносливость, способствует формированию здоровых костей и мышц, помогает контролировать вес, снижает тревожность и стресс, улучшает кровяное давление и повышает самооценку за счет спортивного внешнего вида и хорошей физической формы. Особенно это актуально в современном мире гаджетов и технологий, в котором потребность в двигательной активности всё меньше и меньше. Именно поэтому в школьной программе присутствуют уроки, на которых дети занимаются физической культурой. Физическая нагрузка мобилизует организм. При этом увеличивается частота сердечных сокращений, давление, активизируется нервная система. В целом организм перестраивается, подготавливая себя к физическим нагрузкам. Перестройка организма требует времени, поэтому в начале занятия рекомендуется делать разминку, а в конце заминку. Ещё некоторое время после физических нагрузок, иногда достаточно продолжительное, организм находится в мобилизованном состоянии и в этот период умственные упражнения даются с трудом, снижается объем, концентрация и устойчивость внимания. К сожалению, в школе не всегда есть возможность поставить урок физкультуры в конец расписания. Поэтому важно, чтобы в процессе заминки были подобраны упражнения, позволяющие максимально быстро и эффективно выйти из состояния мобилизации и привести организм в состояния покоя.

В связи с чем предпринято настоящее исследование, выдвинута гипотеза, определены цель и задачи.

Объект исследования : Объем, устойчивость и концентрация внимания школьников после занятий физкультурой.

Предмет исследования : Влияние введения элементов йоги в урок физической культуры на объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников средних классов.

Гипотеза : Введение элементов йоги в урок физической культуры положительно сказывается на объеме, устойчивости и концентрации внимания школьников средних классов.

Цель : Выяснить влияние элементов йоги на объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников после занятий физкультурой.

Задачи :

  1. Изучить проблематику концентрации и устойчивости внимания на уроках для школьников средних классов;
  2. Изучить практики, используемые в йоге для восстановления организма после нагрузок;
  3. Определить объем, устойчивость и концентрацию внимания после занятия физкультурой без элементов йоги;
  4. Организовать и провести занятия физкультурой с элементами йоги;
  5. Повторно определить объем, устойчивость и концентрацию внимания после занятия физкультурой с элементами йоги;
  6. Проанализировать результаты и определить влияние элементов йоги объем, устойчивость и концентрацию внимания школьников после занятий физкультурой.

Концентрация и устойчивость внимания у школьников средних классов

Внимание — это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия или действии при одновременном отвлечении от других.

Внимание делится на следующие виды:

— Произвольное внимание — сознательный процесс, направленный на сосредоточение на каком-либо объекте, даже при отсутствии личного интереса, но необходимый в силу каких-либо причин (профессиональная деятельность, обучение и тому подобное);

— Непроизвольное внимание — неосознанный процесс, вызывается новыми, яркими или нестандартными объектами;

— Послепроизвольное внимание — произвольное, не требующее специального сосредоточения в силу личного или профессионального интереса.

Внимание обладает следующими основными свойствами:

— Объем внимания — это количество объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью;

— Концентрация внимания — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти;

— Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности;

— Переключаемость внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой;

— Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания [1].

Внимание является основой успешной познавательной деятельности и принадлежит к числу важных психических процессов, влияющих на успешность обучения школьников средних классов. Именно от особенностей внимания зависит, как долго ученик может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается выделять объект и рассматривать, изучать его достаточно долгое время. Объем, устойчивость и остальные свойства внимания у школьников средних классов, как правило не так развиты, как у взрослых. Поэтому очень важно создавать все условия для развития внимания. Важно избегать факторов, которые отрицательно влияют на внимание. Перевозбуждённость, физическая усталость, сильный эмоциональный всплеск, всё это факторы, отрицательно влияющие на внимание. Для анализа мы выбрали следующие свойства: объем, концентрацию и устойчивость внимания.

Практики йоги, используемые для восстановления организма после нагрузок

Йога — в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния [2]. Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных), поэтому развивает человека всесторонне — через тело, ум и эмоции. Хотя изначально йога — это духовная практика, нас интересует работа с физиологическими функциями организма через физические упражнения. Адаптированные техники, где акцент делается на работу с телом и дыханием.

Йога помогает:

— Улучшить концентрацию внимания, развить стрессоустойчивость и навыки замедления ритма жизни;

— Восстановить эмоциональный фон, успокоить психику;

— «Обновить» организм и урегулировать гормональный фон;

— Улучшить качество сна;

— Укрепить физическое здоровье (силу, гибкость, баланс).

При этом йога — это не спорт и не фитнес в привычном понимании. Здесь нет необходимости ставить цели и нет соперничества: это личная практика, даже если она происходит в группе.

Как мы видим йога помогает успокоить организм после интенсивных физических и психоэмоциональных нагрузок. Нам нужно выбрать несколько упражнений, наиболее эффективно восстанавливающих организм после занятия физкультурой.

Пашчимоттанасана — является одной из классических асан йоги, которая помогает расслабиться и улучшить гибкость. Выполняется следующим образом: сядьте на коврик для йоги, прямо, с вытянутыми вперед ногами. Убедитесь, что ваши стопы слегка сжаты вместе. Вдохните и поднимите руки над головой. Почувствуйте растяжение в вашем теле. Выдохните и медленно наклонитесь вперед, пытаясь дотянуться до своих ступней. Постарайтесь прижать живот к бедрам, а грудь к коленям. Держите эту позу на протяжении нескольких глубоких вдохов и выдохов. Постепенно попробуйте углубить наклон. Вдохните и плавно поднимитесь обратно в сидячее положение.

Сукхасана (поза счастья или поза покоя) — простая медитативная техника. Для ее выполнения сядьте на пол с прямой спиной и скрестите ноги так, чтобы стопы были подняты и помещены под противоположное бедро. Руки можно положить на колени или согнуть в жесте медитации. Сукхасана помогает сфокусироваться, привести мысли в порядок и укрепить мышцы спины и ягодиц.

Поза ребенка рекомендуемая позиция йоги от стресса или зажатости. Как выполнять: Разместитесь на слегка расставленных коленях, стопы оставьте вместе, опустите на пятки ягодицы. Согнитесь вперед, руки выпрямите, вынесите вперед, поставьте ладонями вниз, корпус положите между бедрами. Голову установите лбом на пол. Хорошо растяните позвоночник, вытягиваясь всем телом.

Поза бабочки — заслуженно относится к одной из часто применяемых в комплексах йоги асан. Она выполняется следующим образом: Необходимо сесть на пол с прямой спиной и выпрямленными ногами, согнуть ноги в коленях, соединив стопы вместе. Обхватить руками сомкнутые стопы и подтянуть пятки как можно ближе к промежности. Максимально выпрямить спину, растягивая позвоночник. Колени максимально развести в стороны, аккуратно расталкивая их локтями, и по возможности опустить колени на пол. Сохраняя спину прямой, на выдохе наклонить корпус вперёд, на сколько это возможно, стараясь лбом или носом коснуться пола.

Шавасана — это одна из самых известных асан в йоге, которая помогает расслабиться и уменьшить стресс. Порядок выполнения: лягте спиной на коврик для йоги, расположив ноги на ширине бедер и позволив им естественно отклониться в стороны, руки должны быть расположены вдоль тела с ладонями, повернутыми вверх, закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Дышите медленно и глубоко, позволяя всему телу расслабиться, постепенно пройдитесь мысленно по всему телу, начиная от пальцев ног и заканчивая верхушкой головы, расслабляя каждую часть, оставайтесь в этой позе на протяжении 5–15 минут, сохраняя полное сосредоточение на своем дыхании, плавно начните двигать пальцами рук и ног, затем медленно поднимитесь в сидячее положение и оставайтесь в нем несколько минут [3].

Определение объема и концентрации внимания школьников средних классов

Для определения объема и концентрации внимания мы воспользовались тестом Бурдона. В основе методики лежит работа испытуемого со специальным бланком (см. рисунок 1) [4].

Тест Бурдона

Рис. 1. Тест Бурдона

Необходимо на бланке со случайно расположенными буквами вычеркнуть, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «стоп» отметить вертикальной чертой то место бланка, где испытуемого застала эта команда. Время работы 5 мин.

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв. Норма объема 850 знаков и выше.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

,

где С — число строк таблицы, которые просмотрел испытуемый,

П — количество ошибок, пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков. Необходимо помнить, что ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Всего выделяется 4 уровня концентрации:

— низкая (1–3 балла);

— средняя (4–6 баллов);

— высокая (7–9 баллов);

— очень высокая (> 10 баллов) [5].

В исследовании приняли участие ученики 6–2 класса МАОУ СМТЛ. Возраст участников 11–13 лет. Для определения концентрации внимания после урока физкультуры, мы воспользовались тестом Бурдона.

Материалы: бланк теста, шариковая ручка.

Инструкция к методу: после урока физкультуры мы попросили детей пройти тест.

Определение устойчивости внимания школьников средних классов

Для определения уровня устойчивости внимания мы воспользовались тестом «кольца Ландольта». На бланке рядами расположены кольца с прорезями в разных местах (см. рисунок 2) [6].

Тест «кольца Ландольта»

Рис. 2. Тест «кольца Ландольта»

Необходимо, просматривая ряд за рядом, вычеркнуть все кольца с прорезью в указанном месте. Через каждые 60 сек по команде «стоп» отметить вертикальной чертой то место бланка, где испытуемого застала эта команда. Время работы 5 мин.

Показатель устойчивости внимания можно вычислить по специальной формуле:

где N количество символов в просмотренной части корректурной таблицы,

n — число ошибок,

t — время выполнения.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд.

Итоговый уровень устойчивости вычисляется по формуле:

где

— максимальное значение из ряда измерений,

— минимальное значение из ряда измерений.

Выделяют 5 уровней устойчивости:

— очень низкая (>4 баллов)

— низкая (3–4 баллов);

— средняя (2–3 баллов);

— высокая (1–2 балла);

— очень высокая (0–1 балла) [7].

В исследовании приняли участие ученики 6–2 класса МАОУ СМТЛ. Возраст участников 11–13 лет. Для определения устойчивости внимания после урока физкультуры, мы воспользовались тестом «Кольца Ландольта».

Материалы: бланк теста, шариковая ручка.

Инструкция к методу: после урока физкультуры мы попросили детей пройти тест.

Организация и проведение уроков физкультуры с элементами йоги

Для школьников 6–2 класса МАОУ СМТЛ были организованы занятия физкультурой с элементами йоги. Занятия проходили в течение 3 месяцев. Для проведения занятий был выбран зал, расположенный по адресу Полевая, 74. Групповое занятие, включало в себя:

— разминка;

— челночный бег;

— прыжки на скакалке;

— баскетбол и т. д.;

— заминка с элементами йоги.

В конце занятий была проведена заминка с элементами йоги, которая включала в себя следующие асаны (см. рисунок 3, рисунок 4):

— пашчимоттанасана;

— сукхасана;

— поза бабочки;

— поза ребенка;

— шавасана.

Занятие йогой Занятие йогой

Рис. 3. Занятие йогой

Выполнение асан

Выполнение асан

Рис. 4. Выполнение асан

В последнем занятии приняло участие 23 ученика. После окончания занятия мы попросили детей пройти тесты Бурдона и «кольца Ландольта».

Повторное определение объема, концентрации и устойчивости внимания школьников средних классов и анализ полученных данных

После уроков физкультуры с элементами йоги мы повторно определили уровень концентрации и внимания учеников 6–2 класса с помощью тестов Бурдона и «кольца Ландольта».

Был произведен анализ бланков тестов Бурдона, заполненных до и после введения элементов йоги в урок физкультуры. По результатам анализа составлена сводная таблица 1.

Таблица 1

Результаты анализа теста Бурдона

Уровень концентрации

Результаты до занятия (чел.)

Результаты после занятия (чел.)

Низкая

15

2

Средняя

6

5

Высокая

2

14

Очень высокая

0

2

Объем внимания

(> 850 символов)

12

18

После урока физкультуры с элементами йоги увеличилась число учеников с высокой концентрацией внимания с двух до четырнадцати. А учеников с низкой концентрацией внимания уменьшилось с пятнадцати до двух. У восемнадцати учеников объем внимания превысил 850 символов, в то время как до введения элементов йоги в урок, только у двенадцати учеников объем внимания превышал 850 символов.

Представленные результаты говорят, о положительном влиянии включения элементов йоги в урок физкультуры на объем и концентрацию внимания учеников после занятия.

Был произведен анализ бланков тестов «кольца Ландольта», заполненных до и после введения элементов йоги в урок физкультуры. По результатам анализа составлена сводная таблица 2.

Таблица 2

Результаты анализа теста «кольца Ландольта»

Устойчивость внимания

Результаты до занятия (чел.)

Результаты после занятия (чел.)

Очень низкая

4

0

Низкая

15

3

Средняя

2

10

Высокая

2

8

Очень высокая

0

2

Мы видим, что до введения элементов йоги в урок физкультуры уровень устойчивости внимания после занятия был очень низкий у четырех человек, после введения элементов йоги в урок физкультуры учеников с очень низким уровнем устойчивости внимания не стало. Зато увеличилось число учеников с высоким уровнем устойчивости с двух до восьми.

Представленные результаты говорят, о положительном влиянии включения элементов йоги в урок физкультуры на устойчивость внимания учеников после занятия.

Заключение

Здоровье человека — один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Для сохранения здоровья важно с ранних лет заниматься физкультурой. Именно поэтому в школьной программе с первого класса присутствует предмет под названием «физическая культура». На этих занятиях детей приучают к тому, что движение и физические нагрузки — это норма повседневной жизни. Однако важно, чтобы занятия физкультурой не мешали основному образовательному процессу. Организм, во время выполнения физических упражнений подстраивается под нагрузки и выход из этого состояния требует определенного времени. Поскольку уроки физкультуры не всегда завершают учебный день, встает вопрос, как бы ускорить процесс «возвращения» работы организма в нормальное состояние после физических нагрузок. В связи с этим было предпринято это научное исследование.

Мы выбрали внимание как один из важнейших факторов, влияющих на успеваемость в обучении. Определили свойства внимания, которые будем анализировать. Это объем, устойчивость и концентрация. В качестве средства ускоряющего восстановление организма после интенсивных физических нагрузок были выбраны асаны йоги.

С помощью тестов Бурдона и «Кольца Ландольта» мы определили объем, уровень и концентрацию внимания учеников 6–2 класса СМТЛ после занятия физкультурой.

Организовали занятие физкультурой с элементами йоги на базе СМТЛ. В заминке учащиеся выполнили несколько асан.

После урока физкультуры с элементами йоги учеников с высокой концентрацией внимания увеличилось с двух до четырнадцати. Также увеличилось число учеников с высоким уровнем устойчивости внимания с двух до восьми.

По результатам анализа можно сделать заключение о том, что включение элементов йоги в уроки физкультуры позволяют организму быстрее восстановиться и подготовиться к умственному труду.

Как показало исследование, включение элементов йоги в уроки физкультуры положительно сказывается на объеме, устойчивости и концентрации внимания. Тем самым наша гипотеза подтвердилась. Введения элементов йоги в урок физической культуры положительно сказывается на объеме, устойчивости и концентрации внимания школьников средних классов. Мы считаем, что введение элементов йоги в уроки физкультуры необходимо делать на постоянной основе.

Литература:

  1. Особенности внимания младших школьников [Электронный ресурс]: Катунова В. В. — Режим доступа: https://pimunn.ru/upload/iblock/df2/h5dohh09je63ermm3600k4baos1ox8ki/Особенности %20внимания %20младших %20школьников.pdf
  2. Йога [Электронный ресурс]: Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога.
  3. Йога перед сном: расслабляющие асаны, которые помогут заснуть [Электронный ресурс]: Тион. — Режим доступа https://tion.ru/blog/joga-pered-snom/
  4. Сравнительный анализ корректурных проб: тест Бурдона и тест «Кольца Ландольта». Ахмедьянова З. И. — «Форум молодых ученых», 2019 г.
  5. «Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона», Сидоров К. Р. — Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2012 г.
  6. Бланк теста «Кольца Ландольта» [Электронный ресурс]: HR-Portal. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/files/landolt_blank.pdf.
  7. Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта) [Электронный ресурс]: Дефектология Проф. — Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/diagnostika_vnimaniya_(korrekturnaya_proba_landolta).


Ключевые слова

внимание, йога, тест Бурдона, урок физкультуры, кольца Ландольта, асана
Задать вопрос