В статье автор проводит исследование посещаемости исторического памятника города Иркутска — ледокола «Ангара» среди воспитанников МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска.
Ключевые слова: туризм, достопримечательности, анкетирование, ледокол «Ангара».
«Ангара» — пароход-ледокол российского и советского флотов, в настоящее время корабль-музей, один из пяти ледоколов дореволюционной постройки. Один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире.
«Ангара» была спущена на воду озера Байкал 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла (Великобритания), где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в 1906 году связка «Ангара» — «Байкал» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.
В 1916 году ледокол вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на КБЖД. После Октябрьской революции 1917 года пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и стало совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на побережье Байкала. Осенью 1918 года, в связи с переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.
25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Чивыркуйского залива и едва не затонул. В 1931–1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт «Ангара» должна была пройти в июне 1941 года, который был отложен в связи с началом Великой Отечественной войны. Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.
Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключён из состава флота в связи с износом оборудования. До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола, и он должен был быть разрезан на металл, но про него забыли и «Ангара» долгое время простояла в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В 1979 году судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту города Иркутска с целью организации на нём филиала областного краеведческого музея. Но, будучи на приколе в микрорайоне Солнечный, в 1983 году, в результате поджога, почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный [1, 2, 3].
МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска расположен в микрорайоне Солнечный. По инициативе научного руководителя было предложено провести анкетирование воспитанников на знание о ледоколе «Ангара».
Автором и научным руководителем были разработаны анкеты со следующими вопросами:
- Знаете ли Вы что такое ледокол?
- Видели ли Вы ледокол «Ангара»?
- Посещали ли Вы ледокол «Ангара»?
- В каком городе находится ледокол «Ангара»?
- Ваш возраст.
- Ваш пол.
На одном из занятий в детском саду было проведено анкетирование. На вопросы анкеты ответили 20 воспитанников МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска группы № 3 «Солнечные зайчики». Результаты анкетирования воспитанников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ посещаемости ледокола «Ангара» среди воспитанников МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска группs № 3 «Солнечные зайчики»
Вопросы |
Ответы |
|||
|
Да |
40 % |
Нет |
60 % |
|
Да |
90 % |
Нет |
10 % |
|
Да |
30 % |
Нет |
70 % |
|
Иркутск |
100 % |
Другой |
0 % |
|
5 лет |
0 % |
6 лет |
100 % |
|
м |
35 % |
ж |
65 % |
Из таблицы видно, что 60 % опрошенных детей не знает, что такое ледокол (12 человек из 20). Большая часть анкетируемых (90 %) видели ледокол «Ангара», но это и логично, так как все проживают в микрорайоне Солнечный, где и находится данный ледокол. Все 100 % детей знают, что ледокол «Ангара» находится в городе Иркутске. Однако посещали его всего лишь 30 % опрошенных (6 человек из 20), что говорит о низкой посещаемости. С целью устранения данного пробела было решено отправиться на ледокол «Ангара», где сотрудники музея могли бы рассказать об историческом памятнике.
Перед экскурсией воспитатель рассказал детям об истории города Иркутска и истории ледокола «Ангара». 25 января 2025 года воспитанники МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска группы № 3 «Солнечные зайчики» посетили ледокол «Ангара» (рис. 1).
Рис. 1. Воспитанники МБДОУ Детский сад № 178 г. Иркутска (группа № 3 «Солнечные зайчики») на ледоколе «Ангара»
На корабле воспитанникам провели экскурсию, на которой рассказали об истории ледокола «Ангара», на палубе разрешили позвонить в колокол. В настоящее время все опрошенные воспитанники посетили ледокол и изнутри увидели один из старинных кораблей не только города Иркутска, но и России.
Литература:
- Ангара (ледокол) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ангара_(ледокол) (дата обращения 25.01.2025).
- Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьева-Амурского [Электронный ресурс]. URL: https://ledokolangara.iokm.ru (дата обращения 25.01.2025).
- Ледокол Ангара [Электронный ресурс]. URL: https://ledokol-angara.ru (дата обращения 25.01.2025).