Информационно-исследовательский проект «Туристические предпочтения современных петербуржцев» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №2 (87) февраль 2025 г.

Дата публикации: 03.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Рудевич, Т. В. Информационно-исследовательский проект «Туристические предпочтения современных петербуржцев» / Т. В. Рудевич, И. О. Лифшиц. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 2 (87). — С. 27-33. — URL: https://moluch.ru/young/archive/87/4770/ (дата обращения: 22.02.2025).



Таблица 1

Паспорт проекта

Тема

Туристические предпочтения современных петербуржцев

Вид проекта по количеству участников

Индивидуальный.

Автор: учащийся 9А класса ГБОУ школы № 489 Московского района Санкт-Петербурга Рудевич Тимофей

Научный руководитель

Учитель географии ГБОУ школы № 489 Лифшиц Ирина Олеговна

Привлеченные специалисты:

Сотрудники турфирм «Гранд Премьер», «Вардикос», «Анекс Тур»

Вид проекта по предметно-содержательной области

Надпредметный

Вид проекта по методу и типу деятельности

Исследовательский, информационный

Вид проекта по продолжительности

Среднесрочный (около 3–4 месяца)

Цель проекта

Определить туристические предпочтения современных петербуржцев

Задачи проекта

  1. Определить подходы к определению туризма, его виды
  2. Проанализировать имеющиеся исследования в сфере туризма
  3. Выявить проблему, гипотезу, цель, задачи исследования
  4. Определить методы исследования
  5. Провести исследование
  6. Проанализировать полученные результаты
  7. Сделать выводы
  8. Написать статью о проделанной работе
  9. Представить результаты работы в виде презентации, презентовать проект

Этапы проекта

  1. Подготовительный (постановка целей, задач, планирование работы)
  2. Информационный (сбор и анализ информации по теме)
  3. Планирование, подготовка исследования
  4. Проведение исследования, обработка результатов
  5. Оформление работы, выполнение продукта проекта
  6. Презентация работы

Продукт

Статья, основанная на результатах работы над проектом, напечатанная в журнале

Организация исследования

В настоящее время активно развивается туризм. Большинство наших современников уже не представляют свою жизнь без отдыха вне дома и без путешествий. У петербуржцев стремление к туризму, наверное, больше, чем у многих других россиян. Во-первых, мы живет в северном, довольно холодном городе, этим объясняется наша тяга к более теплым странам и регионам нашей страны. Кроме того, наш город является мегаполисом, что предусматривает довольно высокий темп жизни. Конечно, жителям Санкт-Петербурга хочется «замедлиться», побыть вне постоянно гонки за временем. И, наверное, самый важный фактор — это наша тяга познанию новых культур и традиций, ведь не зря Санкт-Петербург называют «Культурной столицей».

История туризма насчитывает тысячелетия, и каждую эпоху подходы к определению этого явления менялись. Например, в Древние времена люди путешествовали с целью торговли, обмена культурными знаниями, паломничества или военных походов. В эпоху Средневековья путешествовали в основном монахи и пилигримы с целью получить новые знания. В эпоху промышленной революции туризм стал доступен многим из-за развития транспорта, люди стали совершать поездки на более дальние расстояния. В начале 20 века зарождаются первые туристические компании. С появлением интернета и развитием цифровых технологий туристическая сфера подверглась революции. Онлайн-бронирование и сравнение цен стали широкодоступными, что дало возможность туристам самостоятельно организовывать свои поездки. Социальные сети и платформы отзывов позволяют людям делиться своими впечатлениями и рекомендациями, что оказывает большое влияние на выбор мест для проживания [8].

В настоящее время важность и пользу туризма переоценить сложно. Он влияет и на экономическое развитие, развитие городов и регионов, на укрепление международных связей, на развитие инфраструктуры, приносит социальные выгоды, помогает популяризировать спортивный и здоровый образ жизни.

Туризм появился очень давно, а вот его определение сформировалось только в 19 веке. До настоящего времени существует множество подходов к определению этого термина.

«Считается, что первое определение туристов относится к 1876 г. и встречается во «Всеобщем словаре XIX столетия», в котором туристы определены как «люди, путешествующие из любопытства или из-за безделья». В анналах истории туризма сохранились сведения, что туристами в XVII—XVIII вв. называли молодых людей- участников европейского «Гранд тура» [7, с. 8].

Сегодня в различных научных, справочных и учебно-методических источниках можно по-прежнему обнаружить разнообразное множество определений туризма. Некоторые эксперты склонны ставить знак равенства между терминами «туризм» и «путешествия». Другие уравнивают «путешествие» и «перевозки», а к «туризму» относят все виды туристской деятельности, не связанные с транспортировкой. Третьи утверждают, что термин «туризм» означает «путешествия с целью отдыха и развлечений», так как образ туриста стойко ассоциируется у них со стремлением к получению удовольствия, а не с бизнесом, образованием или научными исследованиями как мотивами к путешествию.

Каждый ученый и исследователь в туристической отрасли выдвигает собственное определение к данному термину. Например, Джафар Джафари считает, что туризм — это изучение самого путешествующего человека, который находится в данный момент времени за пределами своего постоянного местопребывания. Другие эксперты, например, Элистер Мэтисон и Джеффри Уолл предлагают немного другую трактовку туризма. Они считают, что туризм — это временное пребывание человека в месте, которое расположено за пределами его обычной трудовой деятельности или проживания. Всемирная туристская организация определяет туризм как категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики [5].

Мы определили туризм как выезд человека в иное место пребывания с какой-либо определенной целью.

Наиболее понятная и простая классификация видов туризма приведена в учебнике «Основы туризма» [7, с. 20–21]. Основываясь на этой информации мы определили виды туризма:

  1. Территориальный принцип: международный, внутренний, межрегиональный, внутрирегиональный.
  2. Направленность турпотоков: въездной, выездной
  3. По направленности обслуживания: рецептивный, инициативный
  4. Организационный принцип: организованный, неорганизованный
  5. По количеству участников: групповой, индивидуальный
  6. Финансово-экономический принцип: коммерческий, социальный
  7. Вид используемых туристских ресурсов: пляжный, морской, речной, горный, пещерный
  8. Тип туристской дестинации (преобладание определенных ресурсов): природный, культурный, городской, сельский, прибрежный
  9. Способ передвижения: пеший, транспортный, комбинированный
  10. По видам транспортных средств: авиационный, железнодорожный, автомобильный, автобусный, круизный, космический
  11. Протяженность маршрута: ближний, дальний, соседний приграничный, межконтинентальный, кругосветный
  12. Продолжительность поездки: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный
  13. Субъектный принцип: семейный, школьный, молодежный, детский, лиц «третьего» возраста, лиц «четвертого» возраста
  14. Мотивационно-целевой принцип: культурный (культурно-познавательный), посещение друзей и родственников (VFR-туризм), образовательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, духовно-просветительский (религиозный), приключенческий, событийный, специализированный.

В последние годы появились новые виды туризма, которые описывают в своих работах Бурлака А. М. [1, с. 93–95], Кулагин Д. А. [3, с. 212–215], Лучшева М. Д. и Брюхачев Е. Н. [4, с. 310–313]. А. М. Бурлака описывает в своей статье такие виды туризма, как активный и рекреационный туризм, а так же экологический туризм. Кулагин выделяет велосипедный, конный, лыжный виды туризма.

Организуя наше исследование мы будем опираться на такие виды туризма, как:

  1. По территориальному принципу:

— Международный

— Внутренний

— Сюда же можно включить внутрирегиональный туризм

  1. По организационному принципу:

— Организованный

— Неорганизованный

  1. По мотивационно-целевому принципу:

— Культурный (культурно-познавательный)

— Посещение друзей и родственников (VFR-туризм)

— Образовательный

— Лечебно-оздоровительный

— Спортивный

— Духовно-просветительский (религиозный)

— Приключенческий

  1. Сюда же можно отнести виды туризма по степени активности путешественника:

— Активный

— Пассивный.

В настоящее время существуют различные исследования по туризму. Но большинство из них касается экономической или культурно-социальной составляющей. Мы же в нашем исследовании попытаемся объединить все подходы и факторы, влияющие на туризм и попробуем выяснить туристические предпочтения современных петербуржцев и с точки зрения самих путешественников и с точки зрения туристических компаний.

Исследования в сфере туризма базируются на стыке различных дисциплин. В основном это экономика, право, история, география, культурология. В основном такие исследования носят «однобокий» характер, то есть рассматривается определенная составляющая туризма или же какая-либо его функция [6].

Большинство исследований касаются определения состояния туристической сферы услуг (маркетинговый анализ сферы туризма), к которых определяются тенденции, стратегии развития, подходы к разработке туристических продуктов [2]. Исследований, определяющих предпочтения современных путешественников, не так много.

Мы не нашли сведений о современных исследованиях предпочтений жителей определенного региона. Подавляющее большинство информации по этому поводу имеет в основе субъективное представление автора, основывающееся на собственных приоритетах.

Из этого можно сделать вывод о том, что наше исследование имеет определенную новизну и важность.

Также отсюда вытекает проблема исследования : отсутствие актуальной и точной информации о туристических предпочтениях современных петербуржцев.

Определяя гипотезу нашего исследования мы предположили, что современные петербуржцы предпочтут организованный пассивный туризм в южных направлениях (юг России, Турция, Египет, приэкваториальные острова).

Цель исследования: определить направления и виды туризма, наиболее предпочитаемые современными петербуржцами.

Задачи исследования:

— Выбрать методы исследования

— Определить наиболее предпочитаемые современными петербуржцами туристические направления

— Выявить приоритетные для петербуржцев виды туризма

— Проанализировать полученные данные, сделать вывод.

Объектами исследования являются направления и виды туризма.

Предметом — туристические предпочтения петербуржцев.

Методы исследования:

— Анкетирование петербуржцев

— Анализ данных за 2024 год, полученных от некоторых турфирм Санкт-Петербурга.

На первом этапе мы определили методы исследования. Для изучения мнения о предпочитаемых видах туризма мы провели анкетирование жителей Санкт-Петербурга при помощи цифровых технологий [9]. Выявляя наиболее популярные направления мы провели опрос нескольких турфирм Санкт-Петербурга: Анекс-тур, Гранд Премьер и Вардикос.

В анкетировании приняли участие 54 человека. В большинстве это были родители учащихся ГБОУ школы № 489. Мы получили следующие результаты:

  1. Большее количество современных петербуржцев путешествуют 1–2 раза в год. Вероятнее всего это связано со спецификой работы опрашиваемых, наличием несовершеннолетних детей, современной экономической нестабильностью.
  2. Предпочтительным является внутренний неорганизованный туризм с целью узнать что-то новое, посмотреть новые места, получить информацию о достопримечательностях.

Более подробную информацию можно увидеть на графиках:

Рис. 1

Рис. 2

На рисунке 2 видно, что современные петербуржцы свои предпочтения делят между внутренним и международным туризмом. Связано это с развитием в последние 20–30 лет туристической сферы в России, пропаганда туристических маршрутов внутри страны, а также довольно высокой познавательной активностью жителей нашего города.

Рис. 3

Из-за возросшей роли внутреннего туризма усилились предпочтения петербуржцев и к неорганизованному туризму. Многие любят планировать свои поездки самостоятельно, избегая услуг туристических компаний. Это даем большую свободу в выборе достопримечательностей для осмотра, в выборе места жительства. Хотя многие предпочитают купить путевку в турфирме и ни о чем не думать.

Рис. 4

Соотносится с выбором неорганизованного туризма большинства наших соотечественников и возросшая степень активности во время поездок. Если еще 20 лет назад люди предпочитали отдыхать лежа на пляже, то сейчас ищут возможность сходить в поход, поехать на экскурсию, осмотреть местность вокруг отеля.

Рис. 5

Полученные данные от потребителей туристических услуг расходятся с информацией, полученной от поставщиков. Нами было опрошено 3 турфирмы Санкт-Петербурга, предлагающих путевки петербуржцам как за рубеж, так и по России. Информация, которую мы получили, была противоречива. Мы просили предоставить нам данные за 2024 год о приоритетных направлениях, выбираемых жителями нашего города, и о направлениях, которые меньше всего пользуются спросом. Были получены данные, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наиболее и наименее продаваемые туристические направления в 2024 году

Направления

Турфирма

Направления, пользующиеся спросом

Наименее покупаемые направления

Гранд Премьер

Турция

ОАЭ

Сочи

Абхазия

Дагестан

Египет

Тунис

Хайнань (Китай)

Куба

Вьетнам

Индонезия

Анекс Тур

Турция

Египет

Таиланд

ОАЭ

Китай

Вьетнам

Куба

Индонезия

Танзания

Дальний Восток

Вардикос

Турция

Египет

Сочи

Абхазия

Казань

Калининград

Шри-Ланка

Таиланд

Куба

Венесуэла

Китай

Дальний Восток

Танзания

Мальдивские острова

Индонезия

Проанализировав данные таблицы, мы сделали вывод о том, что наиболее посещаемыми странами являются Турция и Египет, что слабо коррелируется с данными, полученными от самих путешественников. Отдых на курортах Турции и Египта чаще всего предполагает пассивный отдых на пляже с редким включением в путевку одной-двух экскурсий, а большинство жителей Петербурга утверждают, что предпочтительным является культурно-познавательный активный вид туризма (при условии, если предпочтительным является организованный вид туризма).

Проанализировав полученную нами информацию, мы сделали вывод о том, что жители Петербурга предпочитают неорганизованный вид туризма, так как предлагаемые турфирмами услуги зачастую не всегда отвечают запросам горожан. А туристические путевки, связанные с приоритетными для петербуржцев видами туризма, стоят в 3, а то и в 4 раза дороже, чем наиболее «ходовые» направления, поэтому жителям нашего города приходится выбирать что-то из более дешевых и удобных по логистике туров.

Таким образом, при постоянном развитии туристической сферы, предлагаемые услуги далеко не всегда отвечают запросам потребителей.

В начале нашего исследования мы ставили перед собой цель выявить туристические предпочтения современных петербуржцев.

Для этого нами были определены теоретические основы определения понятия и видов туризма. Мы определили туризм, как выезд человека в иное место пребывания с какой-либо определенной целью.

Кроме того, нами были рассмотрены различные подходы к определению видов туризма. Мы взяли за основу нашего исследования деление туризма на виды по территориальному, организационному, мотивационно-целевому принципам и степени активности путешественника.

Нами были опрошено 54 человека, проживающих в настоящий момент в Санкт-Петербурге. В основном это родители учащихся ГБОУ школы № 489. Нами был сделан вывод о том, что современные петербуржцы предпочитают неорганизованный туризм внутри страны с высокой степенью активности.

В то же время, опрашиваемые нами сотрудники турфирм показали, что наиболее покупаемыми путевками являются туры в жаркие страны (Турция, Египет), на морские пляжи, целью которых является пассивный отдых на солнце.

Также, задав дополнительные вопросы сотрудникам фирм туристической сферы и проанализировав полученную информацию, мы предположили, что туристы с удовольствием приобретали бы путевки, предполагающие путешествия внутри страны с высокой степенью активности. Но такие туры либо достаточно дороги, либо предлагают довольно сложную логистику, что не устраивает петербуржцев.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что поставленная в начале нашего исследования гипотеза подтвердилась частично: если петербуржцы предпочтут организованный туризм, то, в силу определенных факторов, они предпочтут пассивный туризм, затрагивающий южные направления.

Конечно, наше исследование носит довольно поверхностный характер, но при этом оно открывает возможности для его продолжения. Например: можно рассмотреть факторы, влияющие на выбор путешественником той или иной туристической путевки. Или же проанализировать новые, недавно появившиеся виды туризма.

Кроме того, можно было бы предложить еще один, новый вид туризма — цифровой туризм. Данный вид будет актуален для людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий им путешествовать виртуально, не выходя из дома.

Данная тема открывает множество горизонтов и возможностей для исследований и разработок.

Литература:

  1. Бурлака А. М. Туризм: классификация и виды // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 93–95.
  2. Исследование маркетинговой аналитики в туристической сфере — определение потенциала, кластеризация целевых аудиторий и стратегические рекомендации для эффективного продвижения. URL: https://brandmetrika.ru/исследование-сферы-туризма/ (дата обращения: 14.10.2024 г.)
  3. Кулагин Д. А. Популярные виды туризма в России // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 212–215.
  4. Лучшева М. Д., Брюхачев Е. Н. Виды туризма, здоровье и спорт // Вестник науки, том 4–2022 г. — № 12 (57). — С. 310–313.
  5. Молдован А. А. Туризм: классификация и виды // E-Scio. 2022. № 7 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-klassifikatsiya-i-vidy (дата обращения: 18.01.2025 г.)
  6. Направления исследований молодежного туризма. URL: https://ozlib.com/948282/sport/osnovnye_napravleniya_nauchnyh_issledovaniy_turizme (Дата обращения: 14.10.2024)
  7. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
  8. Туризм. Определение и особенности его видов. URL: https://hotelequator.ru/articles/turizm-opredelenie-i-osobennosti-ego-vidov/ (Дата обращения: 18.01.2025)
  9. Яндекс.форма. Анкета для путешественников. URL: https://forms.yandex.ru/u/678b6cc0068ff0cf461e30ed/ (Дата обращения: 19.01.2025)


Задать вопрос