В статье автор исследует изучение проблемы вторичного использования отходов текстиля и возможности вовлечения людей в осознанное потребление. Социально-экологические мероприятия, анализ процесса сбора текстиля, разработанные материалы и инструменты продемонстрировали свою эффективность по снижению экологической нагрузки на окружающую среду.
Ключевые слова: текстильные отходы, вторичное использование, осознанное потребление.
Отходы становятся повсеместной угрозой. Согласно данным ППК «Российский экологический оператор», россияне ежегодно выбрасывают более двух миллионов тонн текстиля, и из них 15–17 кг в год, в среднем, выбрасывает один городской житель. При этом переработка текстильных отходов развита слабо и составляет не более 1 % от образующегося объема. Особо остро стоит эта проблема в Московской области: статистические данные по региону не отражают информации по переработке текстильных отходов. Очевидно, что для того, чтобы улучшить ситуацию в области, нужно уменьшить количество отходов, попадающих на свалки, а для этого — дать вещам новую жизнь. Поэтому важным является изучение проблемы вторичного использования отходов текстиля и исследование возможность вовлечения людей в осознанное потребление — не выбрасывать, а находить новое применение. Подробное изучение и практическое решение данной проблемы требует постановки ряда задач:
- Исследовать и проанализировать статистические данные по количеству образуемого и перерабатываемого мусора по видам — текстиль и игрушки.
- Изучить проблему сверхпотребления вещей, выявить взаимосвязи и влияние на окружающую среду.
- Изучить тенденции разнообразных экошерингов, ресурсов и экосообществ, осуществляющих оборот ненужных вещей и игрушек.
- Изучить и проанализировать существующие проблемы и потребности целевой аудитории на предмет осознанного потребления (включая знакомство с понятием «экослед»).
- Изучить и собрать потребности людей в вещах и игрушках, взаимодействие с детскими садами, волонтерами, экоцетрами.
- Доказать возможность «второй жизни» вещей, не потерявших потребительских свойств, в том числе в рамках волонтерских программ.
- Создать ресурсную базу для экологического просвещения в области повторного использования материальных ресурсов.
Актуальность исследуемой проблемы подтверждается, во-первых, двенадцатой целью Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития. Она звучит так — «ответственное потребление и производство». Меняя свой привычного образ жизни мы способны оказать серьезное влияние на общество и экологию. Во-вторых, повторное использование вещей, ремонт, переработка вместо их отправки на свалку, снижает экослед — за счет того, что уменьшается объем отходов и экономятся ресурсы на производство новых вещей, а также. В-третьих, экономится личный бюджет из-за отсутствия перерасхода средств на новые покупки. Редко кто задумывается о том, что в текстиле, который просто отправился бы на свалку, заложены большие возможности для получения волокна, технической салфетки и ветоши. Россия покупает у других стран более 2000 тонн в месяц. Сдавая старую одежду на переработку, реализуется программа импортозамещения в России. Следовательно, повышение уровня знаний людей о последствиях производства и утилизации текстиля, а также вовлечения в осознанное потребление могут существенно изменить поведение людей.
В России сбором ненужной одежды занимались тряпичники [4] — городские бедные люди и крестьяне, ушедшие на промысел в города. Были тряпичники, их ещё называли «костяниками», которые ходили по дворам и приобретали разного рода старьё. Обычно такой тряпичник вёл сбор сырья за наличные деньги, либо обменивал на какой-то товар: сладости, например. «Крючочник» — добывал одежду в мусорных ямах с помощью крюка, насаженного на древко.
В Советский период специальные государственные подразделения руководили сбором и переработкой одежды. В 30-е годы текстиль принимался от населения на переработку наравне с другими категориями, подлежащими утилизации (стеклом, макулатурой, резиной и металлом).
Бережное отношение к вторичным ресурсам (в том числе, к продуктам переработки) находит отражение во множестве информационных плакатов советского периода (рис. 1).
Рис. 1. Примеры информационных плакатов Советского периода
Анализ существующих источников информации показал, что на текстильную промышленность в общей сложности уходит 98 миллионов тонн различных ресурсов в год — включая нефть для производства синтетических волокон, удобрения для выращивания хлопка и химикаты для производства, окрашивания и отделки волокон и текстиля.
Текстильная промышленность занимает второе место (после сельского хозяйства) по уровню загрязнения пресной воды [1]. Около полумиллиона тонн пластиковых микроволокон, сбрасываемых во время стирки текстильных изделий из материалов на основе пластика, таких как полиэстер, нейлон или акрил, ежегодно попадают в океан.
При нынешней тенденции количество пластиковых микроволокон, попадающих в океан в период с 2015 по 2050 год, может превысить 22 миллиона тонн — это около двух третей синтетических волокон, которые в настоящее время используются для производства одежды ежегодно [2].
Углеродный след текстильной промышленности в 2015 году составил 1,2 млрд тонн СO2 — больше, чем углеродный след всех международных воздушных и морских перевозок, вместе взятых.
На возделывание хлопка приходится 10 % общемирового объёма пестицидов и 22,5 % инсектицидов. Кроме того, около 18,5 % загрязнения водных экосистем на планете промышленными отходами дают окрашивание и обработка текстиля [2].
Чтобы сшить 1 джинсы, расходуется 3625 литров воды, 3 кг химических веществ, 111 киловатт-часов электроэнергии и 13 квадратных метров земли [2] — это приводит к истощению запасов природных ресурсов.
Попадающая на полигоны твердых бытовых отходов и свалки одежда создает немало проблем, поскольку многие производимые сегодня текстильные материалы содержат неразлагаемые синтетические волокна — полиэстер и нейлон. Как и пластиковые бутылки, эти отходы, не разлагаясь, находятся на земле десятилетиями. Натуральные волокна, такие как хлопок и шерсть, распадаются, но при этом производят метан — основной фактор изменения климата.
Университет Копенгагена подсчитал, что собрав 1 кг изношенной одежды, мы могли бы на 3,6 кг сократить выбросы газов, сэкономить 6 000 л воды, 0,3 кг удобрений и 0,2 кг пестицидов.
Эти факты наглядно показывают, насколько велико влияние текстильной промышленности на окружающую среду и почему важно искать способы сократить ущерб.
Вправе мы и дальше забивать шкафы ненужными вещами, на которые тратиться столько ресурсов? Может нам стоит изменить привычки в том, как мы покупаем одежду, ухаживаем за ней, распоряжаемся ненужной?
Отходы потребительского текстиля — старой одежды, спецодежды и домашнего текстиля — составляют 5 % от общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом на одного городского жителя приходится в среднем 16 кг текстильных отходов в год.
Текстиль, попадающий в контейнеры для приёма ТКО, неизбежно перемещается на полигоны, либо будет сожжён. При этом ни тип бака (для смешанных отходов или вторсырья), ни технологичность сортировочной линии не имеют значения.
В октябре 2022 года Группа ЭкоЛайн [4] проанализировала состав текстиля в отходах и выяснила, что более 78 % текстиля, попавшего в мусорные баки, — это текстиль, пригодный для повторного использования или переработки, который можно было бы вернуть в цикл, если бы он был собран до попадания в баки. Более 18 % — многослойный текстиль (верхняя одежда, одеяла и т. п.), который перерабатывается условно, — требуются новые технологии, отсутствующие в России. И всего 3 % —это текстиль, непригодный для переработки.
Существующие практики по обмену и переработке вещей показывают, что ситуация со сбором текстиля в России для дальнейшей его утилизации или вторичного использования неблагоприятная. Специализированная инфраструктура централизованного сбора текстильных отходов отсутствует. Кто же собирает в России текстиль, бывший [4]?
- Региональные операторы в России не собирают текстиль отдельно. Жители выбрасывают ненужные вещи в баки для отходов, но они не выделяются из общего потока мусора и отправляются на захоронение или сжигание. К началу 2022 года в России работало 177 операторов. Некоторые из них идентифицируют текстиль как несортируемый отход и маркируют баки соответствующим образом.
- Некоммерческие организации (НКО) (благотворительные и религиозные организации) принимают одежду от людей в качестве пожертвования. Вещи, собранные в крупных городах, чаще всего передаются в центры социального обслуживания населения или приходы в сельской местности. Если у организации нет опыта в переработке текстиля, то объём текстиля, неподходящего для выдачи людям (и попадающего на полигон) может доходить до 50 %. В тех случаях, когда организация наладила самостоятельную переработку текстиля или тесно сотрудничает с переработчиками, объём переработки составляет 5–7 %. Некоторые НКО осуществляют частичную продажу собранных вещей для того, чтоб окупать операционные процессы (сбор, логистику, сортировку и хранение). Крупнейшей некоммерческой организацией по сбору и перераспределению текстиля является Благотворительный фонд «Второе дыхание» (в 2022 году собрано более 1100 тонн одежды, обуви и домашнего текстиля).
- Коммерческие компании осуществляют сбор текстиля для продажи и переработки. Некоторые из них организуют сбор для конкретной сети секонд-хендов, а другие перепродают собранный товар на секонд-хенд базы, в несетевые секонд-хенды и за рубеж (в Африку и страны СНГ). Некоторые организации, даже являясь коммерческими, осуществляют большой вклад в реализацию социальных проектов. Например, проект «Спасибо!», работающий в Санкт-Петербурге, за 12 лет передал некоммерческим организациям более 40 млн рублей и более 1260 тонн одежды для людей из социально незащищённых групп.
- Комиссионные магазины принимают бывший в употреблении текстиль на продажу. Похожую функцию выполняют онлайн-площадки по перепродаже вещей — Avito, «Юла», «Яндекс.Маркет» — и неформальные сообщества в социальных сетях, где люди могут обмениваться вещами между собой.
- Сетевые магазины добровольно организует пункты приёма текстиля для покупателей в своих магазинах. Некоторые компании принимают только вещи своего бренда, но большинство принимают любой текстиль. В некоторых случаях компания устанавливает чёткие правила (например, принимаются только вещи в хорошем состоянии), но в большинстве случаев принимаются любые вещи и домашний текстиль. После сбора вещи принимает организация-партнёр (чаще всего это некоммерческие организации), которая осуществляет дальнейшую сортировку и перераспределение собранного текстиля. До ухода с российского рынка крупнейшей (по объёмам сбора) была программа розничной сети по торговле одеждой H&M. Компания запустила проект в 2013 году и за это время приняла более 12 тысяч тонн вещей. К концу 2022 года программы по приёму одежды, бывшей в употреблении, действуют у Melon Fashion Group (бренды SELA, Love Republic), Henderson, SHU и других. Первым онлайн-маркетплейсом, установившим контейнеры в своих пунктах выдачи заказов, стала Lamoda.
Предполагая, что каждый житель может внести вклада изменение текущей ситуации с отходами текстиля, свое исследование мы начали с опроса опрос среди целевой аудитории об отношении к вещам, которые уже не используются. Целевой аудиторией являлись дети от 8 до 16 лет и их родители. Дети стремительно растут, поэтому и одежда, и игрушки быстро становятся ненужными. Также семьи, живущие в доме/ квартире долгое время, склонны накапливать и хранить много вещей. Территориальное положение района исследования: районы г. Москвы, г. Химки и г.Долгопрудного Московской области. Целью проведенного опроса являлось изучение отношения людей к неиспользуемым предметам одежды и игрушек, а также выявление причин их хранения и готовности расстаться с ними. Всего в опросе приняли участие 77 человек. Метод сбора данных-оффлайн, через канал Телеграмм, опрос был сформирован через приложение Forms: https://docs.google.com/forms/d/1uAOIGJnXqlirICnxSwwC215SCdfL7ulDmxxJ53wOJLA/viewform. На основании проведенного опроса были сделаны следующие выводы:
- Легко расстаются с вещами всего лишь 22 % опрошенных, остальные — тяжело либо очень тяжело.
- Основная причина хранения неиспользуемых игрушек и одежды — эмоциональная привязанность и напоминание о прошлом (56 %). Другая часть людей отметили, что не избавляются, так как вещь ещё выполняет свою функцию.(31 %). А 9 % опрошенных назвали причину — «храню по привычке на черный день».
- 40 % опрошенных никогда не сдавали одежду и игрушки на переработку, вторая часть (43 %) сдавала в прошлом году. При этом большинству респондентов важно (59 %) и очень важно (31 %) избавляться от ненужных вещей.
- Больше половины опрошенных (53 %) никогда не участвовали в акциях по обмену вещами/ передачи в фонды
- Основная причина избавления от одежды и игрушек для большинства (более 50 %) — износ/устаревание %, и необходимость освободить место. Также многие (25 %) дополнительно указывают причину, что дети выросли из одежды или перестали играть в игрушки.
- Самыми удобными вариантами избавления от ненужных вещей люди назвали два: лично, передавая знакомым/ волонтёрам (31 %) и через пункты приема вторсырья рядом с домом/ работой/ школой (34 %). Также 21 % указали удобным способ продажи на интернет-площадках.
Второй год подряд мы с семьей организуем мероприятия по сбору одежды и игрушек через различные каналы: экопункты, фонды, волонтеров, храмы, детские сады. Цель этой инициативы — сбор вещей для дальнейшей передачи нуждающимся семьям, а также развитие культуры ответственного потребления и переработки.
Первый сбор одежды был организован нами с помощью терминала «Благодарный шкаф» (bf-skaf.ru). Это специальный контейнер для сбора одежды и игрушек. В 2024 году у нас в жилищном комплексе ЖК «Город набережных» (адрес: Московская область, г.Химки, Набережный проезд) мы совместно с активными жителями организовали 2 (две) стационарные точки сбора. Распространив информацию в чате дома, привлекли людей к осознанному «выбрасыванию» вещей. Теперь люди несут вещи НЕ на свалку, а в шкаф. Отсюда полученные вещи сотрудники «Благодарного шкафа» внимательно сортируют и дарят им новую жизнь. Хорошую одежду отдают нуждающимся и благотворительным организациям. Одежду, оказавшуюся невостребованной, передают в розничную продажу магазинов секонд-хенд. Одежду с дефектами отправляют на вторичную переработку — из неё получится регенерированное волокно, которое затем будет использовано для производства различных изделий и материалов.
Карта точек сбора, установленных в г. Химки представлен на рисунке 2.
Рис. 2.Карта пунктов сбора вещей
Удалось привлечь к культуре осознанного потребления в нашем ЖК (проведен опрос в чате) — 247 семей, с учетом среднего веса сумки = 5 кг, 1235 кг вещей в 2024 году.
Моя мама работает в Сбербанке и является волонтером. С 18 июля по 31 декабря 2024 года я вместе с ней активно принимала участие в полезном и добром деле. В офисе Сбербанка по адресу г. Москва, Оружейный переулок д.41 установили ящик «Депозит Добра». На акции принимали одежду и обувь для бездомных людей. Собранные вещи отправили в проект «Ангар спасения» региональной общественной организации «Милосердие». Информирование об Акции осуществляли через внутренние рассылки по электронной почте среди сотрудников Сбербанка. На Акцию через моих личных знакомых и друзей (15 семей) в Сбербанке удалось собрать 77,5 кг. теплых вещей.
Третьей точкой сбора вещей был Благотворительный фонд Кристины Зориной. Это сообщество для тех, кто хочет помочь людям в трудной жизненной ситуации и отдать вещи безвозмездно.
Нуждаются в помощи: инвалиды, многодетные, малообеспеченные, малоимущие семьи, сироты, пожилые и многие нуждающиеся люди. Адрес: Московская область, г. Лобня, Мирная 13к2. За 1 год для благотворительного фонда собрано и передано 57 кг одежды и 27 кг игрушек (в хорошем состоянии). Собираем вместе с семьей через друзей и знакомых.
Итого, в ходе мероприятий по сбору вещей была проделана значительная работа по сбору, сортировке и передаче одежды тем, кто в них нуждается. Экологический ущерб, наносимый окружающей среде текстильными отходами, уменьшается за счет вторичного использования вещей. Килограммы отходов отправились НЕ на свалку, а на добрые дела. Инициативы продемонстрировали важность взаимопомощи. Благодаря активному участию всех неравнодушных за 1 год удалось собрать 1396, 5 кг вещей и привлечь к сбору 262 семьи.
Ещё одна инициатива — создание группы в Телеграмм для обмена вещами показала свою актуальность и востребованность. На 29.01.2024 в группу привлечено 224 человека. Группа позволяет людям не только избавиться от ненужных вещей, но и найти новые полезные для себя. Ссылка на группу — https://t.me/+Eh3kJayl2LthOTAy. Группа создана для детей, родителей и сотрудников АНОО «Физтех — лицей» им. П. Л. Капицы в г. Долгопрудный с целью дать возможность одним избавиться от ненужного, а другим — получить необходимую вещь. Таким образом, экономится семейный бюджет, освобождается пространство для хранения ненужных вещей, люди привыкают к разумному потреблению, а люди находят новые социальные контакты.
Эта площадка способствует развитию культуры осознанного потребления и сокращению количества отходов, что положительно сказывается на экологии.
Участники получили возможность не только экономить средства (что сейчас особенно актуально в условиях нашего времени), но и делиться опытом, рекомендациями и полезными советами друг с другом.
Следует также отметить, что инициатива имеет большой потенциал для дальнейшего развития.
Для повышения уровня знаний участников исследования нами были подготовлены информационная памятка и игра-викторина. Эти материалы помогли участникам лучше понять принципы осознанного потребления и повторного использования вещей. Материалы возможно найти по QR кодам, указанным на рисунках 3 и 4.
Рис. 3. Памятка-презентация
Рис. 4. Игра-викторина
Цель создания Памятки «Как избавляться от ненужных вещей» заключается в том, чтобы предоставить людям информацию о возможных способах передачи вещей; почему важно дать новую жизнь вещам; чек-листе по сокращению своего экоследа.
QR код был размещён на Благодарном шкафе в нашем жилищном комплексе, на информационной панели в подъезде и выслан в чат дома. Обратная связь от людей была только положительной. Удалось собрать отзывы от 134 человек. Памятка помогает минимизировать количество отходов: информирует людей о местах, где они могут сдать вещи, вместо того, чтобы выбрасывать их на свалку. Памятка напоминает о важном — о возможности передать вещи тем, кто в них нуждается, через благотворительные организации.
Игра-викторина помогает привить игрокам полезные экологические привычки. Игроки будут учиться разумному потреблению: меньше приобретать нового, находить новое применение старым вещам, правильно избавляться от ненужной одежды.
В ходе выполнения всех запланированных задач была разработана программа мероприятий, включающая:
– организацию сбора вещей — собрано более 1200 кг вещей (текстиль и игрушки),
– передачу их нуждающимся,
– создание группы в Телеграмм-канале для обмена вещами — 224 участника (на 28.01.25),
– подготовку информационных материалов (включая игру).
В опросе среди целевой аудитории об отношении к вещам, которые уже не используются, приняли участие 77 человек. Люди проявляют интерес к теме второй жизни вещей и готовы участвовать в соответствующих практиках и акциях при условии получения необходимой информации и поддержки.
Если верить исследователям из Университета Копенгагена [2], то собрав почти 1000 кг одежды, которую передали либо на переработку, либо на «вторую жизнь», мы
– на 3517 кг сократили выбросы газа (это около 350 циклов стирок в стиральной машине),
– сэкономили воды 5 682 000 литров (это три олимпийских бассейна) и 195 кг пестицидов.
Таким образом, вторичное использование текстиля позволяет сократить количество отходов, отправляемых на полигоны для захоронения. Это снижает нагрузку на окружающую среду, так как текстильные отходы разлагаются медленно, выделяя токсичные вещества.
В целях просвещения и повышения информированности потребителей о возможностях вторичного использования вещей, начиная с младшего возраста, нами была подготовлена информационная памятка и игра, а также проведена презентация среди возрастной категории 7–9 лет. Эти материалы помогли участникам лучше понять принципы осознанного потребления и повторного использования вещей.
Вовлечение людей в процесс осознанного потребления играет ключевую роль в решении проблемы текстильных отходов. Продвижение идей устойчивого образа жизни могут существенно изменить поведение человека. Проведенные исследования подтвердили, что существует множество возможностей для того, чтобы старые вещи получили вторую жизнь, благодаря ответственным действиям каждого из нас.
Литература:
- Шабутдинова Л. Как маленькому человеку помочь большой планете. — М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021. — 95 с.
- Дин К., Лейн Х, Тёрнберг С Гардероб в стиле Zero Waste — М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2020. — 224 с.
- Хекль В. Новая жизнь старых вещей — М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2015. — 192 с.
- Исследование фонда «Второе дыхание» и Группы ЭкоЛайн: [Электронный документ] URL: https://textile-life.vtoroe.ru/ (дата обращения: 06.09.2024