В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с неоспоримым значением изучения истории России в школе для патриотического воспитания молодежи и устойчивого развития страны; представлены результаты социологических исследований, направленных на выявление уровня интереса учащихся 6-х классов к истории средневековой Руси и определение наиболее эффективных методов её изучения; описаны подходы, структура и содержание разработанного квеста «Путешествие по средневековой Руси».
Ключевые слова: образование, история, средневековая Русь, познавательный интерес, мотивация, современные образовательные технологии
Неоднократно Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин подчеркивал важность исторического обучения школьников в рамках изучения истории России в школе [6].Он всегдаобращает внимание на значение изучения истории России для патриотического воспитания молодежи и утверждает, что подрастающее поколение должно гордиться своей историей [7]. Все это включает в себя не только знание общих исторических событий, но и понимание личной связи каждого человека с историей своей семьи и региона.
В целом, Президент России связывает изучение истории России с развитием страны через призму формирования идентичности, патриотизма и защиты традиционных ценностей, что, по его мнению, является основой для устойчивого будущего России [7, 8].
Недооценивание исторического образования сегодня может привести к утрате культурных ценностей и понимания своего места в мире. Заложив основы осознания исторических процессов и событий, происходивших в прошлом, общество делает значительный вклад в будущее своих граждан. Особенно сегодня, в условиях столкновения различных идеологий, особенно важно уделять внимание развитию исторической грамотности школьников.
Поэтому тема по исследованию интереса учащихся 6-х классов к изучению истории средневековой Руси на сегодняшний день актуальна.
С целью выявления уровня интереса к изучению всеобщей и отечественной истории и, в частности, средневековой Руси и особенностей исторического осознания учащимися понимания их восприятия истории и формирования патриотических ценностей в рамках проектной работы проведены социологические исследования среди учащихся 6-х классов.
Опрос был проведен среди 68 учащихся 6-х классов по разработанным автором опросным листам (рис. 1). Фрагменты обработки опросных листов представлены на рис. 2.
Рис. 1. Общий вид разработанной анкеты
Рис. 2. Фрагмент обработки опросных листов
Частичные результаты опроса представлены на рис. 3–6.
Рис. 3. Распределение ответов участников опроса по вопросу 1
Рис. 4. Распределение ответов участников опроса по вопросу 3

Рис. 5. Распределение ответов участников опроса по вопросу 6
Рис. 6. Распределение ответов участников опроса по вопросу 7
Анализ полученных данных показал, что наибольшее количество опрошенных 44,4 % (рис. 3) отметили интерес к культуре и быту средневековых княжеств. Это может свидетельствовать о желании учащихся понять повседневную жизнь людей того времени, их обычаи, традиции и социальные аспекты. Такой интерес может быть обусловлен тем, что культура и быт являются более доступными и понятными для восприятия. Вторая по популярности категория «исторические личности», здесь 22,2 % учащихся проявляют интерес к личностям, которые играли ключевую роль в истории Руси. Это может быть связано с желанием узнать о влиянии отдельных людей на исторические события и их личных качествах. Интерес к политической структуре средневековой Руси занимает третье место и это — 16,7 % среди опрошенных, что может указывать на осознание важности понимания политических процессов и систем управления для анализа исторических событий.
Участие в ролевых играх (квестах), как наиболее популярном способе обучения, выбрало 66 (97,1 %) человек (рис. 4). Это свидетельствует о высоком интересе к интерактивным и игровым методам обучения, которые позволяют учащимся активно участвовать в процессе и погружаться в историческую атмосферу.
По результатам обработки опросных листов, можно сказать, что наиболее сложными аспектами изучения истории средневековой Руси для учащихся являются трудности с пониманием текстов и источников (60 %), а также запоминание дат и событий (45 %). Это подчеркивает необходимость внедрения эффективных методов обучения, направленных на развитие навыков работы с историческими документами и улучшение запоминания информации (рис. 5). Большинство (94,4 %) учащихся выразили желание участвовать в квесте, связанном с изучением истории Средневековых княжеств Руси (рис. 6). Это высокий процент, который свидетельствует о значительном интересе учащихся к интерактивным методам обучения, которые способствуют активному вовлечению и взаимодействию школьников с историей и друг с другом.
Известно, что в настоящее время современный образовательный процесс включает разнообразные приемы и методы обучения [4]. К традиционным методам относятсяуроки, где учитель излагает материал, а школьники задают вопросы и обсуждают темы, или используются учебники и дополнительные материалы для анализа исторических событий. Недостатком этой формы является низкая активность и требуется дополнительная высокая мотивация учащихся. Альтернативой на сегодняшний день считаются инновационные (интерактивные) методы обучения, которые включают в себя ролевые игры, квесты, дебаты и групповые проекты [4]. Эти методы способствуют активному участию учащихся в процессе обучения, развивают навыки командной работы и критического мышления. А применение разнообразных методов обучения при изучении истории создают увлекательную и продуктивную образовательную среду [4]. Это не только повышает уровень знаний учащихся, но и помогает им стать активными гражданами, способными критически оценивать исторические события и их значение для современности [9].
Наиболее популярными приемами обучения школьников, повышающими интерес к школьным предметам, являются игровые приемы.
Игры позволяют сделать изучение нового материала увлекательным и доступным, что актуально для учащихся 5–6 класса, которые, перейдя в среднюю школу сталкиваются с увеличением количества предметов и изменениями форматов уроков.
Одной из игровых форм сегодня является квест. В переводе с английского языка слово quest означает «поиск» или «задание», это интеллектуальный вид игрового развлечения, где участники двигаются к определённой цели, решая загадки и находя нужные предметы [9].
Таким образом, разработка квеста по истории средневековой Руси для учащихся 6-х классов является актуальной задачей.
Миссия разработанного квеста предполагает поиск утраченных знаний о средневековой Руси за счет погружения в политический, экономический уклад, культуру и обычаи средневековой Руси, выполняя интерактивные и образовательные задания на семи станциях (рис. 7), посвященных крупнейшим княжествами средневековой Руси — Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, учащиеся углубленно изучают ее историю.
Рис. 7. Маршрутный лист с наименованием станций
Разработанный квест содержит: задачи, аннотацию, инвентарь, уникальные логотип, маршрут и станции с заданиями, ожидаемые результаты.
В целом, разработанный квест «Путешествие по средневековой Руси» предлагает учащимся 6 класса уникальную возможность погрузиться в атмосферу исторического прошлого, исследовать ключевые события и личности, а также получить знания о культурных и социальных аспектах жизни того времени.
В ходе разработанного квестаучащимся на первом этапе необходимособрать пазлы из частей русских земель (рис. 8), получить маршрутный лист и продолжить выполнение интерактивных заданий по станциям, включая изучение предложенных артефактов и определение представителям каких сословий эти артефакты, могли принадлежать (рис. 9).
Рис. 8. Фрагменты изготовления пазлов территории княжеств средневековой Руси
Рис. 9. Фрагменты подбора и изготовления артефактов средневековой Руси
Затем выполнить изучение карточек с датами и событиями и расположить их в верной хронологической последовательности; расположить подготовленные карточки с изображениями представителей разных категорий средневекового русского общества по степени их влияния; затем выполнить решения кроссвордов, ребусов и загадок; в специально подготовленные тексты вставить пропущенные слова; а также при использовании смартфона пройти онлайн тестирования по QR-коду в мини-приложении Тесты 2.0 ВКонтакте.
В рамках прохождения Квеста учащиеся создают лэпбук на тему: «Средневековая Русь: экономические, культурное и социальное развитие княжеств». В лэпбуке учащиеся отражают открытия, к которым они пришли в процессе прохождения квеста.
Лэпбук — это возможность показать наглядно историю развития средневековых русских княжеств. Главная цель лэпбука — развитие логического и творческого мышления, креативности у учащихся.
На рис. 10 представлен лэпбук, разработанный автором в рамках проекта, на тему «Княжества средневековой Руси».
Рис. 10. Фрагменты разработанного лэпбука по истории средневековой Руси
Лэпбук является эффективным инструментом для увлекательного и интерактивного обучения, позволяя учащимся самостоятельно исследовать темы и получать знания о средневековой Руси в доступной форме.
В ходе дальнейших исследований автором запланировано проведение учебного занятия в рамках курса истории в формате квеста «Путешествие по средневековой Руси» в 6-х классах ГБОУ лицея № 410. Внедрение такого интерактивного метода обучения станет важным шагом в создании более эффективной и увлекательной образовательной среды по уроке «Истории» в 6 классе.
В целом, разработанный квест «Путешествие по средневековой Руси» может быть полезен учащимся 5–6-х классов, учителям истории и обществознания, а также всем интересующимся историей и игрофикацией в образовании.
Литература:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: Учебник. Просвещение. М., 2023. 287 с.
- Бойцов М., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. М., 2024. 256 с.
- Сергеев И. С. Проекты для школьников «Мир будущего»: Практическое пособие / ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга. СПб., 2020. 43 с.
- Лацигина О. Н. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания. (обобщение педагогического опыта на заседании РМО учителей истории и обществознания). URL: https://www.predmetnik.ru/categories/23/articles/1276 (дата обращения: 17.02.2025).
- Методическая разработка включает в себя викторину с вопросами по истории средневековой Руси. URL: https://infourok.ru/istoricheskaya-viktorina-po-teme-srednevekovaya-rus-533523.html (дата обращения: 17.02.2025).
- Путин В. В. Главные приоритеты воспитания и образования российской молодежи. URL: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html (дата обращения: 17.02.2025).
- Президент считает, что молодых людей нужно воспитывать на основе знания собственной истории. URL: https://tass.ru/politika/6230692 (дата обращения: 17.02.2025).
- Рабочие листы с заданиями по темам средневековой Руси. URL: https://infourok.ru/testy_po_istorii_srednevekovoy_rusi._6_klass.-186204.htm (дата обращения: 25.12.2024).
- Современные методы и приемы обучения на уроках истории. URL: http://sch19.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=102801 (дата обращения: 17.02.2025).