Тема смерти — одна из основных в философии и культурологии. Эта тема также является одной из ведущих в цикле И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе», она занимает важное место в творчестве писателя. В своих произведениях Тургенев часто рассуждает о человеческой жизни и о её конце, т. е. о самой смерти. Для Тургенева смерть — загадочное и неизведанное, но вместе с тем манящее и привлекательное явление. Изучение данной темы помогает решить противоречие между «светлым» и «темным» в произведениях писателя, более глубоко проникнуть в художественный мир Тургенева, а также понять мотив смерти и её роль в цикле «Стихотворения в прозе».
В произведениях Тургенева смерть — конец бытия, неизбежное будущее. В стихотворении «Старуха» образ старухи выступает предощущением смерти, неизбежного конца жизненного пути главного героя. Он осознает и принимает свою судьбу, потому что понимает, что он не сможет от нее скрыться: «Ах! — думаю я... — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
Тургенев рисует жуткий образ старухи, используя различные средства художественной выразительности, в частности многочисленные эпитеты, которые подчеркивают немощность и безобразность старухи: «Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо», «…Оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой… Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая».
Несмотря на то, что старуха была слепая, она продолжала преследовать главного героя и следовать за ним по пятам: «Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит!»
Чувство беспокойства лирического героя нарастает все больше, пока он не осознает, куда толкает его старуха. Ему не удается уйти от нее, старуха преследует его всюду, куда бы герой не направлялся, куда бы он не повернул. Героя охватывает чувство беспомощного страха, «странное беспокойство» понемногу овладевало его мыслями, поэтому он начинает вести монологи с самим собой, чтобы успокоиться: «Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться»; «Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Героем овладевает страх и суетливое волнение, но вскоре мы понимаем, что он находится на тонкой грани между жизнью и смертью.
Таким образом, Тургенев, рисуя аллегоричный образ преследующей главного героя старухи, символизирующей смерть, и показывая его безуспешные попытки уйти от нее, говорит о невозможности человека уйти от своей судьбы, какие бы попытки не были для этого предприняты.
В стихотворении «Собака» нет четкого сюжета. Данное стихотворение представляет собой рассуждения Тургенева. В произведении рассматриваются вопросы, связанные с жизнью и смертью и незначительностью каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.
Буря в самом начале произведения символизирует мятежность жизни, её непредсказуемость, быстротечность. Тургенев сравнивает жизнь с огоньком, который потухнет, как только «смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом... И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?»
Каждая жизнь боится смерти, автор говорит это как про людей, так и про животных. Глаза собаки и человека наполнены страхом перед лицом смерти: «И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».
Автор сравнивает человека с собакой, чтобы показать различие, но и одновременно сходства между ними. А именно, что все живые существа равны перед законом природы, перед смертью: «Между нами нет никакой разницы», «Мы тожественны».
Таким образом автор подчеркивает равноценность человеческой жизни и жизни животного. Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. Но несмотря на это, автор все же понимает собаку, понимает её страх, хотя, возможно, она и не до конца осознает ужас смерти: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы».
Как и в некоторых других произведениях цикла «Стихотворения в прозе», в стихотворении «Конец света» мотив смерти объединен с мотивом сна (стихотворение также имеет необычный подзаголовок — «Сон»): оно начинается со слов «Чудилось мне, что я нахожусь…»
Использование различных средств художественной выразительности, таких как эпитеты, сравнения, метафоры и т. д., помогают автору более точно описать картину происходящего: «Комната большая, низкая, в три окна»; «Перед домом голая равнина; постепенно понижаясь, уходит она вдаль; серое, одноцветное небо висит над нею как полог»; «Между нами вертится небольшого росту мальчик; от времени до времени он пищит тонким, однозвучным голоском»; «Небосклон упал, ушел вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая, черная круча»; «Морозным вихрем несется она, крутится тьмой кромешной»; «…Унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной!»
В произведениях Тургенева понятие смерти зачастую прочно связано со страхом. Именно поэтому автор использует аллегорию в данном стихотворении для обозначения смерти, например: «…Идет и близится большая, большая беда», «…Земля провалилась!», «Морозным вихрем несется она, крутится тьмой кромешной».
Люди не понимают, как сюда попали и почему тут находятся. Земля проваливается, а море обступает домик, в котором находятся рассказчик с другими людьми, что находятся в панике от происходящего.
В данном стихотворении жизнь интерпретируется как предощущение смерти: «Ни один не знает: зачем он попал в этот дом и что за люди с ним? На всех лицах беспокойство и унылость... все поочередно подходят к окнам и внимательно оглядываются, как бы ожидая чего-то извне».
В этом отрывке бессмысленность жизни предстает в ощущении растерянности и потерянности всех людей, окружающих героя. Смерть становится реальнее жизни, а одиночество этих людей усиливает трагичность их существования.
Тургенев говорит о смерти, как о конце бытия, логическом завершении человеческого существования, где смерть обретает больший смысл, нежели жизнь, она имеет большее значение, потому что перед лицом смерти все человеческие ценности теряют свой смысл.
Лирического героя стихотворения «У-а…У-а!» огорчала жизнь, он был неудовлетворен ею, поэтому он думал над тем, чтобы совершить самоубийство: «Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, — и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль... о самоубийстве».
Жизнь героя наполнена плохими впечатлениями и эмоциями, в ней отсутствует радость и желание жить, она казалась ему попросту бессмысленной: «Мне жилось тяжело — и невесело».
Автор использует многочисленные средства художественной выразительности, такие как эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.: «И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой... человеческий звук»..., «И так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною»..., «Резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег, — со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени».
Автором смерть воспринимается как освобождение от жизни, в которой отсутствуют положительные эмоции. Он сравнивает её с вином в сосуде, который он хочет разбить: «Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде... а мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд»...
«…Но я воображал себя великим!».. — эти слова показывают, что для лирического героя смерть — это подвиг, смелый поступок, нечто достойное.
Но далее, используя совершенно другие эпитеты, Тургенев показывает ужас смерти, она становится чем-то жутким и страшным: «…Со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени», «Какая страшная тишина!», «Тайный ужас леденил меня…»
Затем, жизнь выступает полной противоположностью смерти. Так, страшной тишине противопоставлен живой человеческий звук, одиночеству — семья, и т. д. Финал рассказа является жизнеутверждающим.
Таким образом, противопоставляя жизнь и смерть, Тургеневу удается показать читателю, что самое ценное, что есть у человека — это его собственная жизнь, и нужно быть благодарным за то, что человеку дан такой «дар».
В последние годы своей жизни Тургенев часто писал и размышлял о смерти, поэтому основными темами его произведений становились тема трагичности человеческого существования и тема неизбежного конца бытия. Однако в стихотворении в прозе «Черепа» смерть предстает не как естественный конец жизни, а как предощущение смерти, её видение, потому она так и страшит лирического героя.
В начале произведения ведущим мотивом является тема «искусственной жизни». Кавалеры и дамы ведут «трескучий разговор об одной известной певице». Одно из определений слова «трескучий» в толковом словаре Д. Н. Ушакова: «перен. Пустой, бессодержательный, но шумный и высокопарный (о словах, речи; неод.)».
То есть такой разговор не несет смысловой нагрузки, что говорит о необразованности присутствующих людей, о том, что они не имеют четкого понимания и знаний в области обсуждаемой темы, потому они просто ведут пустую болтовню, но хотят создать о себе впечатление грамотных и умных людей. Но затем с них как бы срывается эта маска: «И вдруг — словно по манию волшебного жезла — со всех голов и со всех лиц слетела тонкая шелуха кожи» — название произведения «Черепа» становится аллегоричным. Автор говорит о черепе, как о пустой обыкновенной кости без содержимого внутри, за исключением «шаров обессмысленных глаз».
Начиная с третьего абзаца, где уже раскрывается сам мотив смерти стихотворения, Тургенев широко использует средства художественной выразительности для создания эмоциональной атмосферы произведения.
Для описания жуткой картины перед глазами лирического героя, и в первую очередь для описания самих черепов, автор использует и многочисленные эпитеты, сравнения и даже олицетворения: «…И мгновенно выступила наружу мертвенная белизна черепов, зарябили синеватым оловом обнаженные десны и скулы» — здесь автор использует описательные эпитеты; «С ужасом глядел я, как двигались и шевелились эти десны и скулы, как поворачивались, лоснясь при свете ламп и свечей, эти шишковатые, костяные шары и как вертелись в них другие, меньшие шары — шары обессмысленных глаз» — пример использования эпитетов, сравнений и олицетворений; Выражение «слетела шелуха кожи» является метафорой, которое означает «снятие маски» с лиц присутствующих и раскрытие их настоящих сущностей.
Несмотря на присутствие в стихотворении завязки и кульминации, в произведении отсутствует развязка. Автор тем самым говорит о том, что со временем ничего в жизни не изменится и что люди так же продолжат носить свои «маски», притворяться, и вести бессмысленные, «трескучие» разговоры.
В стихотворении «Насекомое» мотив смерти снова объединяется с мотивом сна: произведение начинается со слов «Снилось мне». Двадцать человек оказались в большой комнате с раскрытыми окнами: люди разного пола и возраста попадают в незащищенное пространство. Внезапно в комнату «влетело большое насекомое, вершка в два длиною». Образ самой мухи рисуется загадочным и жутким: «туловище грязно-бурого цвету», «плоские жесткие крылья», «ярко-красные, точно кровавые» голова и лапки. Появление «чудовища» напугало присутствующих: «Во всех нас оно возбуждало отвращение, страх, даже ужас». Все хотели его прогнать, и никто не решался подойти.
Для Тургенева смерть — это жуткое, неизведанное и загадочное явление. Именно такой образ насекомого рисует автор: образ насекомого — аллегория смерти. Смерть нагоняет страх и ужас на людей, оттого она становится более притягательной и манящей.
Но в стихотворении внезапно появляется молодой человек, оглядывающий присутствующих с недоумением. Однако он «не видел никакого насекомого — не слышал зловещего треска его крыл». Тотчас насекомое «взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз». Молодой человек «упал мертвым».
Интересно то, что смерть приходит не за пожилым человеком, а за молодым. Таким образом, Тургенев в очередной раз показывает, что все люди равны перед смертью, вне зависимости от возраста и социального положения. Автор также говорит о внезапности ее наступления: до прилета насекомого люди, находившиеся в незащищенном пространстве (с открытыми окнами), не могли предугадать будущих событий. После появления мухи они неосознанно начинают бояться ее, хотя «догадались, что это была за гостья», только после всего произошедшего.
Литература:
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982. URL: https://ilibrary.ru/text/1378/index.html
- Иван Тургенев. — Текст: электронный // Культура.РФ: [сайт]. — URL: https://www.culture.ru/persons/8217/ivan-turgenev (дата обращения: 21.02.2025).
- Толковый словарь Ушакова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.culture.ru/persons/8217/ivan-turgenev (дата обращения: 21.02.2025).