Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с эмоциональным выгоранием среди подростков 9–11 классов, обучающихся в ГАУ КО ОО ШИЛИ. В статье будет рассмотрена роль выгорания в повседневной и учебной жизни школьника и его влияние на психическое состояние, успеваемость, мотивацию к работе и учёбе. Так, результаты работы помогут понять, что такое эмоциональное выгорание, его причины, последствия и возможные способы профилактики среди подростков. Статья посвящена детям, родителям, учителям, психологам и всем, кто заботится о развитии детей, их здоровье и внутреннем состоянии.
Введение
Тема статьи является очень актуальной в настоящее время. В условиях современного общества подростки постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Старания всегда все успеть, быть более продуктивными, лучше подготовиться к экзаменам, достичь желаемой цели. Давление со стороны учёбы, сверстников, ожиданий окружающих. Помимо всего вышеперечисленного, дополнительную нагрузку оказывает проживание в общежитии. Шесть дней в неделю подростки проживают не у себя дома, а в чужом месте, ещё и с другими детьми. Важно следить за своим состоянием и благополучием, чтобы в конечном итоге это не привело к эмоциональному выгоранию.
Именно поэтому в статье освящены причины, приводящие к выгоранию, а также его последствия для психического здоровья и общего благополучия подростков.
Целью статьи является изучение роли эмоционального выгорания в подростковом возрасте учеников ГАУ КО ОО ШИЛИ 9–11-х классов, его последствий, причин, способов борьбы с ним.
Ценность и практическое значение исследования, отраженного в научной статье: Подростки смогут понять и разобраться с тем, что такое выгорание, и получить рекомендации, как с ним бороться.
Ключевые слова : Подростки, стресс, эмоциональное выгорание, интернат.
Данные, полученные во время работы над статьей, позволили выдвинуть гипотезу о том, что подростки 9–11-х классов, проживающие в общежитии ГАУ КО ОО ШИЛИ, сталкиваются с эмоциональным выгоранием, однако не знают, что это такое и как с этим бороться, замалчивая свои проблемы.
Для достижения указанной цели были сформулированы и поставлены следующие задачи:
– Узнать, что такое эмоциональное выгорание и охарактеризовать данное понятие на основании изучения трудов по данному направлению;
– Изучить причины эмоционального выгорания у подростков в старшем школьном возрасте в ГАУ КО ОО ШИЛИ, проживающих в общежитие;
– Выяснить последствия эмоционального выгорания подростков в старшем школьном возрасте в ГАУ КО ОО ШИЛИ, проживающих в общежитие;
– Провести анкетирование среди обучающихся 9–11-х классов лицея-интерната, проживающих в общежитие;
– Выяснить, как эмоциональное выгорание оказывает влияние на эмоциональное состояние и мотивацию к учёбе.
– Подвести итоги проделанной работы.
Эмоциональное выгорание. Сущность понятия, его происхождение и компоненты
Синдром эмоционального выгорания — это состояние физического, эмоционального и психического истощения, которое возникает в результате длительного стресса и чрезмерной нагрузки. [1] Важно понимать, что эмоциональное выгорание — это не просто переутомление или усталость. Переутомление — это физическое понятие, справиться с ним можно, просто сделав перерыв или отдохнув. Однако с эмоциональным выгоранием так не получится. Эмоциональное выгорание представляет собой не просто лень, усталость или уныние. Это целый комплекс симптомов, вызывающих изменения в поведении человека.
Данное понятие было впервые введено в психологию американским психиатром Гербертом Фройденбергером в 1974 году. [2] Он заметил, что у людей на работе со временем появляется и нарастает эмоциональное истощение. Другими словами, снижается эмоциональная реакция на любые события вокруг, даже важные. В один момент люди становятся равнодушнее к окружающим и тому, что раньше их вовлекало.
С этого момента тема профессионального выгорания привлекала все больше внимания различных исследователей из разных стран.
В 1982 году сам термин «синдром выгорания» был изучен и введён Кристиной Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». [3] «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента:
- Эмоциональное истощение. Это чувство усталости, которое возникает в результате постоянного стресса и давления. Люди начинают ощущать, что они больше не могут справляться со своими задачами на работе, учёбе или повседневной жизни.
- Деперсонализация. Термин «деперсонализация» в переводе с латинского языка означает: «утрата, отсутствие личности». Это состояние характеризуется негативным отношением к людям, с которыми человек взаимодействует. Всё начинает раздражать, давить на нервы. Появляется чувство цинизма, отстраненности и безразличия. Человек может начать воспринимать других как объекты, а не как личности.
- Редукция личных достижений. Ощущение недостатка успеха и удовлетворения от работы. Люди начинают сомневаться в своих способностях и навыках. Умаление собственного достоинства.
Всемирная организация здравоохранения включила выгорание в Международную классификацию болезней. При этом синдром определяется не как заболевание, а как фактор, который влияет на здоровье человека. Несмотря на то, что эмоциональное выгорание не является психическим расстройством, это все равно довольно серьезное и опасное состояние, которое может повлечь за собой различные нарушения в психике.
Основные причины эмоционального выгорания среди подростков 9–11 классов
Главной причиной любого выгорания является постоянный стресс. Подростки в этом возрасте сталкиваются с множеством стрессоров, которые могут способствовать развитию выгорания. Помимо этого, значительное влияние на здоровье и состояние детей оказывает проживание в общежитии, особенно в контексте эмоционального выгорания. Поэтому основными причинами эмоционального выгорания среди детей 9–11-х классов являются:
- Учебная нагрузка
С каждым днём образовательная система становится всё сложнее и сложнее. Увеличивается объём домашних заданий, нагрузки, работы в целом. Детям, проживающим в общежитии, учиться намного сложнее, чем тем, кто живёт дома. В отличии от домашней обстановки, где можно создать более спокойную, тихую, уединённую атмосферу, в общежитии сосредоточиться на учёбе сложнее. Кроме этого, дополнительную нагрузку на детей оказывает подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Вдобавок можно перечислить и обеспокоенность своим будущим. У детей постоянно появляются и крутятся навязчивые мысли — какую профессию выбрать, в какое учебное заведение поступить, и какие экзамены сдавать.
- Проживание в общежитии
У живущих в интернате, по сравнению с городскими детьми, намного меньше объёма свободного времени. Переезжая жить в интернат, дети соглашаются подстраиваться под новые правила. Отбой ровно в десять, ежедневная уборка по строгому графику, уроки самоподготовки с пяти до семи, общий санузел. Помимо всего этого, подросткам буквально приходится строить свою жизнь с чистого листа. У них отсутствует какой-либо родительский контроль, приходится делить быт с новыми соседями-ровесниками, постоянно находиться в контакте с ними, даже если хочется побыть одному. С одной стороны, подростки постепенно учатся самостоятельности, что, однозначно, хорошо. Но, с другой стороны, все проблемы взрослой жизни сваливаются на них в один момент, и они перестают чувствовать себя маленькими, беззащитными и беззаботными детьми, какими были раньше.
- Проблемы с самооценкой
Подростки находятся в процессе поиска своей идентичности, и неуверенность в себе приводит к стрессу и ощущению неполноценности, неопределённости. В таком возрасте дети часто пытаются понять, кто они такие, кем являются, в чём смысл их жизни. Но сразу узнать это получается далеко не у всех. Кроме того, дополнительную нагрузку оказывают и социальные сети, которые зачастую создают нереалистичные стандарты успеха и внешности, что только повышает уровень стресса и усугубляет проблемы подростков с самооценкой. [4]
4. Отсутствие поддержки
Если подростки не получают достаточной поддержки от родителей, друзей или учителей, то им тяжелее бороться со стрессом и внутренними переживаниями. Поскольку подростки проживают в общежитии, они не способны находиться в постоянном контакте со своими родителями. Потому родители не способны вовремя оказать поддержку своим детям, в которой они нуждаются.
5. Личные проблемы
Проблемы в семье и постоянные конфликты со сверстниками могут вызывать у подростков чувство тревоги и ощущение постоянного стресса. Физические или психические заболевания могут также стать источником стресса и выгорания.
Конечно, причин может быть в разы больше. Однако в статье расписаны основные, наиболее распространённые среди детей 9–11 классов, живущих в интернате.
Симптомы эмоционального выгорания у подростков
Эмоциональное выгорание у подростков может проявляться через различные физические, эмоциональные, социальные, учебные и когнитивные симптомы. Рассмотрим каждый из этих симптомов более подробно.
1. Физические симптомы
– Усталость: постоянное чувство усталости, которое не проходит даже после отдыха или сна. Подростки могут ощущать физическую и эмоциональную истощенность.
– Головные боли: могут быть вызваны напряжением, стрессом или недостатком отдыха.
– Боли в животе: стресс может влиять на работу желудочно-кишечного тракта, вызывая дискомфорт.
– Нарушения сна: проблемы с засыпанием, частые пробуждения ночью или слишком раннее пробуждение. [6]
2. Эмоциональные симптомы
– Чувство тревожности: постоянное беспокойство, чувство напряжения и страха о будущем.
– Плохое самочувствие: пониженное настроение, отсутствие интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие.
– Раздражительность: повышенная чувствительность к мелочам, частые вспышки гнева или недовольства.
– Чувство безнадежности: ощущение, что ситуация не изменится к лучшему, отсутствие мотивации и пессимизм.
3. Социальные симптомы
– Изоляция от друзей и семьи: отказ от общения с близкими, жизнь вдали от семьи, снижение интереса к встречам с друзьями или участию в социальных мероприятиях, событиях.
– Социальная тревожность: страх общения с другими людьми, избегание групповых мероприятий или публичных выступлений.
4. Учебные симптомы
– Падение успеваемости: снижение оценок, ухудшение качества выполнения домашних заданий и проектов.
– Прокрастинация: частое откладывание выполнения заданий, нежелание заниматься учебой.
5. Когнитивные симптомы
– Проблемы с концентрацией: трудности в сосредоточении на учебном материале или выполнении задач, частые отвлечения.
– Забывчивость: увеличение количества забытых вещей, упущенных сроков или важных деталей.
Важно распознавать симптомы эмоционального выгорания на ранних стадиях. Чем раньше подросток сможет осознать и распознать, что он находится в состоянии или на грани эмоционального выгорания, тем быстрее он сможет справиться с выгоранием и обратиться за поддержкой.
Способы борьбы с эмоциональным выгоранием в подростковом возрасте
1. Распорядок дня
Установление четкого расписания, которое включает время для учебы, отдыха, физических упражнений и социальных взаимодействий помогает снизить уровень стресса, так как подросток знает, что ожидать в течение дня. Это также способствует лучшему управлению временем и борьбе с прокрастинацией.
2. Физическая активность
Регулярные физические упражнения, такие как бег, плавание, танцы или занятия спортом, способствует выработке эндорфинов — «гормонов счастья», которые улучшают настроение и снижают уровень стресса. Физическая активность также помогает улучшить качество сна и общее самочувствие.
3. Правильное питание
Сбалансированное питание, включающее фрукты, овощи, белки и здоровые жиры, поддерживает уровень энергии и способствует хорошему психическому состоянию. Недостаток питательных веществ может усугубить симптомы выгорания.
4. Техники релаксации
Практика медитации, йоги, глубокого дыхания или прогрессивной мышечной релаксации — все эти техники помогают снизить уровень тревожности и стресса, улучшая общее эмоциональное состояние.
5. Социальная поддержка
Эмоциональная поддержка от близких людей помогает уменьшить чувство одиночества и изоляции. Друзья, семья, близкие — обсуждение своих переживаний с ними может облегчить стресс и помочь расслабиться.
6. Хобби и увлечения
Увлечения помогают отвлечься от стрессовых ситуаций и дают возможность выразить себя. Поиск и занятие любимыми хобби вполне могут стать источником радости и удовлетворения для подростка
7. Регулярный отдых и сон
Качественный сон критически важен для восстановления энергии и поддержания хорошего психического здоровья. [7] Он помогает улучшить концентрацию и общее самочувствие. Подросткам 9–11 классов необходимо спать минимум 8 часов в сутки для поддержания нормального самочувствия.
8. Обращение за профессиональной помощью
При появлении серьезных симптомов выгорания необходимо обратиться к психологу или психотерапевту. Именно специалист сможет оказать необходимую поддержку, правильно поставить диагноз и подобрать верную терапию для подростка.
Бороться с эмоциональным выгоранием важно и нужно. Эмоциональное выгорание у подростков — это серьезная проблема, но с помощью перечисленных методов можно значительно снизить риск его возникновения и справиться с уже проявившимися симптомами.
Последствия эмоционального выгорания. Проблема замалчивания
Современные школьные требования постоянно растут, и для учеников, проживающих в интернате, ситуация осложняется еще больше. Жизнь вдали от дома, теснота и совместный быт с соседями, а также большая учебная нагрузка становятся серьезными стресс-факторами. Многие подростки боятся обратиться за помощью к взрослым из-за страха быть непонятыми или осужденными, в результате чего свои проблемы они замалчивают. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям: от расстройств психики и постоянного стресса до трудностей в общении, проблем с памятью и концентрацией, и даже к мыслям о самоубийстве. [8] Известный педиатр-невролог Каркашадзе подчеркивает, что игнорирование таких детских проблем запускает «негативный каскад»: школьные неудачи перерастают в адаптационные проблемы, которые впоследствии могут вылиться в антиобщественное поведение, проблемы в семейной жизни и трудоустройстве. [9] Поэтому своевременная помощь и поддержка крайне важны для предотвращения негативных последствий для здоровья и будущего подростков. Необходимо продвигать в массы понятие эмоционального выгорания, рассказывать подросткам, наиболее уязвимой группе населения, о том, что это такое, как с этим бороться и к кому можно обращаться.
Как оказать человеку с эмоциональным выгоранием поддержку?
Рекомендации
1. Спросите человека, как ему можно помочь
Попросите подростка рассказать, что именно ему нужно. Может быть, он хочет просто пообщаться, или ему нужна помощь с учебой или делами. Предложите человеку поговорить, рассказать о своих чувствах и мыслях. Дайте ему излить свои эмоции и переживания. Покажите, что вы понимаете, что ребёнок переживает, и проявляйте сочувствие. Таким образом можно показать, что заботитесь о нём и готовы его поддержать. [10]
2. Предложите провести время вместе
Общение и время могут помочь отвлечься от негативных мыслей и улучшить настроение. Предложите подростку провести время вместе, например, сходить в кино, на прогулку или просто поиграть в какую-то игру. Лучшим занятием будет прогулка на свежем воздухе. Главное — создать приятную атмосферу.
3. Не осуждайте и не критикуйте
Эмоциональное выгорание может вызывать у человека чувство вины или стыда. Критика только усугубит его состояние. Поэтому, будьте терпеливы и поддерживайте его, даже если он не может выполнить что-то, что кажется для вас простым. [11]
4. Напомните ему о важности отдыха
Часто люди с выгоранием забывают о необходимости отдыха и восстановления. Поговорите о том, как важно находить время для себя, несмотря на плотный график в общежитии: заниматься любимыми делами или просто расслабляться.
Опрос
В ходе работы над статьёй был проведён опрос среди школьников 9–11 классов, с целью более углублённого изучения вопроса об эмоциональном выгорании на практике. Участие в анкетировании приняло более ста человек, проживающих в ГАУ КО ОО ШИЛИ. Так, опрошенным были заданы следующие вопросы:
- В каком классе вы учитесь?
– 9 (27 %)
– 10 (52 %)
– 11 (21 %)
- Как вы оцениваете свой уровень стресса в учебном процессе? (1 — низкий, 5 — высокий)
– 1 (2 %)
– 2 (7 %)
– 3 (11 %)
– 4 (38 %)
– 5 (42 %)
- Как часто вы чувствуете усталость или апатию к учебе?
– никогда (0 %)
– редко (7 %)
– иногда (28 %)
– часто (49 %)
– всегда (16 %)
- Сталкиваетесь ли вы с трудностями в концентрации? (да/нет)
– да (85 %)
– нет (15 %)
- Испытываете ли вы чувство безысходности или беспомощности в учебе?
– да (78 %)
– нет (22 %)
- Как часто вам кажется, что вы не можете справиться с объемом учебной нагрузки?
– никогда (0 %)
– редко (3 %)
– иногда (24 %)
– часто (51 %)
– всегда (22 %)
- Замечаете ли вы изменения в своем поведении или настроении из-за учебного стресса?
– да (94 %)
– нет (6 %)
- Получаете ли вы поддержку друзей или родителей в трудные моменты?
– да (51 %)
– нет (49 %)
- Что помогает вам справиться со стрессом? (свободный ответ)
Ответы на этот вопрос варьируются, но можно выделить общие темы: занятия спортом, хобби, общение с друзьями и родными, соцсети и телефон.
Результаты опроса показывают высокие уровни стресса и выгорания среди школьников, живущих в общежитии. Высокий уровень нагрузки, частая усталость и апатия, трудности с концентрацией. Большинство участников испытывают трудности со стрессом и часто чувствуют беспомощность. Несмотря на наличие поддержки со стороны друзей и родителей, почти половина учеников остается без помощи. Именно поэтому так важно освящать тему эмоционального выгорания среди детей. Они должны знать и понимать, как справляться со стрессом, правильно распределять своё время, делать перерывы от работы. Но самое главное — знать, как не довести себя до состояния эмоционального выгорания.
Заключение
В ходе работы было проанализировано, что такое эмоциональное выгорание, в чём оно проявляется, его причины, симптомы и последствия. Исследование показало, что школьники 9–11 классов ГАУ КО ОО ШИЛИ, проживающие в интернате, часто страдают от эмоционального выгорания. Это серьезная проблема, и её корни тесно связаны с жизнью в общежитии. Ребята испытывают постоянный стресс из-за учебы, но при этом у них мало возможностей отдохнуть и переключиться. Общежитие — это не родной дом, где проживает вся семья, и многие подростки скучают по своим семьям и обычной жизни. Нехватка личного пространства, постоянное общение с большим количеством людей в закрытом пространстве — все это приводит к переутомлению и потере сил. Дети чувствуют себя уставшими, безразличными к учебе и испытывают трудности с концентрацией внимания. Многие говорят о безысходности и неумении справиться с учебной нагрузкой. Даже если у них есть поддержка со стороны друзей или родителей, жизнь в общежитии сама по себе создает дополнительные препятствия на пути к хорошему самочувствию. Поэтому важно понять, что проблема выгорания у этих школьников зачастую связана с условиями их жизни в интернате. Именно потому так важно создавать комфортную атмосферу в общежитии и оказывать детям поддержку, помогая ребятам справляться со стрессом и помогая чувствовать себя более свободно и спокойно. Необходимо развивать и совершенствовать систему психологического просвещения и работу психологов в школах — всё это необходимо для того, чтобы обеспечить полноценное развитие школьников, их благосостояние и их успехи в будущем.
Литература:
- Электронный ресурс: https://psychiatr.ru/download/1998
- Стебловская А. В. // Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе
- Трухан Е. А. // Концепция выгорания К. Маслак: синдром и процесс, 2024
- Ранган Чаттерджи // Я больше не могу! Как справиться с длительным стрессом и эмоциональным выгоранием
- Эмили Нагоски, Амелия Нагоски // Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса
- Выгорание: физические проявления и как бороться (сайт) https://planetazdorovo.ru/about/articles/vygoranie-fizicheskie-proyavleniya-395/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2F
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (cайт) https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/healthy-lifestyle/8850–16032018.html?ysclid=m7dyntlt3u127295709
- Фримен А., Бек А. // Когнитивная психотерапия, 2022
- Московская помощь психологической помощи населению (сайт) https://msph.ru/
- Владиславова Н. // «Психологическая помощь: приёмы, секреты, рекомендации», 2023
- Саманта Броди // Выбросите список дел! Как избавиться от стресса за 4 шага.