Мысленные эксперименты и границы логики. Разработка и апробация алгоритма мысленного эксперимента | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (89) апрель 2025 г.

Дата публикации: 04.03.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Т. Н. Мысленные эксперименты и границы логики. Разработка и апробация алгоритма мысленного эксперимента / Т. Н. Николаева, А. М. Небогатикова, Е. С. Булычева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 4 (89). — URL: https://moluch.ru/young/archive/89/4859/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует понятие мысленных экспериментов и логических ограничений, а также дает описание разработанного алгоритма проведения мысленных экспериментов и его апробации.

Ключевые слова: мысленные эксперименты, логика, алгоритм.

Мысленным экспериментом называется представление определенной ситуации или сценария, проигрывание в уме всех вариантов развития и предсказание возможных последствий, анализ полученных предположений и выводы. Мысленные эксперименты помогают исследовать новые идеи, размышлять над сложными вопросами без проведения реальных экспериментов.

Мысленные эксперименты используются в науке, философии, психологии, политике и в других сферах жизни, например, при выборе и реализации научных теорий, выдвижении и проверке различных гипотез, определении вариантов развития событий на политической арене и внутри государства и многих других направлениях.

1. Понятие мысленного эксперимента, история возникновения

Понятие мысленного эксперимента ввёл австрийский физик Эрнст Мах в начале ХХ века. Под мысленным экспериментом он подразумевал предварительное проигрывание в воображении реального эксперимента. Мах считал, что с помощью фантазии можно вводить любые условия опыта, вплоть до совершенно абсурдных, и это даёт возможность рассмотреть все варианты результата.

Одним из наиболее ранних мысленных экспериментов считается эксперимент древнеримского философа Лукреция. В своей философской поэме «О природе вещей» («De Rerum Natura») он пытался доказать, что пространство бесконечно. Если имеется граница Вселенной, то можно выстрелить в нее из лука. Если стрела пролетит насквозь, то границы не существует. Если же стрела отскочит, как от стены, то у этой стены должна быть обратная сторона и, значит, за этим предполагаемым краем пространства тоже что-то должно быть. В обоих случая граница Вселенной не достигается и, значит, пространство бесконечно [10, 11].

История развития науки знает множество мысленных экспериментов, которые вызывали дискуссии и споры среди лучших умов и меняли общепринятые взгляды на окружающий мир. Такие великие ученые как Галилео Галилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, Альберт Эйнштейн, Эрвин Шрёдингер и многие другие применяли мысленные эксперименты. Без использования мысленных экспериментов невозможно было бы создание квантовой механики и теории относительности.

Сейчас мысленные эксперименты используются не только в философии, но и в психологии и политологии, точных науках для изучения сложных состояний вещей, исследования окружающего мира, анализа различных сценариев и прогнозирования событий.

2. Структура мысленных экспериментов

На первый взгляд может показаться, что провести мысленный эксперимент довольно просто, ведь ничего не нужно делать и все происходит в твоем воображении. Однако мысленные эксперименты, как и любые практические эксперименты, должны соответствовать определенной структуре и проходить ключевые этапы [4, С.21].

  1. Постановка проблемы. На данном этапе необходимо максимально четко сформулировать рассматриваемую проблему и цель эксперимента.
  2. Создание идеализированной модели. На данном этапе необходимо определить важные характеристики объекта и условий проведения эксперимента, отбросить второстепенные, усложняющие факторы.
  3. Разработка сценария. На этом этапе продумывается ход эксперимента, определяются начальные условия и дальнейшие действия и возможные последствия.
  4. Проведение эксперимента. При непосредственном проведении эксперимента отслеживается каждый вариант развития событий, анализируется каждый этап и формулируются выводы. На этом этапе важно сохранять объективность своих рассуждений и не подгонять результаты под желаемый ответ.
  5. Анализ и интерпретация результатов, формулировка выводов. На данном этапе выводы соотносятся с поставленной проблемой и целью эксперимента.

Кроме того, при интерпретации результатов эксперимента и формулировке выводов необходимо соблюдать законы логики, которые будут рассмотрены далее.

3. Границы логики в мысленных экспериментах

Логика играет важную роль в проведении мысленных экспериментов. Она выявляет ошибки, помогает аргументировать и делать выводы, корректировать предположения и гипотезы для получения логически верных результатов.

Логика — наука о законах мышления, которая занимается изучением правил вывода, доказательства и обоснования истинности утверждений. Она позволяет строить правильные аргументации и делать логически верные рассуждения [8].

Три основных закона логики были сформулированы Аристотелем:

  1. Закон тождества. У любой мысли в процессе рассуждения должно быть устойчивое содержание, один и тот же смысл. Также основным требованием является соблюдение в высказываемой мысли единства времени и отношения между предметами. Поскольку наша речь позволяет выражать одну и ту же мысль по-разному, несоблюдение этого закона может привести к подмене понятий и замене одной мысли другой.

Здесь необходимо упомянуть такое понятие как софизм — ложное высказывание, которое на первый взгляд кажется верным. Софизмы используются с целью запутать собеседника и преподнести ложное высказывание в качестве истинного. Примером софизма является высказывание «Полупустое есть то же, что и наполовину полное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

  1. Закон противоречия. В одно время, в одном отношении истинными не могут быть два противоположных суждения о предмете, хотя бы одно из них должно быть ложным. Например, высказывания «Москва — столица» и «Москва — не столица» могут быть одновременно истинными только в том случае, когда высказывания относятся к разным временным отрезкам.
  2. Закон исключенного третьего. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них обязательно истинно. Согласно этому закону, если в одном из двух выражений что-либо о предмете утверждается, а во втором отрицается — одно из них обязательно истинно.

Позже немецким ученым Готфридом Лейбницем был сформулирован четвертый закон логики:

  1. Закон достаточного основания. Выводы признают истинными, если у них есть достаточное основание. В повседневной жизни этот закон достаточно часто применяется, а также нарушается. Например, высказывание «Этот человек не болен, потому что у него нет кашля» является нарушением данного закона логики, так как отсутствие кашля не является достаточным основанием для вывода о состоянии здоровья.

Следует отметить, что мысленные эксперименты — это инструмент, позволяющий увидеть изучаемую проблему с разных сторон, сформулировать новые гипотезы и расширить свои знания, а также лучше понять самих себя. Как и физические эксперименты, мысленные эксперименты имеют определенную структуру и должны соответствовать логическим законам.

3. Разработка и апробация алгоритма мысленного эксперимента

Целью моей работы является разработка собственного алгоритма проведения мысленного эксперимента, доступного для понимания и применения в обычной жизни, а также апробация разработанного алгоритма на собственном опыте.

На основе изученного материала я разработала алгоритм проведения мысленного эксперимента, который представлен на рис. 1.

Алгоритм проведения мысленного эксперимента

Алгоритм проведения мысленного эксперимента

Рис. 1. Алгоритм проведения мысленного эксперимента

Для простоты восприятия и понимания более подробные алгоритмы выбора важных характеристик объекта и условий эксперимента представлены отдельно на рис. 2 и рис. 3.

Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики объекта

Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики объекта

Рис. 2. Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики объекта

Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики эксперимента

Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики эксперимента

Рис. 3. Выбор характеристик важных условий эксперимента: характеристики эксперимента

Разработанный алгоритм проведения мысленного эксперимента подробно описывает необходимые шаги и помогает правильно сформировать план действий и выполнить все необходимые условия для получения результата.

В целом, для разработанного алгоритма не имеет значения, в какой области будет мысленный эксперимент: физика, философия, биология, психология и т. д. Однако, для достоверного эксперимента, корректного описания объекта и определения всех начальных условий и действующих сил важно иметь знания в этой области и хорошо разбираться в смежных вопросах. Например, невозможно провести кулинарный мысленный эксперимент, не имея представления о свойствах продуктов, особенностях их обработки и взаимодействия, иначе можно получить фальшивые результаты и прийти к неправильному заключению. В настоящее время информация в сети интернет помогает получить нужные описание вещей и действующих сил, но все же полностью не заменяет необходимость иметь знания и опыт.

Апробация разработанного алгоритма проводилась в два этапа:

– проведение собственного мысленного эксперимента;

– организация открытого урока по проведению мысленных экспериментов в классе.

В первую очередь, на основе разработанного алгоритма я провела собственный мысленный эксперимент о выборе своей будущей профессии. Ход мысленного эксперимента и описание шагов разработанного алгоритма представлены ниже.

На шаге № 1 зарождается идея мысленного эксперимента. Чем ярче представить себе идею и детальнее её описать, тем более качественным будет построен эксперимент и точнее получится результат его проведения. Идея моего эксперимента — оценить привлекательность нескольких профессий, увидеть себя в них и выбрать наиболее подходящую для себя.

На следующем шаге № 2 на основании идеи необходимо определить цель эксперимента. Это должен быть ответ на вопрос: «Что я хочу получить (подтвердить / опровергнуть / предположить) в конце эксперимента?». Моя цель — выбрать наиболее подходящую для себя профессию.

На шаге № 3, если это возможно, цель нужно разбить на отдельные простые задачи, выполнение которых должно помочь достигнуть цели. В моем эксперименте требуется ответить на несколько вопросов:

  1. Какие знания и навыки я буду иметь в своей профессии?
  2. Какими будут мои обязанности?
  3. Как будет проходить мой день?
  4. Кто будет меня окружать?
  5. Как я буду себя чувствовать?

На шаге № 4 необходимо определить объект исследования и описать только значимые для задуманного эксперимента. Объект моего эксперимента — я в будущем. Мои важные для эксперимента характеристики: основные психологические потребности, характер, эмоциональное состояние, круг интересов. При определении модели объекта в моем эксперименте не учитывается внешний вид и физические параметры.

На шаге № 5 выбираются условия проведения эксперимента, определяются место действия и все важные для эксперимента объекты и их характеристики. В моем эксперименте я существую в идеальном мире, в котором отсутствует воздействие на меня политических, экономических, климатических условий. Для проведения эксперимента важно: работа, отдых, достижения, общение с людьми.

На шаге № 6 необходимо выбрать несколько моделей проведения эксперимента. В моем эксперименте это модели моей будущей профессии. Я рассматривала два направления деятельности: программирование и реклама и медиа-коммуникации.

На шаге № 7 проводится непосредственно мысленный эксперимент: оценивается ситуация, отбрасываются абсурдные и неприемлемые варианты, фиксируются ответы и проводится проверка на софизмы. В алгоритме эти действия представлены в виде цикла, в котором изменяются рассматриваемые ситуации. Ход моего эксперимент наглядно представлен в виде таблицы, в которой даются ответы на поставленные в самом начале вопросы (Таблица 1).

Таблица 1

Ход собственного мысленного эксперимента «Моя будущая профессия»

Поставленные вопросы

Направление:

Программирование

Направление:

Реклама и медиа-коммуникации

  1. Какие знания и навыки я буду иметь в профессии?

– современные языки программирования;

– навыки дизайна;

– работа с базами данных;

– навыки тестирования;

– интернет-программирование;

– настройка компьютерных систем;

– навыки работы с искусственным интеллектом.

– психология зрителя и потребителя;

– маркетинг и реклама;

– разработка сценариев и режиссура;

– организация и проведение мероприятий;

– создание видео-контента;

– мода и дизайн;

– владение современными социальными сетями.

  1. Какими будут мои обязанности?

– создание интерфейса сайтов;

– разработка алгоритмов;

– создание программного обеспечения;

– разработка сайтов;

– устранение ошибок;

– настройка работы на разных устройствах.

– составление сценариев и режиссура рекламных продуктов, проведение рекламных кампаний и мероприятий;

– маркетинговый анализ потребности аудитории;

– оценка эффективности рекламного продукта;

– составление актуального контента и привлечение аудитории.

  1. Как будет проходить мой день?

У меня дистанционная работа, я работаю дома, ложусь спать поздно ночью, просыпаясь к обеду.

Иногда я могу провести весь день в кафе за ноутбуком и в наушниках. Я мало двигаюсь, мало бываю на свежем воздухе.

У меня много друзей среди программистов по всему миру, со многими из них я никогда не встречалась лично.

Я могу работать в путешествии, в самолете или поезде, так как рабочее место у меня всегда с собой. Я редко выхожу в свет, у меня мало времени на развлечения, потому что моя работа требует много времени и сосредоточенности.

Мой график работы подвижный, мое рабочее место часто меняется, я много встречаюсь и общаюсь с разными людьми и часто хожу на различные мероприятия.

Я могу работать в местах, которые меня вдохновляют.

Моя работа творческая, разнообразная и непредсказуемая. У меня много интересных проектов, в реализацию которых необходимо погружаться. Я работаю в команде с единомышленниками, мы вместе создаем интересные продукты и реализуем смелые идеи. У меня много друзей по всему миру, с которыми часто общаемся на расстоянии.

  1. Кто меня будет окружать?

У меня есть семья, мой муж тоже программист, мы работаем вместе и помогаем друг другу. У нас двое детей, кот Паскаль и рыбка по имени Четыреста четыре. Наши друзья живут далеко, поэтому мы иногда общаемся и даже ужинаем по видеосвязи. С детьми и животными нам помогают наши родители.

У меня есть семья, муж и двое детей. Из-за частых поездок дети учатся дистанционно. Мы часто живем в отелях и редко видимся с родителями. У меня много друзей, с которыми я познакомилась по работе. Мы часто созваниваемся. Мы с семьей посещаем много новых интересных мест.

  1. Как я буду себя чувствовать?

Я довольна своей работой и своей жизнью, но мне не хватает живого общения с разными людьми. Мне не хватает физической активности и возможности просто отдохнуть и провести время без компьютера.

Я довольна своей работой, я постоянно нахожусь в движении, в окружении людей и в центре внимания. Однако мне не хватает возможности побыть в одиночестве, чтобы привести свои эмоции и мысли в равновесие.

На шаге № 8 делаются выводы о проведенном мысленном эксперименте. В моем эксперименте были подведены итоги оценки профессий. Я думаю, что моему темпераменту больше соответствует профессия, связанная с рекламой и медиа-коммуникациями: общение с интересными креативными людьми, воплощение идей, посещение новых мест, получение новых впечатлений.

Следующим шагом апробации моего алгоритма было проведение урока для одноклассников. На уроке было рассказано о сути мысленных экспериментов, их возможностях при решении задач в обычной жизни, а также представлен алгоритм проведения мысленных экспериментов.

В ходе урока было предложено провести небольшие мысленные эксперименты на следующие темы на выбор:

– Какое направление деятельности выбрать?

– Кем я вижу себя через 20–30 лет?

– Каким я вижу своего друга/подругу в будущем?

– Если бы обо мне сняли фильм, каким бы он был?

Как показал урок, одноклассники проявили живой интерес к данной теме. Проведение экспериментов вызвало бурные обсуждения. Самый большой интерес вызвала тема о себе как о герое фильма.

Таким образом, мысленные эксперименты могут проводиться не только в научных и общественных целях, но и для решения сложных вопросов и при принятии решений любым человеком.

Литература:

  1. Даниелян, Н. В. Мысленный эксперимент в науке как конструктивная практика / Н. В. Даниелян // Экономические и социально-гуманитарные исследования, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, УДК 165.12, DOI: 10.24151/2409–1073–2019–3–91–96. — 2019. — № 3 (23) — С. 12–18.
  2. Микешина, Л. А. Мысленный эксперимент, его роль в исторической науке / Л. А. Микешина // Диалог со временем, Российское Общество интеллектуальной истории. — 2018. — № 65 — С. 35–47. https://roii.ru/r/1/65.3
  3. Ахутин, А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. / А. В. Ахутин. — М: Наука, 1976. — 214 с.
  4. Кинг, П. Учитесь думать с помощью мысленных экспериментов. Как расширить горизонты мышления, понять смысл метапознания, активно проявлять любознательность и думать как истинный философ / П. Кинг. — Библос, 2020. — https://www.litres.ru/book/patrik-king/uchites-dumat-s-pomoschu-myslennyh-eksperimentov-kak-rasshirit-68732505/
  5. Чернов, А. П. Мысленный эксперимент. Опыт психологического исследования / А. П. Чернов. — 1979 — https://knigogid.ru/books/463152-myslennyy-eksperiment-opyt-psihologicheskogo-issledovaniya
  6. Щетников, А. И. Мысленный эксперимент и рациональная наука / А. И. Щетников. — М.: Аспект-пресс, 1994. — 327 с.
  7. https://plato.stanford.edu/archIves/spr2010/entries/thought-experiment/
  8. 4 закона логики | Блог 4brain
  9. https://psyera.ru/myslennyy-eksperiment_7449.htm?ysclid=m4irta8wkv240108789
  10. https://monographies.ru/en/book/section?id=11011


Задать вопрос