В статье автор исследует и проводит сравнительный анализ стрессоустойчивости подростков-спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом.
Ключевые слова: профессиональный спорт. спортсмен, стресс, подросток.
В настоящее время показателем развития хороших результатов в спортивной деятельности, отличных выступлений в широкомасштабных соревнованиях, в большей мере определяется уровнем навыков саморегуляции и стрессоустойчивости личности. Спортивные состязания, как правило, вызывают большое эмоциональное возбуждение у спортсменов. Кроме того, перед соревнованием спортсмен также находится в стрессовых условиях, поскольку испытывает тревогу, связанную с тем, что непредвиденные случайности могут снизить желаемый результат, и таким образом, поставить под сомнение качество подготовки и способность для достижения высоких спортивных результатов. Существует ряд исследований на тему проблемы индивидуальных психологических особенностей спортсменов в условиях стресса. Например, Б. А. Вяткин, изучал темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях, а в работах Л. Д. Гиссена можно прочесть обоснование и практические результаты психопрофилактической работы со стрессом в спортивных командах [5].
Актуальность нашего исследования состоит в том, что стресс является естественной реакцией организма на изменения внешней среды, однако его частое и сильное проявление может привести к серьезным физиологическим и психологическим проблемам, поэтому необходимо знание подростков опыта своих сверстников, которые чаще сталкиваются со стрессовыми ситуациями.
Присутствует значительное множество факторов, влияющих на стрессоустойчивость подростка. Например, изменения в теле, происходящие в результате физиологического созревания, конфликты со сверстниками, моральное, физическое давление, жестокость, насилие, выделение групп. Профессиональный спорт закаляет психическую устойчивость человека с раннего возраста путем различных трудностей в процессе тренировок и соревнований. Занятие профессиональным спортом развивает множество полезных для подростка качеств, таких как дисциплина, целеустремленность и выносливость [2].
В процессе исследования нами была поставлена цель изучить психологические особенности поведения подростков, занимающихся спортом, в стрессовых ситуациях. Была выдвинута гипотеза : если подросток занимается профессиональным спортом, то он более стрессоустойчив. В процессе исследования использованы методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, анкетирование и беседа.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства» [1].
Взросление подростка напрямую связана с тревогой и стрессом. Стресс может проявляться в спорте по-разному, но наиболее распространенными симптомами являются: замедление восстановления после тренировок и соревнований, быстрое истощение энергетических ресурсов, нарушение координации движений, напряжение мышц, снижение способности сосредоточиться во время соревнований, чрезмерная тревога, замедление реакции, нарушение принятия решений.
К факторам стресса спортивной деятельности относят: спортивную борьбу, носящую соревновательный характер, направленный на завоевание рекорда или победы над соперником; максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время спортивной борьбы, без чего нельзя добиться победы; длительный, систематический, упорный тренировочный процесс, вносящий серьезные коррективы в режим жизни спортсмена.
Обобщая выводы многих исследователей, занимающихся изучением проблемы соревновательного стресса, стрессоры спортивной деятельности можно классифицировать по-разному.
К стресс-факторам кратковременного действия относят: страх (при выполнении упражнения, в котором раннее была получена травма; при встрече с явным фаворитом; при неблагоприятном прогнозе и т. д.); неприятные физические ощущения (боль, усталость и т. д.); темп и скорость (необоснованно завышенные ставки на рекордный результат, информационная перегрузка, необходимость предельной силы и быстроты движений и т. д.); неудачи (ошибка в технике движения, неудачный старт и т. д.).
Стрессоры с длительным действием: риск и опасность, присутствующие при выполнении соревновательных действий (автоспорт, прыжки с трамплина и т. д.); длительная нагрузка, порождающая усталость (продолжительное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и психического утомления, монотонность условий и т. д.); борьба (соревновательная деятельность, необходимость оперативного изменения стиля деятельности и т. д.); изоляция (невозможность контактов во время соревнования, несоответствие командным требованиям т. д.) [2].
При подготовке к исследованию и выборе методов мы учитывали факторы, влияющие на проявление стресса у подростков-спортсменов. Наша задача — это провести анализ стрессоустойчивости подростков, занимающихся спортом и сравнить с результатами обучающихся, не занимающихся спортом. Таким образом, учитывая факторы есть вероятность, что подростки-спортсмены, сталкиваясь со стрессом чаще, становятся более стрессоустойчивыми. При проведении диагностики стоит учитывать:
I фактор — это ситуации, характеризующие социально-психологические влияния. Этот фактор характеризует ситуации социально-психологического влияния, которые не только сами по себе ухудшают деятельность соревнующегося, но и снижают его психическую устойчивость по отношению ко всем другим стресс-ситуациям.
II фактор — объективные ситуации соревнований . Этот фактор характеризует объективные ситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена.
III фактор — ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегететивных функций . Ситуации успеха — уверенность в себе и общей установки по отношению к себе соответствовали не значимые отрицательные нагрузки. В личностном плане эти показатели соответствуют недостаточной самостоятельности и самоконтролю [4].
Для диагностики были выбраны следующие методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Методика направлена на оценку и самооценку эффективности комплекса внутренних ресурсов человека, который позволяет ему выдерживать физические и психические нагрузки. При этом подразумеваются не только экстренные, тяжелые ситуации, но и ежедневная жизнь, с ее заботами, контактами, отношениями с другими людьми.
Всего в исследовании принимали участие 40 человек, из которых: 20 человек — обучающиеся 10 класса гимназии «Альма Матер» и 20 человек — обучающиеся спортивных школ.
Проведя анализ, можно сделать определенные выводы на основании сравнения ответов двух выделенных групп для исследования. Как видно из рисунка 1, больше половины обучающихся-спортсменов (55 %) при ответе на вопрос «Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?» выбрали вариант «Никогда» или «Почти никогда», в то время как среди обучающихся 10 классов аналогичный ответ был выбран 25 % опрошенных. Также 5 % десятиклассников выбрали ответ «Иногда», среди опрашиваемых второй группы данный вариант выбран не был. Из чего можно предположить, что спортсмены более устойчивы к неожиданным событиям, даже если они негативного характера.
Рис. 1. Ответы на вопрос № 1 «Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?»
На рисунке 2 представлены ответы на вопрос «Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под контроля?». И хотя показатель варианта ответа «Иногда» у первой группы опрошенных на 10 % ниже, если сравнивать ответы «Никогда» или «Почти никогда» двух групп, то можно отметить. что результаты спортсменов в общей сумме больше на 5 %, чем у десятиклассников, 75 % и 70 % соответственно. Также 25 % десятиклассников отмечают, что достаточно часто они не в состоянии контролировать события в своей жизни и 5 % отмечают, что это происходит очень часто. При этом только 5 % спортсменов признают невозможность контроля событий в своей жизни.
Рис. 2. Ответы на вопрос № 2 «Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под контроля?»
Результаты ответов на вопрос «Как часто вы чувствуете себя нервозным и подавленным?» (рис. 3) позволяют сделать вывод, что обучающиеся 10 классов в целом отмечают у себя более сниженный эмоциональный фон по сравнению со сверстниками-спортсменами.
Рис. 3. Ответы на вопрос № 3 «Как часто вы чувствуете себя нервозным и подавленным?»
Проведя анализ 12 вопросов и сопоставив результаты, можно с уверенностью сказать, что подростки, занимающиеся спортом, из числа опрошенных чаще уверены в своих способностях справиться со своими личными проблемами, умеют контролировать свое раздражение и почти всегда находят в себе силы справляться с тем, что от них требуют, в отличие от своих ровесников, не имеющих отношения к спорту.
На соревнованиях перед спортсменом стоит одна единственная цель — реализовать весь свой потенциал. Успех зависит от множества факторов, в том числе, в каком состоянии он находится. Известно много примеров, когда несмотря на хорошие результаты на тренировках и на соревнованиях, спортсмен оказывается неспособным показать высокий результат. Соревновательная деятельность спортсмена безусловно является стрессовой ситуацией, связано это с тем, что спортсмен ощущает несоответствие стоящих перед ним задач и своих возможностей [2].
Для преодоления стресса в спортивной практике часто используется психологическое сопровождение отдельного спортсмена или спортивной команды. Оно представлено деятельностью психолога, направленной на совершенствование (актуализацию) психических свойств, процессов и состояний. Эти мероприятия повышают эффективность тренировочного процесса, обеспечивая подготовку к соревнованиям и выступлению в них.
Развитие стрессоустойчивости спортсменов может происходить в двух направлениях. В первом из них вся работа по оказанию помощи производится психологом. Он согласует с тренером цели работы и организационные вопросы. Второе направление в виде психолого-педагогического воздействия реализуется тренером по диагностической информации в соответствии с рекомендациями психолога.
На основе анализа источников можно сделать вывод, что практически все, кто занимается спортом, в той или иной степени сталкивались со стрессом и каждый определяет его по-своему. Для кого-то стресс — это напряжение, для кого-то — страх. Спортивный стресс также различается по продолжительности воздействия. Спортсмену трудно, он чувствует усталость, но на морально-волевых, сжав зубы, продолжает бороться и показывать качественные действия. Возможность использовать различные психологические техники помогают компенсировать тот процесс, который мешает спортсмену справиться с задачей, и результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, что если подросток занимается профессиональным спортом, то он более стрессоустойчив.
Литература:
- Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебное пособие/ И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. — М.: Наука, 2001.
- Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие/ Б. В. Овчинникова. — СПб: СпецЛит, 2010.
- Райгородский Д. Я. Практические психологические методики и тесты / Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом БАХРАХ, 1998.
- Староверова М. С., Кузнецова О. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛД; 2013.