Как спят младшие школьники
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2–4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья [1, с.36]
Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем Образовательном Центре, участвовало 167 опрошенных: 27 человек — 16 % из 2-классов, 79 человек — 47 % из 3-классов и 61 человек — 37 % из 4-классов. В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.
В нашем Образовательном Центре не высыпается почти 75 % школьников. Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники.
Количество часов, которое необходимо учащимся начальных классов, чтобы выспаться, составляет 10 часов.
При этом большая часть школьников (68 %) просыпается в течение ночи, 65 % опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.
Менее 15 % опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20 %.
Ученики поздно ложатся спать, в основном, по 2 причинам: либо они делают уроки и занимаются, либо — читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером.
В ходе анкетирования я выяснила, что учащиеся спят ночью неспокойно и иногда просыпаются, несмотря на то, что соблюдают гигиену сна. Практически все спят в свободной одежде, в темной проветренной комнате на удобной кровати с чистым постельным бельем.
Таким образом, можно сделать вывод, что недосыпание — достаточно актуальная проблема в нашем Образовательном Центре. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособности и ухудшение качества сна. Однако многие стараются соблюдать гигиену сна и соответствовать постоянному графику сна и бодрствования.
Я попыталась выяснить, к какому из типов активности относится учащийся. Оказалось, что ярко выраженных типов очень мало, а также во многих случаях наблюдается несоответствие между тем, какой тип заложен в организме природой, и тем, какому типу приходится соответствовать при жизни.
Как выяснилось, подавляющее большинство школьников — «голуби». Можно сказать, что умение организовывать свой рабочий день сильно сказывается на режиме сна и бодрствования. Те из учащихся, которые сбивают свои биоритмы, плохо себя чувствуют; их работоспособность понижается.
У 52 % опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у всех людей по-разному. У некоторых просто понизится настроение и пропадет интерес к работе, а некоторые вообще ничего делать не смогут.
Отметим, что учащимся нужно меньше отвлекаться и серьезнее подходить к выполнению той или иной работы. Для плодотворной деятельности необходимо днем организовывать вокруг себя соответствующую спокойную обстановку, а ночью отдыхать от дневных дел. Это самый полезный для организма режим функционирования, которым не стоит пренебрегать.
Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67 %. Однако, во всех параллелях более 30 % учащихся вообще не занимаются спортом, либо только лишь раз в неделю приходят на урок физкультуры. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.
Также некоторые учащиеся отметили, что они делают некоторые физические упражнения для того, чтобы взбодриться. И это действительно помогает! Поэтому никак нельзя отрицать положительное влияние физической деятельности на работоспособность и здоровье человека.
Спортивная деятельность необходима для лучшего функционирования организма, повышения работоспособности и настроения.
Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63 % школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25 %.
Среди школьников 39 % ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали. Можно сказать, что необходимо следовать четкому режиму питания, активно кушать в первой половине дня и не особо наедаться во второй. Съеденная на ночь пища или выпитая жидкость идут только во вред организму.
Половина школьников нашего Образовательного Центра проводит время перед телевизором. Компьютер и телевизор являются наиболее сильными отвлекающими факторами, негативно влияющими на организм учащегося.
Таким образом, мы видим, что недосыпание очень негативно влияет на состояние организма, причем не только физическое, но и психическое. Те ребята, которые высыпаются, по праву считают себя здоровыми людьми.
Исследовательское самонаблюдение
Режим любого человека, а школьника особенно, должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приёма пищи, сна. Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?
Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.
Исследование показало, что:
‒ Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
‒ Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Причина в том, что овладевает какой-либо эмоциональный подъем (радость, тревога, страх), и сон продолжительное время не наступает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.
Выводы:
‒ Очень важно правильно спланировать вечернее время школьника, чтобы можно было создать «идеальный» сон, достаточный для бодрого и радостного пробуждения.
‒ Большое значение имеет понимание родителями необходимости здорового и полноценного сна для подростка и соблюдение рекомендаций в семье.
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока [4, с 12] Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай — будешь здоровым, богатым и мудрым».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы показало, что сон — действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье.
Систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
‒ младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
‒ только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
‒ требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
‒ школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.
Литература:
- Моя первая энциклопедия / Е. С. Чайка. — Минск: Харвест, 2010. — 240с.: ил.
- Тайны сна. http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Son/bio-son.html
- Сон. http://ru.wikipedia.org
- Я. И. Левин «Общество невыспавшихся людей» Медицинский вестник № 9 (478), 27 марта 2009 г.